ТАКТИКА РУКОПАШНОГО БОЯ
Тактика, это совокупность способов и средств ведения боя. Не бывает тактики «вообще», вне конкретной ситуации. Она всегда является результатом взаимодействия трех факторов: намерений и возможностей нападающих, возможностей и намерений обороняющихся, использования обеими сторонами внеших условий и средств (рельефа местности, освещенности, погоды, подручных предметов и т.д.).
Поединок можно условно разделить на четыре этапа: оценки противниками друг друга, завязки боя, его кульминации и, наконец, выхода из боя. При внезапном нападении этап оценки противника отсутствует, при высоком темпе завязка боя и его кульминация могут сливаться в одно целое.
Сам бой иной раз занимает всего несколько секунд, в других случаях растягивается на пять или десять минут.
Но независимо от затрат времени, всякий поединок характеризуется той или иной тактикой. Тактическое мастерство бойца заключается в умении нейтрализовать преимущества противника, обратить в свою пользу его слабости, с максимальной выгодой использовать внешние условия, в полной мере реализовать свои психические, технические и физические возможности. Тактическое мастерство формируется исключительно путем практики, в процессе учебно-тренировочных занятий, моделирующих настоящие драки. Если некто в своей подготовке ограничивается спортивными схватками «по правилам» (пусть даже в жесткий контакт), то он никогда не станет сильным уличным бойцом.
ТАКЭДА-РЮ
(Школа семьи Такэда) Такэда-рю является одной из традиционных самурайских школ боевых искусств. Ее «отцом-основателем» был Такэда Нобуторо (1493 – 1573), принадлежавший к знаменитому клану Минамо-то, победившему не менее знаменитый клан Тайра в гражданской войне 1180 – 1185 гг.
В настоящее время в Японии численность этой школы составляет примерно 10 тысяч человек. С 1959 года школой руководит 44-й «сокэ» Накаму-ра Хисаси (1931 г.р.), прошедший к тому времени десятилетнее обучение у 43-го сокэ, мастера Оба Ичио.
Школа Такэда-рю включает в себя следующие дисциплины:
1. Бой саблей (кэн-до и иай-до);
2. Бой дубинкой (дзё-до);
3. Бой короткой палочкой (сюги-до);
4. Бой голыми руками (айки-дзюцу);
5. Метание острых предметов (сюрикэн-дзюцу).
ТОМИКИ-РЮ
Японское боевое искусство, представляющее синтез дзю-до и айки-до. Его создатель – мастер Томики Кэндзи (1900 г.р.). Он изучал дзю-до с десятилетнего возраста, причем с 1922 года проходил обучение в Кодокане, непосредственно у Кано Дзигрро. А с 1930 года, по рекомендации Кано, изучал айки-дзюцу под руководством мастера Уэсиба Морихэя.
В 1934 – 40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 году продемонстрировал в Кодокане разработанную им систему. Но название «Томики-рю» он дал ей только через 20 лет. В 1945 году мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он смог вернуться лишь три года спустя.
Наиболее примечательной особенностью его стиля является оригинальная форма соревнований, складывающихся из следующих разделов:
– Рандори-кёги: вольный бой с безоружным противником;
– Нинидори: вольный бой с двумя безоружными противниками;
– Танто-дори: вольный бой с противником, вооруженным кинжалом;
– Ката: упражнения в паре с партнером.
Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хирао-ки), в Великобритани (Эхара Тэцу) и во Франции (Цучия Сатору).
ТОСЮ-КАКУТО
Японское боевое искусство, разработанное для армии в 1952 году мастером Чиба Санею. Представляет синтез приемов айки-дзюцу, каратэ и кэнпо. Тренировки по системе тосю-какуто включают поединки в жесткий контакт, с использованием при этом перчаток, нагрудника и шлема с металлической решеткой, прикрывающей от ударов лицо.
ТРОСТЬ
Трость, то есть палка длиной в один метр (плюс-минус до десяти сантиметров), используемая для опоры при ходьбе, применялась в качестве оружия с глубокой древности. Поединки на палках примерно такой длины изображены на рельефах в египетских гробницах, построенных за тысячу лет до нашей эры. Известно, что римские гладиаторы отрабатывали приемы боя с тростью. В государстве франков император Карл Великий (правил в 768 – 814 гг.) разрешил устраивать дуэли только с тростью в руках.
В Средние Века тростью и шестом вооружались крестьяне, пастухи, паломники-богомольцы, подмастерья в цехах ремесленников, наконец, слуги. В XVII – XVIII веках тяжелой тростью наводили порядок полицейские почти во всех странах Европы. Популярность искусства владения тростью в течение всего XIX века и первой четверти XX была связана с тем, что она являлась обязательным атрибутом, дополнявшим костюм большинства горожан. В те времена во многих европейских странах, особенно во Франции, Италии, Англии каждый уважающий себя светский мужчина учился владеть тростью как оружием. Этому искусству обучали тогда учителя фехтования и бокса, совмещавшие обычно обе роли в одном лице.
В 70-ые годы XX века работа с тростью возродилась как спорт. Теперь она является безопасным инструментом, поскольку при стандартной длине в 95 сантиметров весит всего лишь 125 грамм. Наиболее популярна работа с тростью во Франции, где существуют почти 100 клубов поклонников данного единоборства, объединяющие более двух тысяч человек. Аналогичные клубы имеются в Италии, Бельгии и США.
Спортивные поединки имеют продолжительность две минуты каждый. За это время надо как можно большее число раз прикоснуться концом своей трости к голове, торсу, ногам противника, используя колющие и секущие удары. Соответственно, необходимо избегать прикосновений трости противника с помощью маневрирования на площадке,, а также посредством отбивов и подставок своей тростью. Участники соревнований одевают защитные шлемы и нагрудники, аналогичные фехтовальным. В сочетании с малым весом трости и тем, что оба ее конца тупые, поединки спортивной тростью абсолютно безопасны.
Практика работы с тростью развивает такие качества, как подвижность, быстроту реакций и движений, гибкость, координированность, выносливость, хладнокровие, тактическое мышление. Разумеется, в случае необходимости мастер сможет эффективно применить трость в соответствии с ее первоначальной ролью боевого средства. Но для этого ему придется взять в руки палку намного тяжелее спортивного аналога.
Обучение работе с шестом считается дополнительным по отношению к трости. Длина спортивного шеста 135 сантиметров, вес от 350 до 450 грамм. Его держат двумя руками. Защитная одежда дополняется еще и сапогами. Удары шес-,.:-! значительно более мощные, чем тростью, поэтому здесь нужен постояный контроль за своими действиями. Иначе неизбежны серьезные травмы во время учебно-тренировочных, а тем более соревновательных поединков.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1806;