Техника и технология живописи: лессировка акварелью

Акварель (в переводе аква – вода, рель – краска) – простое слово. В действии же с акварелью все не так просто, но и не так сложно.

Попытаемся разложить информацию об акварельной живописи лессировкой на действие из 5-ти необходимых составляющих:

- вода

- краска

- бумага

- инструмент

- студент или любой человек, обучающийся техническим приёмам нанесения акварельной краской живописного изображения предмета, в определённой последовательности с соблюдением полученных знаний и навыков в работе с выше перечисленными составляющими.

Приступать к живописной работе, не зная свойств, особенностей воды, бумаги, пигментов красок, не зная возможностей своего инструмента профессиональному художнику, дизайнеру – это значит получить заведомо результат пониженного качества. Поэтому предлагается упорядоченный системный подход (на примере учебно-постановочных натюрмортов) к изучению и использованию в живописной учебной работе свойств воды, акварельных красок, материалов, бумаги и инструмента через ряд определенных объяснений, заданий и упражнений по акварельной лессировке, целью которых является выполнение итоговой работы по приобретённым навыкам.

Вода – простой компонент акварельного действия. В современном мире информации известно, что вода имеет разные свойства и по составу и по состоянию – мягкая, жесткая, минеральная, хлорированная, грязная плесневелая, горячая, холодная, снег и т.д. Не учитывать качество и состояние воды на занятиях по акварели существенная ошибка, а не знать и того хуже.

Допустим, вы пишете акварелью сильно хлорированной водой. Хлорка как вы знаете, отбеливает цвет, и если вы кладёте алую краску, к примеру, на лист густо красным цветом, то получаете в результате розовый. Почему, спросите вы? Да потому, что хлор, растворённый в воде, обесцветил алый цвет. Поэтому как бы мы с вами не усиливали цвет при наличии сильно хлорированной воды – он будет разбелённым и естественно планируемый результат не получится.

Другой пример – на пленере при работе с акварелью часто используется вода из водоемов реки, пруда и т.д. чаще всего грязноватая, плесневелая или цветущая. Не учитывая этого можно, сложив акварельные этюды в папку, получить обильную плесень на акварелях. Выход не сложен – необходимо просушить акварель 10 – 15 минут на Солнце, оно убивает плесень и все ненужные микробы.

Другим примером является написание акварелью с использованием жесткой или мягкой воды. В жесткой воде растекание красок происходит хуже. В мягкой воде текучесть краски свободнее, где дополнительно для улучшения текучести можно использовать бычью желчь. Приобрести её вы сможете в художественных салонах.

Зная характеристики воды, учитывайте полученный опыт в упражнениях с краской, где вода играет немаловажную роль в работе акварелью. Например, в технике Аля-прима по сырому листу, где необходима управляемая вами текучесть воды и, где необходимо сохранить яркий цвет.

Краска– основной компонент акварельного действия. Основа, составляющая краски – это пигменты разного цвета, тонкая цветная пыль. Цветные карандаши, пастель, акварель, гуашь и масляные краски все это цветные порошки – пигменты, плюс ингредиенты (клеи, масла) в зависимости от краски:

Масляные краски – это пигмент плюс льняное масло;

Гуашевые краски – это пигмент плюс водный клей декстрин или ПВА, если гуашь поливинилацетатная;

Акварельные краски – это пигмент плюс водный клей гуммиарабик, мед.

Пигменты, входящие в состав красок, так же имеют свои свойства и особенности. Если рассмотреть разные цветные пигменты под обыкновенным школьным микроскопом, то мы увидим, что они имеют каждый свой внешний вид и форму – от круглых шариков до плоских слюдяных пластинок. При этом, чем тоньше, мельче порошок пигмента, тем лучше краски, лучше лессировочные слои, значит, эффективнее результат у художника. Охристые пигменты, или как художники их величают «земляные краски» – это как бы речные гальки, камешки овально-угловатые. Естественно по воде и по бумаге на горизонтальной поверхности они будут перекатываться не шибко быстро и только тогда, когда их будет гнать вода или кисть, тем более они самые тяжёлые.

