Церковные школы в Западной Европе.
Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.
Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).
В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).
Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки учебной работы.
При церквях в приходах открывались приходские школы. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали их чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на родном языке ученики не понимали.
В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем выучив наизусть стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.
Курс обучения в монастырях и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли « сеть свободных искусств». Преподавалось богословие, которое считалось венцом наук.
Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.
4. Воспитание светских феодалов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.
Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья обычно были неграмотными. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка.
До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п.; по достижению 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари.
Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению, письму: некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились занять высшие церковные должности.
Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и др. богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения (входила проза, поэзия, классические языки, пение и др.), они готовились стать светскими дамами.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3833;