История возникновения и теоретические взгляды на права человека
Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В западноевропейской правовой культурной традиции в течение нескольких веков продолжало развиваться индивидуалистическое мировоззрение, которое привело в конечном счете к юридическому закреплению в конце XVIII в. (в частности, в годы Великой французской революции – в Декларации прав человека) уже не сословных, а индивидуальных прав и свобод, определявших ту сферу автономии личности, в которую государство вмешиваться не вправе.
В настоящее время права человека рассматриваются как элемент общеправового статуса личности, в качестве самых общих прав и обязанностей, составляющих правовой статус безотносительно к какой-то ограниченной области (в противоположность отраслевому) или к конкретной личности (в противоположность индивидуальному правовому статусу).По поводу конституционных прав юридических лицсм. [Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П] Права человека в первую очередь рассматриваются в плоскости отношений между личностью и государством, поскольку государство одновременно выступает главным гарантом защиты прав (ст.45 Конституции РФ) и в то же время фигурирует в качестве основного потенциального нарушителя прав (особенно в сфере личной свободы и уголовного преследования). В связи с этим права человека рассматриваются как субъективные права по отношению к государству. В то же время способ юридического закрепления прав препятствует реализации прав в зависимости от исполнения обязанностей, т.е. позволяет считать права основой возникновения не относительных отношений с государством, а абсолютных правоотношений. Исходя из этого обычно разделяют права человека на составляющие:
status negativus–сферу, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица (личные и процессуальные права);
status positivus– сферу, требующую от государства совершения определенных действий или оказания позитивных услуг. Это притязания к государству на полицейскую и судебную защиту своего правового статуса (права-гарантии), а также притязания к государству на социальное призрение (социально-экономические права);
status activus– сферу участия в управлении делами государства (политические права).
В юридической и философской литературе сложились такие взгляды на природу прав человека.
– Права человека, как и другие правовые нормы, являются установлением государства, добровольно принятым самоограничением. Для суверенной государственной власти нет и не может быть внешней силы, которая бы устанавливала границы осуществления власти.
– Права человека – это явление, присущее разуму и сердцу человека, существующий в природе (или в обществе, либо дарованный богом) естественный закон. Со стороны государства может осуществляться признание прав, государство может считать себя связанным этими правами, хотя они существуют объективно и независимо от государственной воли.
– Появление государства, как и юридическое закрепление прав человека, являются продуктом общества и служат одной цели – общественной солидарности, обеспечению исполнения обществом своих функций.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2852;