Ультрамарин – это маленькие слюдяные пластинки более легкие, чем пигменты других цветов и естественно они всплывают обычно над всеми цветами, о чем знают многие художники.

Красные пигменты – шарообразные многогранники в зависимости от цвета имеют мелкие грани, но есть и с крупными гранями – это позволяет шарообразным частичкам перекатываться лучше, чем, например, галькам охристых красок.

Желтые пигменты – легкие шарики, которые легко соединяются со всеми другими красками, они легко раскатываются на поверхности бумаги.

Современные краски быстро обновляют свою палитру, появляются все новые – органика и неорганика. У каждой краски свое лицо, свой характер, своё поведение в воде и на бумаге. Это необходимо учитывать и апробировать краски на их свойства.

Из российских акварельных красок следует выделить «Невскую палитру» известную во всем мире, не только не уступающую, но зачастую превосходящую мировые аналоги.

Рекомендую также краски:

-до письма смачивать водой, чтобы писалось легко;

-после письма просушивать, чтобы не заплесневели.

Бумага – также основной компонент в живописи акварелью. Афоризм, что бумага стерпит все – здесь не подходит. Лист бумаги должен быть ровным без изломов, трещин, царапин, клеевых и жировых слоев выходящих на поверхность листа. Почему, спросите вы? Потому, что во все изломы, царапины и трещины собирается краска, а на клеевые и жировые пятна краска просто не ложится.

Ватман бумага плотная и зачастую клеевые слои от проката на валах выходят на поверхность бумаги, они не видимы и проявляются только при работе красками. Поэтому ватман для акварели меньше всего подходит. Современные фактурные бумаги: скорлупа, лен, рис, холст – подходят для однослойной техники акварелью – Аля-прима по сухому листу, при многослойной технике последующие слои просто скатываются с таких типов бумаги.

Лучше всего использовать старый акварельный полуватман советского периода или современную акварельную толстую бумагу с разного рода красивыми фактурами торшон и т.д. Желательно чтобы бумага не была сильно белой, сильно отбелённые бумаги также гасят цветные краски, отбеливателем, находящимся в бумаге – лучше приобретать бумагу кремоватого оттенка, а не ярко белую, как ксероксная бумага. Если к белоснежной отбелённой бумаге прибавить в работе еще сильно хлорированную воду, то Ваша акварель получится, как вылинявшая картина. Хлорированная бумага плюс хлорированная вода – получаем бесцветную живопись.

Бумага не любит царапин, поэтому желательно наносить рисунок мягким карандашом, лучше всего акварельным. Ластик, стиральную резинку необходимо использовать мягкую, без абразивного порошка, чтобы как можно меньше было царапин на бумаге – не забывайте, пожалуйста, что во все трещины, царапины соберётся краска и проявит их. Бумагу после нанесения красочного слоя и окончания живописной работы необходимо, как и краски просушить, чтобы живопись в папке не заплесневела.

Инструмент – кисти, планшеты, этюдники – компоненты точности, изящества и удобства в работе с акварелью.

Кисти в живописи акварелью используются беличьи, как круглые, так и плоские от первых номеров и заканчивая широкими флейцами. Волос белки, колонка или козы обрабатывают и сушат, прежде чем собрать в кисти. В кистях так же бывает брак, поэтому при покупке кисти рекомендуется

- во-первых, потереть кисть о ладонь круговыми движениями, если на ладони осталось много волос – значит кисть очень старая (ломкий волос) или сильно пересушен волос перед сборкой и живопись будет волосатая при использовании таких кистей;

- во-вторых, кисть круглая при смачивании должна собираться в точку, плоская должна собираться в линию, а не разваливаться или изгибаться веером. При работе акварелью лучше иметь сразу несколько размеров кистей, например 3, 5, 8, 10, 12 – как для заливок больших плоскостей, так для средней и тонкой проработки картины.

