София Новгородская.
Главный храм Новгордоской земли.Строилось киевскими зодчими по образцу Софии Киевской. Это древнейший храм на территории России. Трехобсидный храм, с галереями. Храм шестиглавый. Вид сегодняшний близок к первоначальному. Отличие в том, что храм покрыт штукатуркой. В течении 50 лет не был расписан фресками, в начале 11 века его расписали.
Архитектура в эпоху раздробленности(политичная дезинтеграция)
(в этот период храмы меньше, почему потому что единая Киевская Русь обладала большими ресурсами, чем отдельные русские государства; также особый настрой русского общества на молитвенную сосредоточенность, которую не должны нарушать излишние внешние формы; постепенно исчезают башни, балконы из деревянного настила, определённое упрощение)
Формируется своя школа в каждом из русских государств, с ориентацией на киевское наследие. Русская архитектура полностью приобретает свою особенность. Башнеобразность.
Архитектурные школы:
1) Новгородская архитектурная школа. Очень высокие здания. Скудость внешнего убранства, декора. Новгородская земля – центр активной художественной жизни. Заказчики новгородских храмов: духовенство, торговые корпорации, жители одной улицы, уже в меньшей степени преставители княжеской власти. 1166-1199 – построено 42 храма, 17 каменных. Преобладала идея о том, что за счёт рывка можно достичь корень мироздания. Меньше плавности, больше рывка, суровость. Примеры построек: Георгиевская церковь Старой Ладоги. 1164 г. шведы осаждают Ладогу, разгромлены войском новгородцев, в Ладоге сооружена Георгиевская церковь Старой Ладоги. Трехобсидная, однокупальная. Своим романтическим видом приковывала взоры исследователей; Церковь Спаса Преображения на Нередице.В 1198 году, правнуком Владимира Мономаха, построена церковь Спаса Преображения на Нередице. Из кирпича. Зубчатый корниз, имелись хоры. На следующий год после завершения строительства, полностью исписан храм фресками. Сейчас новодел, практически уничтожена во время ВОВ; Церковь Параскелы Пятницы на Торгу (1207 год).Церковь строилась, по всей видимости, смоленскими мастерами(в Смоленске есть похожие). В храме воплотилась национальная архитектурная традиция. Башнеобразность. Трёхлопастное завершение. Пилястры – влияние готики.
2) Ростово-суздальская архитектурная школа. Основной заказчик: княжеская власть. Архитектура ориентировалась на столичные константинопольские образцы. Она плавная, изобильная. Первые каменные постройки был воздвигнуты в начале 12 столетия Владимиром Мономахом, позже Юрий Долгорукий обустраивает своё княжество. Огромное влияние со стороны европейской архитектуры: романские и готические черты при сохранении византийско-Киевской типологии. Белокаменная кладка (известняк) вместо кирпича. Это пришло из Галича, откуда она пришла из Европы, или сразу из Европы. Примеры: Спасо-Преображенский собор в Переяславле- Залесском.Белокаменны техника кладки, из квадров белого известняка. Позакамары. Декор небольшой, небольшой отлив. В храме хоры. Храм дошёл в изменном виде, поздний купол. Пик культурного развития на правления Андрея Боголюбского. Знаковая фигура. Культ Богородицы при нем расцветает. Богородица – покровительница его князя. Икона Владимирской Божей Матери из Вышгорода ставится главной святыней. При Андрее Боголюбском возводится много объектов, напоминающих Киевские и Византийские постройки. Окружает столицу крепостными сооружениями. Золотые ворота в 1164 во Владимире. Он не стал Киевским князем, отдал Киев на разграбление половцам. В Киеве был митрополит. Андрей вёл переговор с патриархом Византии, о митрополичей кафедре во Владимире, строит храм. Успенский собор во Владимире.Его строят немцы. В 1185 году храм пострадал при пожаре, его заново отстроили и расширили при Всеволоде большое гнездо. Белокаменная резьба. Искусство округлой скульптуры отсутствовало. Скульптура была, но в виде резьбы плоскостной. В начале 15 века расписан, его расписывал Андрей Рублёв. В 60-е годы по заказу Анлрея Боголюбского был создан Церковь Покрова на Нерли. Церковь Покрова на Нерли.Удивительная резьба. Как сказал бы один преподаватель: «Этим нужно наслаждаться, друзья». Царь Давид, женские образы, львы. Храм дошёл не в первозданном ввиде. Одноэтажные галерии, которые примыкали. Культурное развитие княжества. Дмитриевский собор.массивная церковь, нет изящества, как Покрова на Нерли. Там Александр Македонский даже изображён, идеальный правитель и все такое.
Необходимо отметить, что с 13 века русская архитектура приобретёт ещё более национального своёбразия, но он прерван с вторжением завоевателей.
Архитектура конца 13-15 вв.
Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по русскому изобразительному искусству, особенно сильный удар по архитектуре, потому что она реагирует на политические изменения, для постройки необходимы большие материальные ресурсы. На несколько десятилетий заглохло каменное зодчество, первая каменная постройка была возведена 1285 (48 лет каменных строений не строилось).
Первая церковь Спасо-Преображенская в Твери. Тверь по всем параметрам в начале 14 веке превосходила Москву, развитая городская жизнь, торговые пути.
Каменное творчество цитировало старину, обращение ко временам национальной независимости. Храмы повторяли постройки. Ввиду того, что русские земли до первой половины 14 века потеряли связь с Византией, сильнее проявили себя национальные черты. Множество архитектурных школ остались в живых. Постепенное вхождение в общерусскую архитектурную школу, что связано с объединительными тенденциями вокруг Москвы.
