Источники и условия исследовательского поиска
Стремление педагогов к психолого-педагогическому исследо‑
вательскому поиску в наше время поддерживается всеми уровня‑
ми управления образованием. Но одного стремления, даже осно‑
ванного на осознании проблем, мало. Нужно использовать источ‑
ники, подпитывающие такой поиск, родники, из которых можно почерпнуть для творческой переработки подходы, образцы, идеи, методы и технологии.
Можно выделить по крайней мере пять таких источников.
1. Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях.Воспита‑
ние, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Между тем после крушения официальной коммунистической идеологии и ком‑
мунистических идеалов в обществе и в среде педагогов ощущается идеологический вакуум, острый кризис идеалов. Он в определен‑
ной мере компенсируется религиозной идеологией и религиоз‑
ным сознанием. Однако такой выход приемлем не для всех. «Во что же верить? Как можно воспитывать, если все идеалы низверг‑
нуты?» — спрашивают педагоги. Думается, что конструктивный ответ на этот вопрос есть
Педагогические идеалы должны быть связаны с непреходящи‑
ми гуманистическим ценностями, с идеалами человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого). Вера в человека, поиск путей его максимальной реализа‑
ции, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счас‑
тье — это ядро любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего.
‑
2. Достижения всего комплекса наук о человеке, а также реко‑
мендации, вытекающие из современных научных подходов, осо‑
бенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоро‑
вье), психологических и педагогических наук, в том числе соци‑
альной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии.
Существует тот аргумент, что научные педагогиче‑
ские знания не столь уж важны, так как педагогика — не столько наука, сколько искусство, а недостаток знания педагог компен‑
сирует опытом. Практическая педагогика, конечно, великое ис‑
кусство, где очень много зависит от Мастера, но в основе этого искусства лежат научные принципы, подходы, системы. Если они выявлены, если они используются, практика существенно вы‑
игрывает, уменьшается вероятность потерь и ошибок. Противопо‑
ставлять научную теорию и практику (искусство) -- все равно что противопоставлять теорию музыки, музыкальную компози‑
цию, в конечном счете — музыкальную грамотность искусству исполнения. И несколько слов о медицине и валеологии (науки о здоровье). В полезности рекомендаций этих наук мало кто сомне‑
вается. Однако вся практика воспитания и обучения очень мед‑
ленно и неполно учитывает советы и рекомендации, нацелен‑
ные на сохранение здоровья, ищет способы здоровьесберегающего образования.
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова‑
торский.
Передовой опытявляется наиболее близким и понятным ис‑
точником подходов, решений, методов, организационных форм. Диапазон его очень широк. Идет небезуспешное возрождение тра‑
диций прошлого отечественного опыта. Восстанавливаются част‑
ные школы, лицеи, гимназии, гувернерство, преподавание рито‑
рики, бальных танцев, традиции российского милосердия и бла‑
готворительности. Постепенно открываются ‑
для нас и сокровища мирового опыта, например достижения вальдорфской школы и педагогики, системы свободного воспитания М. Монтессори, С. Френе. Все это чрезвычайно важно. Заметный след в отечествен‑
ной практике обновления школы оставили педагоги-новаторы или, как они сами себя именуют, педагоги-экспериментаторы, чей опыт широко пропагандировался на рубеже 80-х и 90-х годов «Учитель‑
ской газетой», «Комсомольской правдой», Центральным телеви‑
дением и другими средствами массовой информации. В этот же период одна за другой стали выходить книги педагогов-новато‑
ров, их статьи и статьи о них в педагогических журналах. В послед‑
ние годы интерес к их опыту снизился, к тому же появился и ряд критических публикаций, содержащих обвинения и негативные оценки их опыта.
Попробуем с позиции современности, когда страсти вокруг новаторов несколько улеглись, дать объективную оценку их опы‑
та, его значения для обновления школы и развития психолого-педагогических наук.
Для оценки движения новаторов нужно определить, какие кон‑
кретные задачи они решили, какую роль выполнили.
В чем же конкретный вклад новаторов, их реальные заслуги перед отечественным образованием?
Первое. Очень разные по творческому стилю (Ш.А. Амонашвили — уникальный философ-гуманист, психолог и педагог-практик, Е.Н.Ильин — яркий импровизатор, В.Ф.Шаталов — аналитик-алгоритмист. М.П.Щетинин — романтик, Р. Г. Хазанкин — эрудит и систематик и т. д.), они в противостоянии с фор‑
мализмом, бюрократическими ограничениями и унификацией от‑
стояли право педагога на творческую самостоятельность, на по‑
иск, на авторскую самобытность.
