Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты


Новое время это историческая эпоха – с XVII до начала XIX века, в течение которой окончательно оформилась западноевропейская культу-ра. Начавшиеся процессы в эпоху Возрождения изменили духовную атмосферу в обществе. Активизировавшийся рост антифеодальных сил, сопровождался радикальными выступлениями в Нидерландах и Англии и др. государствах, в результате чего в большинстве европейских государ-ствах установилась абсолютная монархия.

Ослабло влияние церкви во многих сферах общества. Философия освободилась от схоластики. Получило развитие естествознания. Основ-ой познания стал разум, опирающийся на логику и факты. В это время Р. Декартсоздалрационалистическую теорию и критерием истины утвердил разум. Ф. Бэкон провозгласил объектом познания природу, целью познания – господство человека над природой, а методом позна-ния – опыт (индукцию). Все больше получала независимость от религии общественная мысль. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел уни-версальный характер. Свобода личности стала основной ценностью. Про-возглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье.

Английскими просветителями Д. Локком и Д. Гоббсом были раз-работаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с наилучшим обустройством государства. Впервые Локком была провозглашена идея о принципах раз-деления властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Большой вклад в развитии точных наук внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли и многие другие.

Значительных успехов ученые-медики достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры. Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований, поэтому эту эпоху называют «веком гениев» и первой НТР.

 

5.2. Социально-типологические особенности развития украин- ской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст.

В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные соци-альные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер.

Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618 ─ 1648 гг.). Ее ко-нец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинско-го народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевро-пейского национального движения.

Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания.

Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении.

В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разде-лилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса.

Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар.

Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа).

Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество.

5.3Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры

В это время формируется казачество как военная сила, которое взя-ло на себя функцию отстоять православную веру.

Главным историческим условием возникновения укра­инского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социаль­ное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.

Легендарный гетман П. Сагайдачный провел реформу, превратив-шая казачество из бывших отрядов ─ старшин фактически в регулярную армию, чьи мощь и отвага были известны всей Европе.

В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку.

Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской госу-дарственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой.

Украинское барокко

Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко.

Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства.

В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco – странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVI в.

В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументаль-ность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.

Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы: Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петро-дворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор – Ф. Барромени. Скульптор: Л. Бернини).

На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюже-тов, приближение их к народной жизни.

На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в право-славных художественных произведениях, в том числе в иконописи.Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры.

Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др.

Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722)и др.

Самой распространенной литературной формой барокко в отечест-венной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах.

Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), истории-ческие драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого).

Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо.

Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Де-карта.

Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев.

Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники – Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы – Фальконе, Гудон, Пигаль.

Рококо – от слова «рокайль» – мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него харак-терно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки – беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля – Ватто, Буше, Фрагонар.

Таким образом, отказ от антропоцентризма открыл многозначительную связь человека с окружающим миром, признаком чего стало появление жанров пейзажа, натюрморта, бытовых тем. Замена целостной модели мира сменилась культурным противоборством новых стилей.

 



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 329;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.