Позитивисткое (юридическое, социологическое, психологическое, классовое)
Постклассическое:
Постмодернистское: Феноменология права (Философская и Социологическая); Герменевтика права (имманентная и трансцедентальная);Антропология права (биологическая и социально-культурная); Синергетика права, Диалогическая теория права
Плюралиситический подход: Интегративное правопонимание (Интегративная юриспруденция, Реалистические теории права, Школа критических исследований, Экономическая теория права) и Широкий подход к праву.
1.Теория естественного права. В основе данной теории права лежит симбиоз естественного и позитивного права. Наряду с позитивным правом существует высший нормативный порядок, именуемый естественным правом, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти и существует независимо от государства (не требует признания государством) и самостоятельно регулирует человеческие отношения. Естественное право формируется из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Позитивное право в свою очередь базируется на естественных законах и обеспечивает реализацию естественного права. К естественным правам, принадлежащими человеку от рождения (а не по воле государства) относят права на жизнь, честь и достоинство, безопасность, собственность и др. Законы только тогда действительны, если они соответствуют естественному праву. (Ж.Маритен, Д.Локко - представители)
Юридический позитивизм. Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах. Позитивное право возникает вместе с государством и сведено исключительно к закону. Возникшее государство навязывает с помощью обязательных нормативных актов обществу волю господствующего класса. Совокупность указанных нормативных актов образует позитивное право, обеспеченное принудительной силой государства. Характерный признак права — его принудительность. В связи с чем неправовое впервые становится правом. При таком подходе стирается всякое различие между правом и произволом, а сам закон из правового явления превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.
Марксисткая теория права (Материалистическая теория права). Право это выражение и закрепление в законе воли экономически господствующего класса в обществе, т.е. воли государства. Право возникает для нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, т.е. право возникло в результате деления общества на классы. С помощью права господствующий класс устанавливает себе привилегии, защищает свои интересы. Однако, воля господствующего класса обусловлена экономическим базисом (материальной жизнью господствующего класса), т.е. способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений в конкретное время. Право носит классовый характер и материалистическую обусловленность. (К.Маркс - представитель)
Социологическая теория права (Теория социологической юриспруденции). Право возникло из социальных норм и обычаев. Общество - целостный организм, все части которого между собой взаимосвязаны. Право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними. При этом все теоретические разработки должны быть оценены с точки зрения практики, т.е. изучать следует не только нормы права, а их функциональность в реальной жизни, воздействие на поведение людей и факторы, способствующие и обеспечивающие данное воздействие. Право следует искать в реальной жизни. Термин право не соответствует термину закон, поскольку закон трактуется как писаное право, а право раскрывается как реализация закона, включая правопорядок, юридическую практику, правоприменение. (Р.Паунд, Е. Эрлих – представители).
5.Психологическая теория права. Причиной возникновения права являются психические человеческие переживания, т.е. правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). При этом, все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.Таким образом, право делится на интуитивное и позитивное. Первостепенное значение несет интуитивное право. Интуитивное право (исходящее из личных переживаний) побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. (Л.Петражицкий - представитель)
6.Либертарная теория права. Право объясняется через понятие свободы. Право – это нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости. Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость. Право и государство – необходимые формы свободы. Право – нормативная форма свободы, государство – институциональная форма свободы. (В.С. Нерсесянца - представитель)
Постклассическое правопонимание представлено двумя типами: интегративными и постмодернистким.
1. К интегративному правопониманию относятся теории, характеризующиеся стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия права – ценностный (естественно-правовая теория), нормативный (юридический позитивизм), социальный (социологическое правопонимание), или объединить методологию нескольких классических теорий для изучения феномена права во всей его многогранности. В качестве примера теорий, относящихся к интегративному типу правопонимания можно назвать интегративную юриспруденцию (Дж. Холл, Г. Дж. Берман), реалистические теории права (К. Ллевелин, Дж. Фрэнк, К. Оливекрона), школу критических правовых исследований (Р. Ангер, М. Келман), экономическую теорию права Р. Познера.