‑
Второе. Своей практикой они утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества со школьниками, внутренней сво‑
боды формирующейся личности, целесообразной помощи каж‑
дому и тем самым проложили дорогу коренным демократическим преобразованиям в образовании, способствовали гуманизации общества.
Третье. Они создали новые педагогические системы, в каж‑
дой из которых найдено решение определенных, очень актуаль‑
ных педагогических проблем. В.Ф.Шаталов показал, как с по‑
мощью системы опорных сигналов можно выучить всех и дать каждому ребенку «точку опоры» в его жизненном самоутвержде‑
нии. Ш. А. Амонашвили удалось найти средства, чтобы пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого ребенка, не отбить у него тягу к школе, знанию, учителю, обеспечить его развитие. М. П. Щетинин создал особенно ценную для села новую форму образовательного учреждения — школу-комплекс, не без успеха вел поиски путей разностороннего развития личности через эмо‑
ционально-художественную деятельность.
Жизненный подвиг директора Сахновской средней школы А. А.Захаренко заключался в том, что он создал сельский культурно-образовательный комплекс, доказал, что школа может воз‑
родить село. А. А. Католиков показал, как реально скрасить сирот‑
ство и обеспечить питомцам школы-интерната полноценную жизнь, развитие, продолжение образования. И. П. Волков сумел пробудить творческое начало у каждого школьника. С. Н. Лысенкова создала систему ранней педагогической пропедевтики по‑
средством опережающего обучения в начальных классах.
Пропедевтика - (от греч . propaideuo - предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме
‑
Особо следует подчеркнуть заслуги энтузиастов и новаторов социальной педагогики, преодолевших узкие традиции социаль‑
ной помощи в рамках доставки пенсии и ухода за престарелыми, утвердивших комплексный подход к защите и реабилитации де‑
тей и подростков, создавших комплексные социально-педагоги‑
ческие и социально-реабилитационные учреждения (И. И. Рябов, С. 3. Ревзин, В. К. Волкова, Н. А. Голиков и др.).
И еще один штрих. В плеяде педагогов-новаторов, как это ни странно на первый взгляд, большинство мужчин. И это еще раз говорит о том, как нужен школе умный и инициативный педагог-мужчина. Педагоги-новаторы, если так можно выразиться, защи‑
тили мужское достоинство педагогики.
Нужно, таким образом, судить о педагогах-новаторах именно по тому позитивному вкладу, который весьма весом, а не по от‑
дельным срывам, неудачам или фактическим ошибкам.
4. Педагогический потенциал коллектива педагогов и обучаю‑
щихся, окружающей социальной среды, производственных пред‑
приятий, учреждений культуры и медицины, правоохранитель‑
ных органов, родителей, людей самых разных профессий, жиз‑
ненных судеб и увлечений.
Творческий потенциал коллектива, конечно же, создается твор‑
ческими личностями. В нем вырабатываются собственные тради‑
ции, свое отношение к ценностям, к педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки, взаимодействия разных по творческому стилю и потенциалу лю‑
дей оказываются либо стимулом, либо тормозом для развития творчества и инициативы.
‑
Теория и практика социального воспитания исходит из посыл‑
ки о том, что только организация жизнедеятельности ребенка в реальной социальной среде с участием многих социальных ин‑
ститутов (семья, предприятия, клубы, ассоциации, творческие объединения, органы правопорядка, учреждения физкультуры, театры, кинотеатры и т. д.) и массы непрофессиональных педаго‑
гов (прежде всего это родители) позволяет полноценно вести обу‑
чение и воспитание. Тут, в непрофессиональной среде, можно почерпнуть много идей, подходов, форм, с успехом применимых и в школе, и во внешкольной сфере. Получили уже достаточно широкое распространениенаучные общества учащихся, руково‑
димые учеными, спортивные секции, которыми руководят спорт‑
смены или тренеры, художественные студии и т. д. В образовании «работают» идеи кибернетики, валеологии, герменевтики (наука о понимании), ему нужны новые подходы различных областей науки и техники, человеческой практики.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
Творческий потенциал личностипедагога проявляется во внут‑
ренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать, комбинировании известных способов или элементов, умении видеть предмет в его необычных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т.е. во всем, что ха‑
рактеризует креативность (творческую сущность) самой лично‑
сти педагога-исследователя. Внешние факторы стимулируют твор‑
чество педагога, поставляют ему материал и дают образцы реше‑
ний. Но творческий педагог обладает собственным педагогическим мышлением, способен продуцировать новые идеи и методы (об этом подробнее в последнем разделе пособия).
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 372;