Магия и мифология неолитических земледельцев
Люди неолита практиковали магию. Земледельческая магия несколько отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь крестьянина зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая. Великие богини-матери щедры и чадолюбивы, но требуют страстного поклонения. Поэтому в их культах немало эротических моментов.
В земледельческом культе важны и мужские персонажи. Умирающий и воскресающий бог может оказаться во вражде с демоном или разгневать богиню-мать, вследствие чего он погибает. На помощь ему приходят сестра, мать, жена. Они отыскивают его в подземном царстве и выводят наверх, на свет солнца. Иногда воскресший должен оставаться в темноте и, как египетский Осирис, стать властителем загробного царства. Ритуал, разыгрывающий гибель и воскрешение божественного героя, приурочен к смене хозяйственных сезонов и соответствует ритму жизни земледельческих сообществ.
Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и божков упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства), а сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (антропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий — политеизм. Появляются «специализированные» божества -покровители войны, торговли, скотоводства, брака и т.д.
Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек из китайских преданий Паньгу заполняет расстояние от Земли до Неба. Когда хаос обуздывается, то первочеловек разбирается как строительный материал. Его индийский аналог Пуруша тысяче-
глав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на десять пальцев.
Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву...
От него, принесенного в жертву, возникли Саманы1,
Стихотворные размеры возникли от него,
От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами.
Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.
Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?
Брахманом стали его уста, руки - кшатрием2,
Его бедра стали вайшьей2, из ног возник шудра2.
Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце.
Из уст - Индра и Агни3, из дыхания возник ветер.
Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.
Из ног - земля, страны света - из слуха.
Паньгу «используется» столь же всесторонне: из дыхания творятся ветер, облака, из голоса - гром,
из левого глаза - Солнце, из правого — Луна, из крови — реки, из жил и вен — дороги, из мяса -
почва на полях, из волос - созвездия, из растительности на теле - деревья и травы, из зубов и
костей - золото и каменья, из костного мозга — жемчуг и нефрит, из пота — дождь и роса;
паразиты же Паньгу превратились в людей.
Первосущество скандинавских мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь - для моря, кости -
для гор, череп -для неба, волосы - для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей
Мидгард.
Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными
человеку. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы.
Сначала мифы — это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные
рассказы складываются в систему жизненных представлений народа. Ученые-ми-
1 Гимны.
2 Индийские касты.
3 Индийские боги.
фологоведы разделили мифы на космогонические - о происхождении Космоса из хаоса, антропогонические - о сотворении человека, эсхатологические - о конце света, этиологические - о происхождении разных вещей и явлений.
Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Исполнение мифа чем-то сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.
Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для магико-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злому умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже после смерти человек не перестает с ними общаться. Мертвые остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны.
Мифология - мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель - выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир — большая община родичей и соседей.
Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она заложила основы человеческой культуры: социаль-
ная организация, язык, кровно-родственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда, составляя глубинную суть его существования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое культурогенез?
2. Что такое археологическая культура?
3. Как можно охарактеризовать антропогенез?
4. В чем заключается равновесие между природной и искусственной сторонами человеческого бытия?
5. Какова роль верхнего палеолита?
6. Что можно отнести к первоэлементам культуры?
7. Что такое палеолитические изображения?
8. Как можно охарактеризовать тотемизм?
9. Как можно охарактеризовать проблему возникновения языка в позднем палеолите?
10. Каковы особенности развития религиозных представлений земледельцев неолита?
11. Что такое мифология?
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В.П. География человеческих рас. М, 1978.
Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение
человека. М., 1966.
Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М, 1970.
Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг, 1924.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936.
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М, 1986.
Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 407;