Великих французских просветителей.


Для мыслителей эпохи Просвещения был поистине характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в по­эзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политиче­ской жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвеще­ния является созданная во Франции «Энциклопедия искусств, науки ремесел» (1751—17 80), грандиозный труд, включавший в се­бя 28 томов. «Энциклопедия» стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании уча­ствовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Гер­мании, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливей­ший литератор и теоретик искусства.

Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетичес­кой позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вме­шательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжате­лем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Эстетические взгляды Дени Дидро не случайно считались своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и задачах искусства. Их теоретическим обоснова­нием были философские воззрения автора, состоящие в призна­нии объективного существования природы, частью которой яв­ляется и сам человек. Поэтому первоисточником, базой искусст­ва является для Дидро сама природа, являющаяся его «первой моделью». «Каков бы ни был уголок природы, в который вы загля­нете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пус­тынный или населенный, — вы всегда найдете в нем два прекрас­ных качества: истину и гармонию» (цит. по: Гачев Д. Эстетиче­ские взгляды Дидро. — М., 1961. С. 61). Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе ху­дожник к действительности, тем лучше и значительнее, по мне­нию Дидро, его творчество, тем более высокой оценки оно заслу­живает. Дидро обращался к деятелям искусства со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны бытия, идти вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется ее истин­ный пульс. Если художник учится у жизни, то, в конце концов, своими правдивыми и страстными произведениями он сам нач­нет «учить жизнь», влиять на человеческие чувства и разум.

Но самой главной задачей искусства для Дидро было слу­жение передовым идеям эпохи, требованию времени. «Всякое произведение ...должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно: без этого оно будет немым» (Там усе. С. 70). Отождествляя этические и эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной иде­ей, Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм.

В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он ис­пользует новые выразительные средства, отказывается от тради­ционного развития сюжета, являясь основоположником совер­шенно новых литературных жанров — философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить «правду жизни» и глубину ее осмысления. Вершиной лите­ратурного творчества Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоис­пытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приме­ты времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя ко­лоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по ши­роте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические тра­гедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое ору­жие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздей­ствие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправед­ливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, по­эмы новым просветительским содержанием.

Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или Оптимист» в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению самого ав­тора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прий­ти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания исти­ны приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму («все к лучшему в этом лучшем из миров»), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже «традиционный» счастливый конец Вольтер на­полняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху.

Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человечес­кой жизни Вольтер формулирует так: «надо возделывать наш сад» — работать, чтобы ни случилось. Именно работа, по его мнению, из­бавляет от «трех великих зол: скуки, порока и нужды». Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному при­ему просветительской эстетики — обращается к описанию идеаль­ного государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдо­радо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо — воплощенное «царство разума», основные элементы которого — просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь ту­да неведом, долог и полон опасностей.

Основоположник просветительского романтизма в литера­туре Руссо в разработанной им эстетике пошел значительно даль­ше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, «чувствительность доброго сердца » простых людей. Как и Дидро, он считал, что в любом произ­ведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно пере­плавляется в моральные ценности. Однако личные чувства и эмо­ции неизменно должны быть подчинены высшему моральному дол­гу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику «здравого смысла», Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него — это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи «чувствительности» истинно добродетельного человека и гражда­нина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а ли­тература должна отражать его и воздействовать на него. Мораль­но-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наибо­лее известном и значительном романе «Новая Элоиза».

Это произведение явилось образцом сентиментального ро­мана в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев —учи­теля Сен-Пре и его воспитанницы Юлии — с критикой обществен­ного порядка, лживых нравов столичных аристократических сало­нов, хищничества буржуа. Основная тема романа — конфликт стра­стной любви и сословной морали, культивируемых в «высшем обществе» предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодно­му велению долга перед отцом, мнением света, предпочитая брак по расчету разрыву с родителями, оберегая их от боли и разочаро­вания. Но чувство «подлинного долга» не может заглушить «голос природы», зов любви, и главная героиня романа погибает.

Талантливое и проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последова­телями руссизма были Карамзин («Бедная Лиза), Гете («Страда­ния юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи») и мно­гие другие известнейшие литераторы той поры.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодек­сы старого сословного общества, просветители совершили титани­ческую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь за­падной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

ЛИТЕРАТУРА_____________________________________

Бомарше. Драматическая трилогия. — М., 1984.

Век Просвещения. — Москва—Париж, 1970.

Вольтер. Философские сочинения. — М.. 1989.

Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. — М.. 1980.

Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. — М.. 1988.

Культура эпохи Просвещения. — М., 1993.

Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М., 1983.

 

глава 9

кризис культуры XX века и пути его преодоления



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2429;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.