Краткая история сёл деревень Кежемского района часть 1

 


Далекая затерянная деревня

 

Яркино — деревня необычная!. Это понимает каждый, кто однажды оказывается в этом «поцелованном Богом» месте, где природа, кажется, не одно столетие трудилась, чтобы люди когда-нибудь смогли найти в глухой приангарской тайге это удивительное место. Найти и охнуть от восторга, замереть на миг от красоты, открывшейся взору. В реке – полно рыбы, в тайге — зверя, пойменные луга так и манят коровушек и лошадей попастись на них вволю, мощные ангарские сосны, шумя вершинами, обещают, что дома, срубленные из них, будут стоять веками.

Свою историю деревня ведёт с 1968 года.Вот уже более трёх столетий Яркино зарегистрировано как населенный пункт Российской империи.С 1927 года деревня входила в Богучанский район, в 1983 году, в связи со строительством Богучанской ГЭС,вместе с другими населёнными пунктамистала относиться к Кежемскомурайону.

Откуда же пошло название деревни? Существует легенда, что основателем деревни был казак по имени Ярушка, который бежал в Сибирь и на реке Чадобец поставил свою избу (балаган) рядом с жилищем тунгусов, которые уже облюбовали это место до него. Как правило, названия большинство ангарских деревень – это ответ на вопрос: чьё место? Скорее всего, Ярушку, тунгусы называли на свой манер – Ярка.А на вопрос: чьё место? - отвечает слово «Яркино». Отсюда, видимо, и пошло название деревни.Есть предположение, что в названии играет роль яр на другой стороне реки, выше деревни. Но это только предположение, которое никто никогда из старожилов не поддерживал.

«Стоит деревня наша, невеличка, у речки на высоком берегу.

Здесь петухов под утро перекличка, и каждый местный житель на виду.

Исхлестана студеными ветрами, стоит веками, грусти не тая,

Зимой до крыш засыпана снегами, деревня невеликая моя!»

Деревня находится на таёжной реке Чадобец, северном притоке Ангары, живописно протекающей по лесным дебрям. Место, где начали строить деревню, представляет собой мыс, прилегающий своей подошвой к хребту, заросшему сосновым лесом. Этот хребет получил название Бор. С восточной стороны к верхней части деревни прилегает курья, которая в давние времена, возможно была одним из рукавов Чадобца. Основное русло реки Чадобец огибает полукольцом нижнюю часть деревни. С северо-западной стороны к деревне прилегает большое, заросшее березняком болото, называемое Лебяжье. За рекой напротив деревни зеленеют заливные луга, которые раньше были полями. Те, кто почти четыре столетия назад пришли сюда, наверняка сразу поняли: здесь надо строиться, здесь будет жить сытно и вольно, здесь матушка-природа уже позаботилась о будущих своих покорителях.

Старожилы считают Яркино «земным раем». На много верст вокруг сосновые леса, глухие болота с клюквой, за деревней – богатейшие пастбища, вдоль реки – заливные луга, отвоеванная у тайги плодородная земля. Вверх по берегам Чадобца разбросаны охотничьи зимовья, рыбацкие стоянки. Урочища (охотничье «ухОжье») назывались по прозвищам и именам охотников: Ванюшкиных, Осиновых, Ульяновых,некоторые из них сохранились до сегодняшних дней.

«Там, где Чадобец наш тихо плещет волной, смотрят избы в спокойные воды.

Это край мой любимый, навеки родной, в царстве дикой сибирской природы.

Воздух здесь напоили душистой смолой наши милые сосны и ели.

А от скошенных трав сенокосной порой пахнет терпкою мятой и хмелем.

Ну а люди у нас городским не чета: не пугают их зимние стужи.

