ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


 

1. Предпосылки раннего экономического подъема. Древняя Ин­дия была родиной богатой материальной культуры. Первые очаги цивилизации, основанной на земледелии, возникли на северо-за­паде страны, в долине Инда в V—VI тысячелетии до н. э. Насе­лению приходилось строить ирригационные системы, чтобы по­ливать земли в долине реки Инд или обуздать водную стихию Ганга, а также бороться с джунглями. Поэтому оно вплоть до I тысячелетия до н. э. занималось в основном рыболовством, охо­той и примитивным земледелием. В горных и лесных районах Декана развитие материальной культуры шло еще медленнее.

В IV тысячелетии до н. э. в долине Инда сложились первые районы орошаемого земледелия. Это привело к /зарождению ма­териальной культуры Хараппы (ок. 2300—1700 г/, до н. э.). Зем­ледельцы Хараппы культивировали пшеницу, ячмень, кунжут, го­рох и хлопок. Во время раскопок в хараппских городах были обнаружены специальные зернохранилища и огромное количество зернотерок. Население разводило овец, коз, свиней, коров, кур. Основным орудием земледельца была мотыга, но уже зарожда­лось плужное земледелие.

Раскопки свидетельствуют о существовании городов как цент­ров ремесла и торговли (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхаль) и высоком уровне городского строительства. Сооружались двух-,трехэтажные дома из обожженного кирпича, применялся и сы­рец. В Мохенджо-Даро археологами был раскопан целый город (2,5 кв. км) с четкой планировкой улиц и системой канализация, самой совершенной на древнем Востоке. Из бронзы изготовлялись ножи, топоры, мечи, наконечники для копий и стрел, зеркала и другая утварь. Многие предметы (зернотерки, гири, палицы, на­конечники мотыг) делались из камня. Процветали гончарное де­ло, резьба .по камню и кости. Изготовлялись хлопчатобумажные ткани.

2. Последствия арийского завоевания. В первой половине II тысячелетия до н. э. начался упадок хараппской цивилизации. В середине II тысячелетия до н. э. Северную Индию завоевали арийские племена. Основным занятием индоариев было кочевое скотоводство. В связи с этим земледелие на завоеванных терри­ториях пришло в упадок, города разорялись. Но в дальнейшем' арии осели на земле и стали наследниками сложившейся агри­культуры. Ускорилось развитие плужного земледелия. Началась активная расчистка джунглей, а с конца II "тысячелетия — хозяй­ственное освоение долины Ганга. Землю, очищенную от леса, вспахивали большим тяжелым плугом. Культивировали ячмень, просо, овес, бобы, лен, хлопок.

Арийское завоевание ускорило процесс имущественного рас­слоения населения. Религиозные тексты — веды делили людей на «лучших» (богатых) и «скверных» (бедняков). Упоминаются и рабы. Важным последствием арийского завоевания стало возник­новение сословно-варнового строя. Жречество и военная аристо­кратия оформились в замкнутые сословия — варны брахманов и кшатриев. Общинники арийского происхождения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, составили сословие вайшьев. В ре­зультате подчинения разных племен и выделения людей «низких» занятий в особые профессиональные группы появилось сословие шудр. Варновый строй, закрепленный религией, усложнял клас­совое деление древнеиндийского общества.

Важной чертой экономического строя Древней Индии являлось существование сельской общины, которая опиралась на силу большесемейных коллективов. Сельские общины вели натуральное хозяйство, сочетавшее земледелие с домашним ремеслом. Добро­вольная дань, которую платили общинники на содержание раджей, военной знати и для отправления культа, превратились в обременительные налоги (1/8 урожая) в пользу государства.

3. Экономическое развитие Индии в первой половине I тыся­челетия до н. э. После арийского завоевания Индия продолжала оставаться нецентрализованным государством. Экономическое развитие юга страны отставало от севера. В первой половине I тысячелетия до н. э. освоение земель Северной Индии пошло более интенсивно. Центром древнеиндийской цивилизации стала Индо-Гангская долина. Большое значение имело появление же­леза (приблизительно в XI в. до н. э.). В IX—VIII вв. началось его массовое применение. Железные орудия труда (топор, мо­тыга, лопата, сошник) ускоряли вырубку леса, подъем целины и ирригационное строительство.

