Троица Андрея Рублева


Канон в древнерусском искусстве

Летописцы, как правило, обращают внимание не на само изображение, а на расцветку иконы и ее драгоценное обрамление. Если византийцы оставили нам многочисленные описания церковных мозаик и росписей, то ничего подобного на руси до 17 века мы не встречаем. Русичи лишь обозначают иконы и мозаики как "зело красные" и перечисляют их в одном ряду с золотом, жемчугами и дорогими каменьями в качестве украшения храмов.

Практический смысл иконы - приводить зрителя в созерцательно-медитативное состояние, выводить его дух на уровень сверхсознания. Это состояние, близкое к тому, которое византийские мыслители называли "экстазом безмыслия". Иконы на Руси, видимо, нередко служили, ели так можно выразиться, объектами медитации.

 

Троица Андрея Рублева

Рублев красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии. Искусство Древней Руси было основано на внешней красоте, за которой усматривали особую глубину, которая не поддается выражению словами, но ее можно хорошо прочувствовать.

Если читать умели не все, и книжная мудрость была доступна немногим, то "премудрость иконная" - каждому древнерусскому человеку. Высшим выражением софийности (мудрости) в древнерусской живописи, несомненно, является искусство Андрея Рублева.

Древнерусское искусство:

· повышение уровня абстрагирования художественного языка

· увеличение степени условности выразительных средств и, в конечном счете,

· к высокому развитию художественного символизма, с которым мы встречаемся во всех видах древнерусского искусства.

· Все основные цвета и многие их сочетания, конструктивные элементы в архитектуре, жесты и позы персонажей в живописи несут символическую нагрузку в культуре средневековой Руси.

 

Примеры:

 

Жесты и позы Цвет
Жест Оранты - усиленной молитвы, с характерным движением поднятых вверх (обычно выше уровня плеч) и разведенных рук. Важным условие - ладонь, раскрытая на плоскости стены или иконы в сторону молящихся. Молитвенный жест Оранты передается в почти буквальных повторениях с библейских времен. (Богоматерь Оранта. XI в. Киев. Софийский собор.)   Цветовая композиция иконы строится в зависимости от фона 1) Золотой цвет Золотой фон иконы представляет пространство как световую среду, как погруженность мира в силу Божественных энергий. Золото = солнце = свет. Золото иногда заменяется белым или красным цветом:  
В композиции Деисуса Богоматерь и Иоанн Предтеча обращаются к Христу с жестом молитвы, который вместе с тем означает и послушание. В ряде случаев изображается движение рук, целиком закрытых одеянием: это жест означает особое благоговение перед святыней, которой предстоящий ей недостоин даже коснуться. Этот жест также связан с обычаями древнего Востока.   - сочетание красного фона средника и белого фона клейм   - иконы на белом фоне - белый нимб на белом фо не (икона "Эммануил")     - золотой фон и красный нимб - символически это одно и тоже    
На фреске преп. Андрея Рублева Судии (из Страшного Суда) жест Спасителя - поднята вверх правая рука и опущенная вниз левая рука имеет смысл разделения праведников и грешников.   - активно используется серебряный фон, он требует другого сочетания. Сочетается с более приглушенными цветами (икона Св. Николай)   Позже ( в 16-17 вв - Иван Грозный - размываются каноны) появляются иконы на фоне оливкого цвета  

Во многих произведениях древнерусского искусства как бы фокусировался весь сущностный потенциал духовной культуры того времени, то есть они выступали целостными художественными символами своей эпохи. В качестве предельного образца таких символов служит нам "Троица" Андрея Рублева, а также росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1565;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.