В летний зной нипочем комары и мошка и в лесу проводник им не нужен…»

От Ангары до Яркино можно было добраться несколькими способами. Один путь – а им в летнее время нередко пользовались - водный. От места впадения Чадобца в Ангару до Яркино - чуть меньше 150 километров. Вверх по течению этот путь проделывали, по очереди таща лодки бечевой, и лишь на тихих местах передвигались с помощью вёсел. На это уходило, как правило, около пяти дней, в зависимости от резвости людей, решивших проделать путь на лодках. Второй путь, по грунтовой дороге на лошади или пешком, занимал около двух дней. Дорога эта называлась Решная. Имелось ввиду, что она ведёт на Ангару, на большую реку. Шла через соседнюю деревушку Юрохту, родную сестру Яркино. Имелись две вьючные тропы-дороги на Подкаменную Тунгуску. В зимнее время по ним можно было проехать на лошадях, запряженных в сани. Одна из вьючных троп-дорог начиналась километрах в двух от деревни вверх по Чадобцу и проходила мимо соляного ключа. В дореволюционные времена яркинцы ездили к этому месту, на Рассолку, варить соль. Ездили обычно по определённому графику и варили соль сразу для всех жителей деревни.

Самые распространенные у яркинцев фамилии – Рукосуевы, но встречаются Кулаковы, Колпаковы, Коваленко, Усольцевы. Различали людей с одинаковой фамилией, особенно если совпадали имена и отчества, по родове. Это, как правило, было прозвище, которое давалось группе родственников по имени колоритного деда или, реже, бабушки.

«Кое-кто осуждает ангарцев: клички людям дают. Ну дела!

Разве мы виноваты в том, братцы, что фамилия на полсела!

Эти клички – большая наука, без неё невозможно понять,

Кто конкретно Иван Рукосуев, если их на селе 25…»

К началу XX века в Яркино проживал уже 61 род: Акешины, Арсеевы, Артемьевы, Власовы, Жулановы, Захаровы, Малофеевы, Матвеевы, Поповы, и многие другие. Примерно до конца 19 века там еще жило какое-то количество тунгусов. В 1782 году в Яркино была проведена первая перепись населения, и вот её результаты: в то время зарегистрировано 33 мужчины и 32 женщины. Данных о наличии детей, к сожалению, нет. В летописи Богучанского района отмечено, что в 1859 году деревня Яркинская включала 32 двора, 116 душ мужского пола, 120 – женского пола. При деревне, при речке Чадобец - Курпушский род бродяг-тунгусов: 16 юрт, 33 души мужского пола, 33 – женского пола. Позднее часть из них крестилась и ассимилировалась среди русского населения, а другие уехали дальше на север, на Подкаменную Тунгуску.Уже к 1913 году деревня Яркино состояла из 53 дворов и число жителей достиго 435 человек (220 мужчин и 215 женщин). И она стала одной из самых крупных ангарских деревень наряду с селами Иркинеевои Каменка.

Управление деревней в дореволюционные годы осуществлялось выборным старостой, а серьёзные ключевые вопросы решались на сходе (совете), где право голоса имели только главы семей. У старосты была даже печать. Кстати, в церковной книге в районном архиве Богучан сохранились докладные яркинского старосты, написанные каллиграфическим почерком и скреплённые печатью. В них он отчитывался о событиях, произошедших в деревне в период распутицы, перед батюшкой Чадобской церкви. За определённую повинность можно было попасть на совет. Особенно строго подходил совет к тем людям, которые попадались на воровстве. Вора с украденной вещью староста и десяцкий водили по улицам. Кроме мер морального воздействия, иногда применялись и физические: виноватый мог получить хорошую порцию ударов розгами, а также ему могли дать для расчистки какой-нибудь участок леса.

Последнего старосту избрали в 1925 году. Им был Василий Васильевич Рукосуев из рода Сарафининых. В том же году был организован сельскийсовет и первым председателем был избран Захар Алексеевич Рукосуев (род Синевых).

Первым жителям деревни пришлось нелегко. В силу своих привычек, полученных когда жили в европейской части, они не могли жить только охотой и рыболовством и поэтому взялись за расчистку полей. Работа была трудоемкой. Нужно было срубать лес, выкорчевывать корни и пахать целину. Все работы по выращиванию хлебов велись вручную. Пахать землю приходилось сохой, а рыхлить – деревянной бороной. Пшеницу жали вручную серпами, а обмолот вели цЕпами. Вырастить урожай в условиях сурового климата было не просто, но все же удавалось.

