Задачи и упражнения


1. Составить и проверить функцию, которая в текстовом режиме с помощью символов псевдографики рисует границу прямоугольника, не заполняя его внутреннюю область.

void ramka (int x0, int y0, int, int);

int main ()

{ ramka (2,5, 10, 30); getch(); return 0;

}

void ramka (int x0, int y0, int n1, int n2)

{ int x,y,i; x=x0; y=y0;

gotoxy(x,y++); printf("%c",218); // символ левого верхнего угла

for (i=0;i<n1-2;i++)

{ gotoxy(x,y++); printf("%c", 179); // для вертикальной линии

}

gotoxy(x++,y); printf("%c",192); // левый нижний угол

for (i=0;i<n2-2;i++)

{ gotoxy(x++,y); printf("%c",196); // для горизонтальной линии

}

gotoxy(x,y--); printf("%c",217); // правый нижний угол

for(i=0;i<n1-2;i++)

{ gotoxy(x,y--); printf("%c",179);

}

gotoxy(x--,y); printf("%c",191); // правый верхний угол

for(i=0;i<n2-2;i++)

{ gotoxy(x--,y); printf("%c",196);

}

}

Коды всех символов, в том числе и символов псевдографики, можно вывести с помощью следующей программы:

main()

{ clrscr(); textcolor(2);

for (int i=1; i<256; i++)

{ cprintf("%4d",i); printf("%c%c" , i, i%12?' ':'\n');

}

getch(); return 0;

}

Здесь по формату "%4d” выводим код символа указанным в textcolor вторым цветом, а по формату "%c” выводим символ с этим кодом цветом по умолчанию. При этом если i кратно 12, то выполняется переход на следующую строку экрана.

2. Составить функцию для нахождения действительных корней квадратного уравнения a∙x2 + b∙x + c =0. Используя ее, составить и проверить функцию решения биквадратного уравнения a∙z4 + b∙z2 + c =0.

3. Составить и проверить функцию решения линейного уравнения вида a∙x=b.

4. Вывести n параллельных горизонтальных линий разными цветами. Составить и использовать функцию для рисования одной горизонтальной линии.

5. Вывести n параллельных вертикальных линий разными цветами. Составить и использовать функцию для рисования одной вертикальной линии.

6. В текстовом режиме заполнить все окно вывода следующими фигурами, не заполняя их внутри:

a) ромбами;

б) равнобедренными треугольниками;

в) прямоугольными треугольниками с прямым углом внизу слева;

г) прямоугольными треугольниками с прямым углом внизу справа.

Составить и использовать функцию для рисования границы одной фигуры в зависимости от варианта.

7. В текстовом режиме нарисовать последовательность заполненных внутри прямоугольников, разместив их одним из следующих способов:

а) по диагонали окна, начиная с левого верхнего угла;

б) по диагонали окна, начиная с левого нижнего угла;

в) в шахматном порядке.

 

§ 3. Функции с одним результатом. Оператор return

 

Пример. Ввести последовательность целых чисел, пока не введём 0 (нуль). Для каждого из них найти и вывести сумму составляющих это число десятичных цифр.

При решении подобных задач с использованием функций необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Какие функции, для каких целей будем составлять? Может быть несколько вариантов ответа на такой вопрос. Для определённости составим функцию для вычисления суммы десятичных цифр одного числа с именем SUMDIG. Эта функция будет вызываться в цикле несколько раз для каждого введённого числа.

2) Определяем входные и выходные параметры функции, то есть что для неё дано и что функция получает. У нас дано одно (!) целое число, а не массив, и получаем сумму его цифр, то есть тоже одно (!) целое число.

3) Составляем алгоритм функции SUMDIG и записываем его на языке C++. Для вычисления суммы цифр выделяем их в обратном порядке справа налево, используя получение остатка от деления на 10 (операция %) и целочисленное деление на 10 (операция /). Так как размерность числа может быть любой, то получается цикл с неизвестным количеством повторений. Получение цифр продолжаем, пока не получим при целочисленном делении нуль.

4) В головной функции в цикле вводим целое число, вызываем SUMDIG и выводим результат.

 

int SUMDIG(int );

int main()

{ int X=1; cout<< "For exit -- 0\n\n";

while (X)

{ cin>>X;

gotoxy(30, wherey()-1);

cout<<SUMDIG(X)<<endl;

}

return 0; }

int SUMDIG (int num)

{ int s=0, dig;

while (num)

{ dig=num%10;

s+=dig;

num/=10;

} return s;

}

В прототипе функции, возвращающей единственный результат, записываем его тип вместо void, имя функции и в скобках только входные параметры с их типами по тем же правилам, что и раньше. В скобках единственный выходной параметр не записывается. Аналогично записываем заголовок функции при её описании.

В тексте такой функции должен быть оператор вида

return выражение;

где выражение должно быть того же или совместимого типа, что и в заголовке функции.Оператор осуществляет выход из функции, передаёт управление в вызвавшую её функцию (в нашем примере в головную, но не обязательно) и возвращает в неё значение указанного выражения.

Особенности return:

· как частный случай выражения, можно возвращать константу или значение одной переменной;

· оператор может быть единственным в функции:

float MyFun1 (float x, float y)

{return x+y;

}

· наоборот, таких операторов может быть несколько и он не обязательно должен быть в конце функции. Но выполняется всегда один из них. Например, следующий вариант

float MyFun2A (float x, float y)

{ if (x>y) return x+y;

else return x*y;

}

короче, чем

float MyFun2B (float x, float y)

{ float r;

if (x>y) r= x+y;

else r= x*y;

return r;

}

Это же можно реализовать ещё компактнее с помощью тернарной операции:

float MyFun2 (float x, float y)

{ return x>y ? x+y : x*y;

}

· Оператор return обязателен, если возвращается одно значение, то есть в заголовке тип результата отличен от void.

Вызов такой функции с единственным возвращаемым значением записывается непосредственно в выражении, где используется её результат. Вызывать функцию, в том числе и типа void, можно не только из головной функции, но и из любой другой. Кроме “команды вывода”, обращение функции с одним результатом можно записать

· в операции присваивания, например sd=SUMDIG(1234);

· непосредственно в операторе if, не присваивая предварительно значение функции переменной (if (SUMDIG(a)>10)…), где a — переменная целого типа;

· в операторе while, например, while (SUMDIG(a*a)!=num)

или while (SUMDIG(a*a)-num)… и других операторах;

· при вызове другой функции в качестве фактического параметра, например, LINE2 (SUMDIG(a), 5, ‘.’); (см.1.1, пример2).

Оператор return имеет также и другое назначение. Он прекращает работу любой функции, в том числе и типа void. То есть он не обязательно должен иметь возвращаемое значение. Тогда return просто осуществляет выход из функции, не возвращая никакого значения. В таком виде, то есть в функции типа void, оператор return не обязателен. Если он не записан, то работа функции заканчивается после выполнения последнего оператора при достижении закрывающей скобки. В функции типа void оператор return имеет смысл использовать, если надо выйти из функции в разных её ветвях в зависимости от некоторого условия.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1530;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.