Ключи к тестам для самоконтроля



К главе I:

1. в).

2. г).

3. а).

4. в).

К главе II:

1. б).

2. б).

3.а), б), в).

4.в).

К главе III:

1.а), б), г).

2.б).

3.б).

4.а), г).

К главе IV:

1.г).

2.в).

3. а).

4. б).

5.в).

К главе V:

1. а).

2.б).

3. а).

К главе VI:

1.в).

2.а).

3.а).

К главе VII:

1.в).

2. а).

3. в).

К главе VIII:

1.г).

2.а).

3.г).

К главе IX:

1.б).

2.г).

3.б).

К главе X:

1.г).

2. а).

3.б).

К главе XI:

1.б).

2.а).

3. б).

К главе XII:

1.а).

2.г).

3.а).

К главе XIII:

1.а).

2. в), г).

3.в).

К главе XIV:

1.б).

2. г).

3. а).

К главе XV:

1.в).

2. а).

3.а).


 


Вопросы к зачету:


 

1.Наука как форма познания мира.

2.Наука как сфера культуры.

3.Наука как социальный институт.

4.Юридическая наука и иные формы познания права.

5.Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилиза­ций.

6.Юридическая мысль Древней Греции.

7.Наука о праве в Древнем Риме.

8.Юридический рационализм Средневековья.

9.Юридическая рациональность в культуре Возрождения.

10.Классический этап развития юридической науки.

11.Неклассический этап развития юридической науки.

12.Постнеклассический этап развития юридической науки.

13.Основные элементы научного познания.

14.Основные этапы научного познания.

15.Методология научного познания: философские, общелогические, об­щенаучные методы исследования.

16.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

17.Герменевтика в истории методологической мысли.

18.Юридическая герменевтика.

19.Основные идеи и принципы натурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

20.Исторические сложившиеся формы натурализма.

21.Юридический натурализм.

22.Основные идеи и принципы аксиологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

23.Аксиология в истории методологической мысли.

24.Юридическая аксиология.

25.Основные идеи и принципы прагматизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

26.Прагматизм в истории методологической мысли.

27.Юридический прагматизм.

28.Основные идеи и принципы феноменологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

29.Феноменология в истории методологической мыслию.

30.Юридическая феноменология.

31.Основные идеи и принципы позитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

32.Позитивизм в истории методологической мысли.

33.Юридический позитивизм.

34.Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

35.Неопозитивизм в истории методологической мысли.

36.Юридический неопозитивизм.

37.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

38.Постпозитивизм в истории методологической мысли.

39.Основные идеи и принципы структурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

40.Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии со­циально-гуманитарного познания.

41.Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли.

42.Юридический постмодернизм.

43.Основные идеи и принципы структурного функционализма как мето­дологии социально-гуманитарного познания.

44.Структурный функционализм в истории методологической мысли.

45.Структурный функционализм в юриспруденции.

46.Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизаци­онного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

47.Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории мето­дологической мысли.

48.Культурно-исторический подход в юриспруденции.

49.Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методоло­гии социально-гуманитарного познания.

50.Эволюционный подход в истории методологической мысли.

51.Формационный подход в юриспруденции.

52.Основные идеи и принципы синергетики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

53.Синергетика в истории методологической мысли.

54.Юридическая синергетика.

 

ГЛОССАРИЙ

Аксиология – (греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира.

Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой ис­тория науки предстает как череда революционных смен систем знания.

Антиномичностьобъекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне про­тиворе­чивого, многоаспектного.

Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как ра­зум­ным существом.

Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, со­единяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на по­сто­янное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, ме­жду ча­стным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и понима­нием.

Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности на­учного познания.

Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объек­тив­ности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость за­ко­нов миро­здания с целью обретения власти над вещами, природой.

Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.

Диалогизм– представление о диалоге как универсальном способе ор­га­низации научного знания.

Дисциплинарный синкретизм– нерасчлененное единство научного зна­ния.

Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внут­ренней логики по­знавательных процессов.

Культурно-исторический подход - методология юридических исследо­ваний, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникаль­ный дух, организм.

Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой ис­то­рия науки предстает как эволюци­онный процесс накопления и усовершен­ство­вания знания.

Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного.

Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов.

Механистический детерминизм- представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера.

Механицизм– понимание мира как механической системы, редуциро­ва­ние всех систем к механическим системам.

Натуроцентризм– определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе.

Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имею­щая в своем основании особый тип познания - научный рационализм.

Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Научная истина - достоверная информация об объекте, представлен­ная в виде отдельного утверждения или системы утверждений.

Научная картина мира –предельно обобщенная модель действитель­но­сти, в схематической форме представляющая реальные объекты и про­цессы.

Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость.

Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного.

Научный закон – форма теоретического знания, содержащая пред­став­ления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между яв­ле­ниями реального мира.

Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследователь­ский процесс.

Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ори­ен­тированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, ра­зумно-рассудочное мышле­ние.

Объект научного познания– фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания.

Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе.

Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании тео­рии, в организации эмпирических исследований.

Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направ­лено внимание исследователя.

Принцип дополнительности – представление о том, что только сово­купность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах.

Про­грессизмвера в возможность преобразования и улучшения ок­ру­жающей со­циальной и материальной среды посредством развития челове­че­ского разума.

Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональ­ном устройстве мира.

Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мыш­ле­ние.

Статистический детерминизм - неклассическое понимание причин­но­сти как статистической закономерности и вероятностной зависимости.

Структурный функционализм - методология юридический исследо­ва­ний, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей чело­века, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент струк­туры имеет определенное функциональное значение.

Субъект научного познания - личность или социальная группа, осу­ще­ствляющая научное исследование.

Сциентизмквали­фикация научного знания как ведущей формы куль­туры и главной производи­тельной силы общества.

Формационный подход - методология юридических исследований, ба­зирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим ба­зисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общин­ную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистиче­скую ста­дии.

Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социаль­ными, культурными, экономическими и т.д. факторами.

Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория науч­ного познания.

Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основа­нии правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посред­ством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некото­рому ап­риорно существующему идеалу.

Юридическая герменевтика -методология познания права, позицио­ни­рующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной ин­терпре­тации и понимании.

Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке.

Юридическая синергетика - методология юридических исследова­ний, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обла­дающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного об­мена энергией - информацией с внешней средой.

Юридическая феноменология - методология познания правовых яв­ле­ний, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством ме­то­дологической процедуры эпохе.

Юридический позитивизм -методологияисследования права, опи­раю­щаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет вы­явления и устранения противоречий в законе.

Юридический постмодернизм -методология юридических исследова­ний, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу вы­явления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса вла­сти.

Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, вы­двигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практи­чески непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом про­блемной си­туации.


 

Список литературы

Основная

1.Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1997.

2.Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспи­рантов.- Ростов н/Д., 2007.

3.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

4.Степин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003.

5.Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

6.Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2007.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 336;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.