В 1911 году местный купец Федот Михайлович Рукосуев привёз жатку. Посмотреть, как она работает, сбежалась вся деревня. Некоторые ругались, говорили, что мол, это всё от дьявола, что, мол, зверь разбежится, рыба уйдёт из речки, и свалятся на жителей всевозможные беды. Другие приняли новшество с интересом. Вообще, Федот Михайлович был в Яркино своего рода двигателем прогресса. В одной из поездок в Енисейск с обозом он приобрёлпоперечную пилу. Этот простой инструмент понравился всем, ведь его можно было применять не только на стройке, но и при заготовке дров. Хочется отметить, что в Яркино почти до середины 60-х годов сохранился дом, постоенный топором и без единого гвоздя. Это была небольшая избушка в поселье Сарафаниных.

Так, каждый год Федот Рукосуев привозил какой-нибудь новый агрегат: молотилку, сенокосилку, конные грабли, плуг.

Благодаря усилиям и трудолюбию были разработаны поля вокруг деревни вверх и вниз по Чадобцу. Расчищено множество покосов на удобных, частично заливных лугах вдоль реки. Все разработанные участки имели названия: вниз по реке это участки Покосики, Еланца, Остров, Запрова, Заимка, Простоношна, Задушин, Пеленда, Тыктыкан, Невайка и др. Вверх по реке: ближний Мыс, У Чибы, Лебяжье, Кураба. В большинстве своем все названия мест остались со времен, когда жили тунгусы. Очень интересные названия, и задумываешься, почему их так называли? Наверно это останется неизведанным.

Основное и любимое занятие населения была охота и рыбалка. Почти все жители деревни имели свои лодки. И после сельскохозяйственных работ мужики уезжали на два три месяца в тайгу на охоту. Также яркинцы занимались скотоводством, и постоянно сталкивались с нападениями медведей на стада. Как мы уже говорили, население Яркино составляли не только русские переселенцы, но и тунгусы. У тунгусов обязательно были шаманы, которые занимались лечением больных, предсказаниями, отведением беды от племени. И яркинцы не раз убеждались в силе тунгусских шаманов. В один из приездов тунгусов, яркинцы пожаловались шаману о нападении медведей на скот. Шаман согласился им помочь. Шаманский ритуал длился всю ночь. После этого ритуала нападений медведей больше небыло. Отсюда по деревне ходит легенда о шамане, который сделал защиту на деревню от нападений медведей.

«Яркино – деревня особая. И потому, что, находясь в отдалении, в удивительном заповедном месте, сумела сохранить уклад предков, и потому, что население деревни живет одной семьей, общиной, и потому, что, единственная из присоединившихся в 1983 году к Кежемскому району деревень пыталась «бунтовать», требовала, чтобы вернули ее назад, в Богучанский район. А «бунтовала» деревенька, пожалуй, в силу своей яркой индивидуальности – стойкой приверженности к стабильности, образу жизни своих дедов и отцов. Бывать в Яркино человеку, любящему ангарский колорит, самобытность людей – одно удовольствие» - так описывала деревню и её жителей одна из корреспонденток газеты «Советское Пиангарье». (Зонова Н. Яркинцы. – СП, 11.06.1998).

 

В книге Владимира Рукосуева «Яркино. Кружева истории» есть материал, который называется «Бесценные мамины записи». Его мама, Ксения Ефимовна Рукосуева, писала на листочках в тетрадях, излагала известную ей информацию об ушедших в прошлое годах. Вот дословно одна из её записей о родной деревне: «Это было до Советской власти. В деревне была красивая церковь. Светилась, была отделана красиво. Снаружи обнесена оградой, ворота в ограду были резными. Большинство любей ходили в праздники в церков на службу. У всех вера православная. В церкви оборудовано всё было красиво.Если кто умирал, его отпевали в церкви.