Две основные архитектурные школы:
1) Новгородская архитектура 13-15 вв. Продолжала оставаться составной частью архитектуры поздневизантийского мира. Стройность, вертикализм, ступенчатость, скудость внешнего убранства – черты построек на севере. Церковь Николы на Липне(остров) – 1292 год. Первая каменная постройка послемонгольского нашествия. Крестовокупольный, однаабсидная, трелопастное завершение фасадов. В постройке серьёзное западное влияние – кирпич. Наличие проемов с крестообразными нишами. (Влияние романской архитектуры). Значит, что несмотря не на все, контакты с Европой не пресеклись. Николай Чудотворец – покровитель плавающих. В 1294 году (спустя два года после постройки) для церкви написана огромная икона, очень знаменательная. Конец 13-половина 14 века. Экспериментирование, архитектура ищет себя. Пример: Церковь Николы Белого. (1312/13 гг.) Крестовокупальный тип, имеется притвор с Запада. Экспериментаторство в восьмискатном покрытии(было изначально), церковь имеет выраженную коническую форму (по мере подъёма стен, они отклоняются внутрь до 40%, купол. Середина 14 столетия. Пик эволюции новгородского зодчества, классическая стадия развития. Оформляется характерный для Новогородчины храм. Однообсидный храм. Пример: Церковь Успение Богаматери на Волотовом поле. Претворы с западной и северной стороны, в них круглые ниши с фресками. Сейчас много новодела. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Построена на средства жителей улицы. Церковь очень высокая (26 метров). Нетипично для Новгорода – активное щедрое внешнее убранство. Храм дошёл в изменном виде. В 1378 году храм расписан Феофаном Греком. В 15 веке начинается определённый закат Новгородской архитектуры. Здание более простые, миниатюрные. Пример: Церковь Семеона Богопримца (1467). Восьмискатное изначальное покрытие. Постройка двухэтажна, имеется полуподвальное помещение. Внешне деление на два этажа не выразилось. После присоединения Новгорода к Москве какое-то время сохраняются особенности, но потом нивелируются.
2) Московская архитектура 14-15 вв. Долгое время Москва не знала каменного строительства. Бедное и маленькое княжество не имело финансов для постройки. Одно из самых маленьких и слабых княжеств. Первые каменные постройки возводятся при Иване Даниловиче Калите (1325/40). При нем княжество становится сильнейшем княжеством региона. Митрополит Киевский Феогност переносит свою резиденцию из Владимира в Киев. Известно, какие были воздгнуты: Успенский собор в Москве, на его месте Аристотель Фиорованти воздвигнет другой собор. Церковь Спаса на Бору (до 30-х годов 20 века). Архангельский собор. Церковь Иоанна Лествиничного (Колокольная Ивана Великого на этом месте). Московская архитектура цитировала архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Позакамарное завершение, трехобсидное. Храмы очень близко друг к другу очень близко расположены, скучены на территории Кремля – нетипично.В 40-е годы 14 века в Москве очевидно работают византийские мастера, это говорит о контактах. При приёмниках Ивана Калиты в 1367 году построена Белокаменная крепость вокруг Москвы. Особое место занимают постройки удельного князя Юрия Дмитриевича Звенигородо-Галицкого. Начал войну феодальную. Покровитель искусства, грамотный, крестник Сергея Радонежского. Покровительствовал искусству, фигура яркая. Был заказчиком многих храмов, а в них новшество: Крестовокупальные храмы, белокаменные (все прежнее), но имеют другую форму закомаров (Киливидное завершение, не круглое, как раньше), наличие цокольного этажа (полуподвального помещения). Пример: в 1399/1400 в Звенигороде по заказу Юрия создают Церковь Успения на Городке (Звенигородский Кремль). Одноглавый, с перспективными порталами. Декор сдержанный.(исихазм). Расписывал Андрей Рублёв. Он же писал иконы для иконостаса – «Звенигородский чин». Троицкий собор Троице-Сергеевского монастыря.Скудный внешний декор. В 1406 году там был пойман...Заключение унии и падение Византии были болезненны. Бог наказал греков за вероотступничество. Русская культура в одиночестве. Она меняется. Время Ивана 3 стало временем бурного культурного развития. Москва – Третий Рим. Нужно воплотить это в архитектуре. Кремль перестраивается, постройки времени Ивана Калитв обветшали. Иван 3 сделал ставку на русских мастеров. В 1472 году Успенский собор, главный храм княжества разобран. На его месте псковские мастера Кривцов и Мышкин возводят новый в традиционном духе, но они его не достроили. Качество известкового раствора не очень, или маленькое землетрясение, но все рухнуло. Приглашают итальянцев, ломбардийская школа, Аристотель строит Успенский собор Кремля. В ней много нового, европейского. Рационалистичная постройка, что не типично. Напоминает русские постройки, пятиглавее, пять обсид, которые не ярко выражены, что нетипично.Храм в белокаменной технике, стены из известняка, своды из кирпичей. Храм внешне суров, но внутри шикарен. Многоярусный и высокий иконостас – русское изобретение (оформляется в начале 15 века). Много итальянского. К 1491 году Марко Руфо, Петро Солари достроили Грановитую палату. Здание изменено. Крыльцо – восстановлено. Иван 3 повелел построить новый Архангельский собор Алевизом Новым (венецианская Школа). Самое ренессансное здание. Усыпальница русских государей до начала 18 века. Много элементов светской культуры – раковины. Полуколонки. Членение фасада на два. Характер оформления порталов. В начале 16 века возведена колокольня Ивана Великого (Фрязин).
Первая колокольня в русских землях. Благовещенский собор (1489).
Стены Московского Кремля. Краснокирпичные стены и башни.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2566;