Лучше иметь планшеты 2-х-3-х размеров, легкие, лучше фанерные, под форматы бумаги А-1, А-2, А-3 и другие, с наименьшими потерями бумаги и отходами под загибы, обрезку. Планшеты не должны быть изогнутыми восьмерками и обязательно с прямыми углами. Этюдник должен быть удобен вмещать в себя краски, кисти, карандаши, чистую ветошь, соус для воды, желчь и т.д.

От качества приобретенного инструмента во многом зависит будущее акварельных картин, этюдов, скажем так, всего учебного или живописного процесса.

Человек, студент, обучающийся технике акварели, соединяет все выше перечисленные, как 5-й элемент все составляющие живописного процесса водными красками. Студент здесь выступает как наблюдающая, фокусирующая и экспериментирующая составляющая, объединяющая все приобретённые знания и технические навыки в работе с акварелью. Для того чтобы грамотно студент мог использовать все составляющие предлагается система упражнений и учебных заданий, разложенная поэтапно в технике лессировки акварелью от простого упражнения к сложному упражнению, заданию. Занятия рассчитаны на работу с 24-х цветной коробкой акварели, красок, изготовленных фабрикой «Невская палитра», Санкт-Петербург.

Предлагаемые упражнения, в их технологической последовательности созданы для приобретения первичного опыта студентом в технике лессировки акварельными красками.

 

Упражнения в технике лессировки:

1.Однотонные заливки (задание на 4 листа формата А-3)

 

Упражнение направленно на ознакомление с элементарными свойствами каждого цвета краски в 24 цветной коробке акварели. При выполнении упражнения вам необходимо заметить:

- как растекается краска;

- какие свойства у вашей бумаги при соприкосновении с водой и краской;

- какая насыщенность цветом получается в ваших заливках.

Задание:

Возьмите лист бумаги форматом А-3 и выполните на нём шесть однотонных заливок (квадраты 10х10 см) разного цвета. И также последующие три А-3 формата пока не выполните 24 заливки всех цветов вашей коробки красок.

Общие рекомендации:

- выполните заливки на расчерченных квадратах, это поможет вам организовать кисть вашей руки;

- не делайте слишком прозрачными заливки, это будет означать, что вы пишете цветной водичкой, а не цветом;

- выполните заливки на листе, закреплённом на планшете, при этом планшет лучше держать наклонным, для равномерного стекания краски.

Если заливки выполнены неровно – потеки или полосы – это означает, что в первом случае много воды, во втором мало. Упражнение повторяйте до получения качества. (См. приложение 1)

Выполните по итогам упражнения учебную работу – простой натюрморт из 2-х -3-х предметов с использованием однотонных заливок, закрепите тем самым данное упражнение.(См. приложение 2)

 

2.Растяжки цвета по тону (задание на 2 листа формата А-2)

Упражнение направлено на приобретение навыков по усилению цвета или его ослаблению, а также приобретению практических знаний о количестве воды и краски на кисти и бумаге. В данном упражнении вы как бы растягиваете цвет от слабо насыщенного цвета к сильно насыщенному, яркому цвету и наблюдаете:

- как ослабляется цвет на заливке с увеличением количества воды;

- как усиливается цвет с увеличением густоты краски;

- как составляется новый цвет из двух красок.

Задание:

Возьмите лист бумаги форматом А-2 и выполните на нём 16 полосок, заливок размером 5х10 см все разного цвета. Выполните заливку, как бы растягивая цвет от слабого цвета к насыщенному, яркому цвету. Выполните на втором формате А-2 дополнительно 8 заливок к 24-м цветам. Составьте 8 новых цветов для увеличения палитры ваших красок и выполните 8 дополнительных заливок. У вас получилось 8 дополнительных, составных цветов.