В то время клубов не было. Молодёжь собиралась в праздники у кого-то на вечерки. Пели и плясали под заливные звуки гармошки. Вечерки проходили без вина, всем и так было весело.

У каждого было своё хозяйство, земля, скот, лошади, покосы и поля. Занимались охотой. Одежду, полотенца, делали из льна и конопли, которые сеяли. Держали овец. В нужное время их стригли, и шерсть теребили и пряли. Из овечьей шерсти ткали тёплую одежду. Шили так назаваемые зимние зипуны. Жили полностью своим трудом. В деревне из граждан села выбирали старосту, который следил за порядком в деревне. Если кто нарушал порядки, мог попасть в суд. Суд проводил совет старейшин. Некоторых пьяных, нарушающих порядок садили в чужовку. Чужовкой называли специальное помещение, где отбывали срок виновные. Могли в это время присудить и к розгам. Как правило, стегать розгами заставляли родственников, однако строго следили, чтобы никакого послабления не было.

Изба читальня появилась при Советской власти. Избач проводил разные мероприятия. Тут и выступления художественной самодеятельности, и читка газет для селян. Ведь многие были неграмотными. Иногда приезжала кинопередвижка. Фильмы были в то время без звука».

 

Действительно, в центре деревни в 1911 или 1912 году была построена церковь. Стороили всем миром. Руководить её постройкой был приглашён строитель из Муры, который имел большой опыт постройки церквей. Территория вокруг церкви была обнесена красивой оградой с резными воротами и калиткой. На колокольне висели три колокола, в которые служители церкви звонили по утрам и в праздники. По воскресеньям яркинцы в праздничной одежде чинно шли на службу. После закрытия церкви в советское время, она долгое время служила клубом, а затем складом.

Жители деревни до революции были в большинстве своём неграмотны, но тем не менее многие понимали значение образования. Яркино во все времена являлось местом ссылки. Некоторые ссыльные были грамотными образованными людьми и общение с ними не проходило для жителей бесследно. Старожилы рассказывали, что примерно в 1884-м году один из ссыльных был нанят в качестве учителя. Для занятий отвели маленькую избушку на краю деревни, набралось всего 12 человек, учили в основном чтению, письму и молитвам. Учителю родители платили один рубль деньгами в месяц и пуд хлеба в год. Плата, может, и небольшая, но не все могли оплатить и это.

Первая же официальная одноклассная школа была открыта в 1906 году. В ней был только один учитель. Своего помещения школа не имела, поэтому использовалось приспособленное для этой цели помещение. В советское время начались работы по строительству здания школы, строили практически всем миром. Школа была просторной, с достаточным количеством классов, с печным отоплением. Многие поколения яркинцев получили в ней образование. В 1966, году на некотором возвышении, была построена новая, большая и светлая школа, которая долгое время была девятилеткой.

В настоящее время в Яркино есть начальная школа, имеется клуб, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт. Жители заняты в сельском хозяйстве и на лесозаготовках, занимаются охотой, рыболовством, сбором дикоросов.

За долгие годы существования деревни здесь сложился свой определённый уклад, своя речь и привычки. Как и в других старинных сёлах на Ангаре, издревле имелся своеобразный диалект, включающий необычные для постороннего слушателя слова и выражения. В Яркино он как-то особенно заметен. Яркинские слова удивительные по своему построению и звучанию. Речь яркинцев отличается своей певучестью, которая не так ярко выражена в других ангарских сёлах. Как уже было сказано, в обиходе много слов, которых большинство приезжих не может понять. Не могут они сразу понять и некоторых шуток, для этого нужно иметь особое чувство юмора, которое так присуще яркинцам. «Вылазь из речки, лихоманка, оширшавела вся» - (Значит сильно замёрзла, покрылась пупырышками); или «Пусть челядишки на куте в чечки играют» - (Пусть дети на кухне в игрушки играют); или ещё вот «Мотрю, челядята в лыве люша-люшей!» - (Дети в луже искупались, мокрые-мокрые).