Интегративная юриспруденция. Джером Холл (1901-1992), американский философ права считал, что естественно-правовая традиция может быть обновлена за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как «защищенные ценностные суждения». Признавая, что естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой основных юридических понятий, составляющих исходную базу всякой юридической теории, он обратил свой взор к нормативизму Кельзена, к его концепции основной нормы, а также к компромиссу Харта, писавшего о продолжающейся эволюции естественного права. Акцент на ценностном начале в правоведении позволяет назвать интегративную юриспруденцию также правовой аксиологией.
Реалистические школы. Любые правовые решения имеют социальные, этические, политические и экономические последствия, которые судьи должны учитывать при принятии решений, поэтому необходимо научиться понимать взаимосвязи между правом и этими областями.
Школа критических правовых учений. Отличительной чертой школы критических правовых исследований является ее междисциплинарность: она заимствует идеи из философии, психологии и политики. Вслед за реалистами ее последователи хотят обнаружить "право в действии". Их преимущество в том, что они смогли перейти от рассмотрения частных случаев, что было характерно для реалистов, к их обобщению.
2. Постмодернистское правопонимание можнопредставить пятью современными правовыми концепциями: феноменология права, герменевтика права, экзистенциализм права, синергетика права, диалогическая теория права..
Феноменология права определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.
Правовая герменевтика. Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманиюправовой реальности[1].
Классическим примером проявления герменевтики в праве может послужить знаменитая резолюция на прошении о помиловании: «Казнить нельзя помиловать», когда отсутствие знака препинания (дефект текста) привел к невозможности декодирования смысла резолюции, к раздвоению, а может быть, даже утере смысла.
Экзистенциализм права –право в своей основе и сущности определяется экзистенцией человека, его волей; естественное право – живое право с постоянным содержанием, находящемся в постоянном становлении, субъективное по происхождению, объективное по целям. Позитивное право – беспрерывная цепь отдельных правовых ситуаций, правовых случаев, которые не могут быть выражены в сухой и застывшей норме.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Синергетика права ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоконструирования сложных правовых систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. Синергетическая методология в теории права актуальна в связи с ростом количества нормативных правовых актов, расширением их круга действия и закрепления в них разнородных, порой конфликтующих друг с другом, общественных интересов. Синергетическая методология в теории права развивает концепцию самоорганизации права, подчеркивая возрастающую опасность дезорганизации. Она указывает на причины непредсказуемой реакции субъектов при функционировании правоотношений.
Правовая антропология. Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.
Диалогическая онтология права. Ее суть сводится к исследованию бытия права (и любого юридического явления) в развитии -нетождественности самому себе в процессе становления; в единстве противоположных моментов, «сторон», взаимообусловливающих, дополняющих друг друга и переходящих друг в друга - должное и сущее, идеальное и материальное, общее и особенное в праве; во взаимодействии с другими социальными явлениями - с экономикой, политикой, культурой (через различение с другим выявляется суть исследуемого - B.C. Библер) и с объектом, выступающим метасистемой относительно права - с обществом, обнаруживая, тем самым, трансцендентное основание права.
Широкий подход к праву. Сторонники «широкого» подхода считают, что писаное (позитивное) право вследствие различных объективных и субъективных причин не в состоянии полностью и адекватно регулировать общественные отношения. В источниках права нередки пробелы, противоречия, неясности, встречаются устаревшие и несправедливые нормы права. Вследствие этого правоприменительная практика в дополнение, а иногда и вместо норм официального права вырабатывает свои нормы. Эти нормы права находятся в других источниках права, прежде всего в судебной и административной практике и т. д. Следует отметить, что сторонники «широкого» подхода к пониманию права не выработали общепризнанного определения понятия права, хотя два аспекта правопонимания (психологический и социологический) присутствуют в нем.
Юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Версии:
По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3152;