Общие рекомендации:

- выполните заливки на расчерченных полосках, это организует вашу руку;

- максимально увеличьте разницу в растягивании цвета от бледного цвета к густому, насыщенному цвету, например от бледно розового цвета краплака до темно красного краплака;

- выполните заливки на листе, закреплённом на планшете, при этом планшет лучше держать наклонным, для равномерного стекания краски;

-составные цвета сделайте густыми, так легче выполнить упражнение.

Составные цвета выполните по своему выбору, из 2х любых кюветов в коробке красок составьте новые цвета по собственному желанию, затем растяните их в заливке, как и остальные от слабого цвета к насыщенному цвету.

Если заливки выполнены неровно – потеки или полосы – это означает, что в первом случае много воды, во втором мало. Упражнение повторите до получения качества. (См. приложение 3)

По итогам упражнения выполните учебную работу натюрморт из 2-х-3х предметов с использованием предыдущего упражнения и нового – растяжки цвета по тону – закрепите данное упражнение в работе с натурой.(См. приложение 4)

 

3.Двуцветные заливки цветом (задание на 3 листа формата А-3)

Упражнение направлено на развитие учебных навыков студента в работе с двухцветными соединениями. В данном упражнении вам необходимо соединить два цвета в середине заливки и получить третий составной цвет. В процессе работы вы будете наблюдать:

- как соединяются два цвета, образуя третий, составной цвет;

- какое цветовое отличие, имеет начало соединения по краям, и какой цвет в центре соединения;

Задание:

Возьмите лист формата А-3, нанесите 8 полосок карандашом, размером 7х10 см, а затем выполните заливки краской, соединяя на собственное усмотрение 2 цвета, которые должны быть, соединены мягко, примерно где-то в середине заливаемой полоски. В результате вы должны получить 3-й цвет в центре акварельной полоски от соединения 2-х цветов.

Упражнение направлено на повышение учебных навыков в работе с краской:

- во-первых, это узнавание цветовых соединений;

- во-вторых, это набор своей собственной цветовой программы;

- в-третьих, это изучение текучести пигментов в соединениях.

Общие рекомендации:

- выполните заливки на расчерченных полосках, это организует вашу руку;

- выполните заливки на листе, закреплённом на планшете, при этом планшет лучше держать наклонным, для равномерного стекания краски;

-составные цвета сделайте густыми, так легче выполнить упражнение.

- не добавляйте воды в начатой заливке и не мойте кисть, любое изменение количества воды и краски в начатом действии, повлечёт за собой или изменение качества, или изменения вообще самого действия.

Упражнение выполняйте до получения качества, а это означает, что на заливке должно быть три цвета, плавно переходящие один в другой. (См. приложение 5)

По итогам упражнения выполните учебную работу, натюрморт из 2х-3х предметов с использованием предыдущих заданий, упражнений и учебных работ плюс двуцветные соединения – закрепите данное упражнение писанием с натуры. (См. приложение 6)

 

4. Трехцветные заливки цветом (задание на 2 л. формата А-3).

Упражнение направлено на приобретение навыков в технике лессировки акварелью, навыков по нанесению многослойных заливок. В процессе работы вы увидите, как, нанося слой за слоем, получите эффекты свечения нижнего слоя краски, находящегося под верхним слоем краски:

- как соединяются два цвета, образуя третий, составной цвет;

- как соединяются три цвета, образуя четвёртый, составной цвет.

Задание:

Выполнить на формате А-3 трехслойные цветовые заливки на квадратах размером (10х10 см). Упражнение сложное и здесь обязательно выполнение следующих условий:

- упражнение выполнять только по высохшему слою первичной, нижней заливки (будем называть её так);

- верхние заливки выполнять, не смывая нижних заливок, нижних красочных слоёв. Это означает, что вы не должны дважды дёргать кистью на одном месте. Акварельные слои настолько тонки, что елозить кистью нельзя потому, что нижний слой успевает за короткое время размягчиться и от повторного движения кисти на одном месте он либо смывается, либо соединяется с верхним слоем, превращаясь в грязь.