Основным занятием населения Северной Индии было земледе­лие. В древнеиндийской литературе встречаются упоминания о ячмене, пшенице, просе, бобах, рисе, сахарном тростнике, кун­жуте, льне. Земледельцы получали по два урожая в год, при этом ячмень или пшеницу высевали осенью, а рис — весной. Приме­нялись органические удобрения (навоз).

Успехи агрикультуры привели к появлению крупных городов — центров ремесленного производства. Развивалось и общинное ре­месло, неразрывно связанное с земледелием. В документах тога времени упоминаются металлурги, кузнецы, плотники, гончары, тележники, кожевники, ювелиры, плетельщики матов и корзин,, мясники, дубильщики, цирюльники, виноделы, прачки (мужчины).

В этот период развивался обмен между отдельными районами Индии, которые славились определенными товарами: северо-запад (Пенджаб, Кашмир) — шерстью, Гималаи — золотом, юг — дра­гоценными камнями и жемчугом, запад — оружием. С востока пригоняли в другие районы слонов, а из Синда и Пенджаба — коней. Развитие внутренней торговли привело к появлению про­фессионального купечества, а также ростовщиков. Однако денеж­ное обращение было неразвитым. В качестве денег использова­лись коровы или шейные украшения. Лишь в конце VI — начале V в. до н. э. появляются примитивные деньги в виде небольших брусков серебра с клеймом.

К VI—V вв. до н. э. в долине Ганга сложились раннеклассо­вые общества с рабовладельческим укладом. Законы Ману фикси­ровали рабство и констатировали семь его разрядов: рабы-воен­нопленные, «раб на содержании, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказа­ния». Однако в законах Ману речь идет о рабынях. Рабство но­сило патриархальный характер и не могло оказать серьезное влияние на общинный строй.

Исключительно важную роль в экономической жизни Индии того периода продолжала играть свободная крестьянская общи­на. Расчистка джунглей и строительство оросительных систем были под силу только общине. Однако заимки свободных земель отдельными семьями приводили к укреплению частнособственнических элементов в общине. Росла имущественная дифференциа­ция свободного населения.

Классовое расслоение общества порождает государство. Пле­менные вожди-раджи превращались в монархов. Государство со­бирало налоги и присваивало общинные пустоши. Землей вла­дели общины, которые платили подати. Сельские старосты зани­мались сбором для раджей пищевых продуктов, плодов, напитков, лекарств, топлива и бытовой утвари. Эксплуатация свободного крестьянства государством становилась систематической.

4. Экономика империи Маурьев. Около IV в. до н. э. в Север­ной Индии существовало несколько государств, среди которых наиболее значительными были Магадха и Кошала. Вторжение Александра Македонского (327 г. до н. э.) не затронуло Магадху, а его завоевания в Индии оказались непрочными. Антимакедон­ское восстание, которое возглавил Чандрагупта, ускорило полити­ческое объединение Северной Индии. К 318 г. до н. э. Чандрагупта захватил почти всю Северную Индию и стал родоначальником династии Маурьев (317—180 гг. до н. э.). Во времена Ашоки (ок. 268 — ок. 231 гг. до н. э.) государство достигло своего рас­цвета.

В период Маурьев экономика Индии достигла больших успе­хов. Важнейшим явлением экономической жизни страны было дальнейшее распространение железа и вытеснение медно-бронзовых изделий. Но основой древнеиндийской экономики оставалось земледелие. Плодородие почвы и орошение позволяли собирать по два урожая в год. Земли Магадхи стали центром рисовой куль­туры, превратились в житницу Северной Индии. На Западе куль­тивировали ячмень и пшеницу, а в засушливых районах Декана — просо, пшеницу, бобы. Основным сельскохозяйственным орудием становится плуг, в который впрягали волов. Археологи обнару­жили серпы, лопаты, мотыги. Государство проводило крупные ирригационные работы, используя труд свободных общинников. Строительством оросительных систем занимались общины и ча­стные землевладельцы. Не утратило своего значения скотовод­ство: существовали крупные царские скотоводческие хозяйства. Государство контролировало развитие коневодства и разведение скота.

Древние индийцы достигли больших успехов в производстве хлопчатобумажных тканей, которые стали одной из главных ста­тей индийского экспорта. Кроме того, производились пеньковые, шелковые и шерстяные ткани. На особом положении были ре­месленники-металлисты. Многие из них трудились в царских мас­терских, иные были освобождены от налогов, но работали на казну, находясь на ее содержании. За ремесленниками наблю­дали специальные чиновники.

