Росписи Дионисия Ферапонтовского


Так в процессе исторического формирования средневекового типа художественного эстетического сознания складывался художественный канон.

Он закрепил наиболее адекватную идеалам систему изобразительных приемов. Канон сложился из определенного набора сущностей, семантики художественных образов. Художниками была создана система символовнаиболее полно и емко выражавших основные значимые элементы духовного содержания. Канон выступал как бы первым уровнем выражения художественного символа. У иконографического канона древнерусского искусства был византийский прототип. Но в византийском каноне закреплены визуализированные идеи в платоновской философии, архетипические схемы, или лики изображаемых персонажей и событий. В древнерусском же искусстве канон выступал главным хранителем предания, традиции.

Канон являлся конструктивной основой художественного символа, однако не был основным носителем эстетического значения. Сутью художественного творчества мастера была в сосредоточении всех свои творческих сил на решении чисто художественных задач. Пусть канон ограничивал художника в выборе сюжета и тематики или общей линии композиции, зато предоставлял неограниченные возможности в области средств художественного выражения - цвета, формы, линейного ритма в живописи.

Каноничность фактически обесценивает мир материальных ценностей и неумолимо ориентирует искусство на проникновение в мир духовный и на выражение его художественными средствами.

1. Канон – мировоззренческая, ценностная категория, выражающая эстетический идеал эпохи.

2. Канон - нормативная система, закрепляющая основные структурные закономерности видов искусства.

3. функции канона - охранительная, трансляционная, коммуникативная.

4. Канон не препятствует проявлению творчества художника, но создает определенное поле инвариантов, внутри которого художнику предстоит действовать. Таким образом, проявляется релятивность канона.

5. Канон – составная часть традиции, но он появляется на определенной стадии ее развития и выступает в виде жанрового канона.

 

 

Иконостас Расположение фресок
  Иконостас Схема древнерусского иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин. Канонично также и расположение изображений – фресок – в храме. В куполе – «Христос Пантократор» (Вседержитель; столпы – апостолы, епископы, подвижники, мученики; западная стена – Страшный Суд; паруса – Евангелисты. Фреска в храме Св.Софии, Киев    
Основные персонажи икон – это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые сподвижники и великомученики. Изображения могли быть:   оглавными (только лик) оплечными (по плечи),       поясными (по пояс), в полный рост.      

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1222;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.