Общие рекомендации:

- выполнить последовательность заливок, следующим образом:

первое – залить однотонно квадрат (10х10 см) желательно светлой краской и дождаться его полного высыхания,

второе – по высохшему красочному слою, не поднимая нижнего слоя – помните, что кистью нельзя двигать дважды на уже залитом и высохшем слое краски. Плавно без нажима заливаем другим цветом полквадрата вертикально и ждем полного высыхания, вы получили второй составной цвет, где нижний слой краски проглядывает из под верхнего слоя.

третье – по высохшему красочному слою (не поднимая нижнего слоя …) заливаем третьи цветом полквадрата горизонтально. Получаем третий и четвёртый составные цвета.

Упражнение повторить до получения качества.(См. приложение 7)

По итогам упражнения выполните натюрморт с учетом предыдущих знаний, упражнений, заданий и последнего упражнения – закрепите упражнение в работе с натурой.(См. приложение 8)

 

5.Многоцветные веерные заливки (задание на 1 лист формата А-3)

Упражнение направлено на развитие учебных навыков студента в работе с многоцветными соединениями. В данном упражнении вам необходимо соединить два, три цвета и получить несколько составных цветов. В процессе работы вы будете наблюдать:

- как соединяются цвета, образуя третий, четвёртый составной цвет;

- какое цветовое отличие, имеет начало соединения по краям, и какой цвет в центре веерного соединения; В данном упражнении вам необходимо соединить два цвета путём растяжки, по тону накладывая слои, друг на друга и получить несколько составных цветов, разложенных в тональных веерах и цветовых вкраплениях.

Задание:

Выполнить упражнение на формате А3 однотонную заливку 3х квадратов (10х10 см) разного цвета. Упражнение очень сложное, последовательность заливок обязательна, как и в предыдущем упражнении, работать только по высохшему красочному слою:

- упражнение выполнять только по высохшему слою первичной, нижней заливки;

- верхние заливки выполнять, не смывая нижних заливок, нижних красочных слоёв.

Общие рекомендации:

Первое на залитых квадратах из углов верхних каждого квадрата выполняется верно-лучевая, разметка карандашом.

Второе – выполняются поэтапные разноцветные заливки от большой трапеции к малому треугольнику. Сначала из одного верхнего угла все лучи должны стянуться в нижний угол, в плотный цвет, затем можно начинать заливки встречного веера и все только по высохшему красочному слою.

Третье – затем выполняются цветовые вкрапления, вся цветовая гамма находящегося перед вами натюрморта, то есть вам необходимо разложить натюрморт как цветовую схему. Данное упражнение помогает сделать цветовой анализ натюрморта, что поможет лучше выполнить натюрморт, зная, как соединяются цвета и в какой тональной и цветовой пропорции их можно сочетать.

Упражнение повторить до получения качества. (См. приложение 9).

По итогам упражнения выполнить этюд в стиле веерной заливки, затем натюрморт с учетом предыдущих знаний, упражнений, заданий и последнего упражнения - закрепить упражнение, в работе с натурой. (См. приложение 10)

 

6.Три цветовых круга (основной, черный, белый круг – задание на 3 листа формата А-4)

Упражнение направлено на развитие учебных навыков студента в работе с многоцветными соединениями, грамотному подбору цвета. В цветовом круге недолжно быть случайных цветов из кюветов в коробке с красками. Практически все цвета в трёх цветовых кругах составные, исключением могут быть только три основных цвета – кадмий жёлтый, кадмий красный, кобальт синий. В данном упражнении вам необходимо соединить два, три цвета и получив несколько составных цветов, соединить их в гармоничный цветовой круг. В процессе работы вы будете наблюдать:

- как соединяются цвета, образуя третий, четвёртый составной цвет;

- какое цветовое отличие имеет оранжевый цвет от соседствующих колеров, желто-оранжевых, как цвет меняется к красному и т.д.

- как меняется цветовой круг, входя в черную гамму;

- как выбеливается цветовой круг.