В городах существовали улицы и целые кварталы, где про­живали ремесленники одной профессии. Они объединялись в кор­порации — шрени, которые имели свой устав. Его нарушители из­гонялись из корпорации. Центральная власть защищала права ремесленников, улаживала споры между корпорациями. Шрени должны были зарегистрироваться, и государство не допускало их распыления или распада.

Объединение государства способствовало укреплению торго­во-экономических связей между отдельными областями страны. В стране существовали специальные чиновники, следившие за про­кладкой дорог. Немалую роль в торговле играли реки и моря. Уже в IV—I вв. до н. э. индийские купцы посещали Цейлон, Бирму, возможно, Вавилон, южную Аравию и восточное побе­режье Африки. Кроме того, в надписях Ашоки говорится о связях с Египтом, Малой Азией и Средиземноморьем. Главными пред­метами индийского импорта были лошади, золото, мышьяк, сурь­ма, стекло, сезам. Индийцы вывозили пряности, благовония, раз­личные изделия из кости, драгоценные камни, хлопчатобумажные ткани, шелк, краски, рис, ценные породы деревьев и другие товары.

Возникла система монетного обращения. Наибольшее распро­странение получили медные и серебряные монеты. Среди чинов­ников были специальные надзиратели за чеканкой и смотрите­ли монет. Ростовщические операции регламентировались. Сог­ласно трактату «Артхашастра» законной нормой были 1,25% в месяц, при торговых операциях — 5%, а за ссуды для морской торговли — 20%.

Исторические источники свидетельствуют, что значительную часть земельного фонда страны составляли владения государ­ства. Как указано в «Артхашастре», государство в лице царя име­ло право распоряжаться незанятыми землями, лесами и полезны­ми ископаемыми. Помимо государства землевладельцами были общины и, видимо, частные лица. В древнеиндийской литературе есть сведения о значительных частных поместьях, где применялся труд наемных работников-кармакаров и рабов. Сохранились сведения о средних и небольших частных хозяйствах. Землю можно было дарить, закладывать, сдавать в аренду. Однако продажа земли была сильно ограничена. Сельская община всячески пре­пятствовала развитию частного землевладения. Общину поддер­живало государство. «Артхашастра» свидетельствует, что прода­вать поля, сады, оросительные сооружения можно было прежде всего родственникам, затем соседям и кредиторам, а после этого прочим лицам.

Царь не мог свободно распоряжаться землей деревни, если она не находилась на его угодьях. Право сбора поземельного налога (1/6 часть урожая) он мог передавать монахам и брахманам. Су­ществовали царские хозяйства, которыми ведали «надзиратели за земледелием». Чиновник вместе с помощниками следил за севом, сбором урожая, орошением и исправностью землевладельческого инвентаря, заботился о рабочем скоте, опекал деревенских ре­месленников, которые, видимо, обслуживали земледельцев. На землях царя трудились наймиты, рабы, «отрабатывающие штра­фы», а также арендаторы разных категорий. Индийские докумен­ты свидетельствуют о разбросанности земель царского хозяйства., существовании угодий царя внутри отдельных деревень.

Несмотря на' большую экономическую роль государства, ин­дийская община отстаивала свои позиции. Она состояла из боль­ших патриархальных семей и, стремясь сохранить свой земель­ный фонд, ограничивала продажу земельных участков чужим препятствовала дроблению наделов. Деревню обслуживали ремес­ленники: горшечники, кузнецы, плотники, цирюльники и прачки. Патриархальное соединение земледелия и ремесла составляет спе­цифическую черту индийской деревни. Некоторые члены общины использовали труд кармакаров (в период страды) и, по-види­мому, рабов. Кармакаров приглашали также для обработки об­щественного поля, продукты которого использовались на общин­ные нужды. Многим деревням принадлежали оросительные соору­жения, дороги и пастбища.

Социально-экономический строй Индии периода Маурьев чрез­вычайно сложен. Законы охраняли права свободных (особенно ариев). Индийские документы показывают, что широко было раз­вито рабство-заложничество, хотя и временное. Пожизненным рабом мог стать военнопленный. В целом рабство не получило большого развития. Картину социально-экономического строя ос­ложняли сословно-варновые отношения. В определенной мере они сдерживали развитие рабства. С другой стороны, они препят­ствовали социальной мобильности древнеиндийского общества.

 

 



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 564;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.