Задание:

Выполнить упражнение на формате А-4 основной цветовой круг, не менее 12 цветов (лучше 24 цвета) плавно переходя от цвета к цвету. Не забывая при этом о главном: из трех рядом стоящих колеров (за исключением 3х основных и 3х дополнительных) на цветовом круге средний сегмент цвета – производственный от двух боковых цветов, то есть средние сегменты создаются из цветов, прилегающих, боковых:

- упражнение выполнить фрагментами, выкрасками на отдельных листах.

- выкраски вырезать по шаблону сегментами;

- соединить все отдельные вырезанные выкраски в основной цветовой круг;

- выполнить аналогично чёрный цветовой и белый цветовой круг.

Общие рекомендации:

Первое – чёрный цветовой круг – это когда во все цвета добавляется пропорционально черный цвет. Для чего это делается? Для того чтобы, в дальнейшем учащийся знал меру участия черного цвета в живописи.

Второе – белый цветовой круг – это когда в акварель добавляется больше прозрачности, скажем до предела, для того чтобы, в дальнейшем студент знал меру участия белого цвета в живописи.

(См. приложение 11)

По итогам упражнения необходимо выполнить 2 натюрморта – в черных тонах и в белых – закрепив, тем самым упражнение в работе с натурой(См. приложение 12).

Вся предложенная система обучения технике лессировки основана на упражнениях и выполнения учебных заданий по итогам этих упражнений, Все это не просто прогонка гамм, как у пианиста на пальцовку, это помощь, прежде всего в написании натюрмортов.

В написании натюрмортов студенту предлагается использовать все самые элементарные действия – простые технические приемы для проявления объемов предметов, света и тени. Зная технические приемы, т.е. исходный материал, его свойства, студенту и преподавателю легче продвигаться к качественному результату по программе обучения.

Автор попробовал показать на примере обучающихся в ТГУ студентах, выполненных ими упражнениями и натюрмортами, что данная система с достаточно неплохим результатом апробирована в одной из программ нашего факультета.

В дальнейшем можно будет предложить, более сложную палитру приёмов и действий в различных техниках акварельной живописи.

 

В данном учебно-методическом пособии использованы акварельные работы и упражнения студентов факультета ИЗО и ДПИ первого курса дневного и заочного отделений: Е. Столяровой, Ю. Вернигор, В. Аверина, Ж. Гордеевой, Н. Ерёминой, Т. Зубановой, Е. Холяпиной, С. Бычковой, А. Протасенко и других студентов.

 

 

Приложение 1

Упражнение – однотонные заливки

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев С..С. О цветах и красках / С.С. Алексеев – М., 1964. – 84 с.

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков – М.: Искусство, 1984. – 125 с.

3. Григорьева Э.И. Цветоведение и колористика / Э.И. Григорьева. – Тольятти: Издательство ТГУС, 2006. – 92 с.

4. Зайцев А.И. Наука о цвете / А.И. Зайцев. – М.: Искусство, 1999. – 125 с.

5. Зильберштейн И.С. Константин Коровин вспоминает…/ И.С.Зильберштейн, В.А. Самков – М.: Изобразительное искусство, 1990. – 608 с.

6. Иогансон Б.В. О живописи / Б.В. Иогансон. – М., 1960. – 82 с.

7. Леонардо Да Винчи. Искусство живописи. / Да Винчи. Леонардо. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 120 с.

8. Мастер и ученик. Выпуск Московской школы акварели, С.Андрияки. – М., 2004. – 240 с., илл.

9. Новикова А.В. Колористика: учебно-методическое пособие для студентов худ.-граф. факультетов / А.В. Новикова. – Магнитогорск.: Издательство МаГУ, 2004. – 40 с.

10. Унковский А.А. Цвет в живописи / А.А. Унковский. – М.: Просвещение, 1983. – 64 с.

11. Школа изобразительного искусства. Вып. 1,2,3,4,5. – М., 1960 – 1965.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Механизм действия гормонов

Дата добавления: 2019-02-08; просмотров: 1239;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.