Конечно, сейчас этот своеобразный диалект размывается, исчезает, но пока ещё существует.

В те давние времена основное время у жителей деревни занимала работа, но праздничные гулянья у яркинцев не отменялись. Праздники яркинцы праздновать умели.

«Веселиться хорошо умели, песни петь любили и плясать…

На вечорках заливалась гармошка, и звучали ангарские песни.

Ещё дружно играли на ложках, деревянных, пока не треснут. Танцевали красиво, легко, перепляс и кадриль, и четвёры,

Смех, веселье слыхать далеко, и гармошечки переборы…»

В летнее время жители деревни собирались к церкви или к речке, на луг. На праздниках организовывались разные игры, с парадной стороны проводились пляски под гармошку, кто кого перепляшет. Деревня славилась своими певуньями и плясуньями. С другой стороны церковной ограды был построен турник и были приготовлены гири. Здесь по очереди мужики измеряли свою силу. Играли в лапту, в городки. Под гармошку звучали частушки и было на праздниках весело и хорошо. Вино в те времена не пили, было весело и без вина.

Троицу, как правило, праздновали на берегу. Там собиралось немало народа - себя показать и на других посмотреть. Ставили в домашних усадьбах березы и наряжали их. Варили прямо на улице на кострах и на печках ячневую кашу и накрывали под березками столы. Это называлось «куфариться», то есть угощаться. Сколько было веселья и смеха!

В старину на Руси многие занимались гаданием, так реализовывались надежды на лучшую жизнь. Деревня Яркино, конечно, не была в этом исключением. Девушки собирались на вечорки и начиналось гадание: На улице надевали какой-нибудь из девушек квашню на голову, кружили ее, и когда она теряла ориентацию, отпускали. Она должна была идти куда несут ноги. К какому дому приходила, там суженый-ряженый»; или«Берут лучину и замок, идут на прорубь для скота, представляющую собой узкую щель во льду. Укладывают на нее лучину и замыкают замок. В это же время нужно загадать желание. Затем было необходимо идти домой спиной вперед и ни с кем не разговаривать. Дома немедленно лечь спать под матицу на девятую половицу и положить под голову носовой платок. Судьба должна была присниться». А вот этим гаданием занимались ребята: «Воруют кобылицу у вдовца. Уводят ее к проруби, завязывают глаза, а парень должен сесть спиной к голове и понюжать ее. Куда она привезет, там и будущая невеста».В общем было много разнообразных гаданий.

Свадьбы в Яркино, как правило, проводились при большом стечении народа. Соблюдались определенные обряды. Невесту готовили к свадьбе, наряжализаплетали волосы в две косы. До свадьбы девушка заплетала волосы в одну косу. Несли приданое, чтобы жениховы друзья «поезжаны» это приданое выкупали. Свадьбы иногда длились длились до недели.

 

Нельзя не отметить и сказки яркинских сказочников, они подобны камню- самородку, который блестит всеми своими гранями, поражая и восхищая… В деревне Яркино сказки очень любили слушать. Ведь развлечений, ввиду оторванности деревни от цивилизации, было не очень много. Многие из жителей умели неплохо рассказывать сказки, но были и выдающиеся сказочники, которые знали очень много сказок и, главное, умели их артистично рассказывать. Одним из таких очень известныхяркинских сказочников был Никон Власович Колпаков. Его на данный момент помнят многие из старожилов. Дар сказочника ему был дан от природы. Слушать его сказки в конце сороковых - начале пятидесятых собиралась полная изба. Тихо потрескивала лучина в каменке, бледные тени двигались по бревенчатым стенам избы, а люди внимательно слушали рассказы сказочника, оказываясь где-то в тридесятом царстве, в другом государстве.

Уклад жизни в деревне Яркино, как и особенная речь, в силу своей изолированности заметно отличается от уклада других деревень, расположенных на Ангаре. А уж как там рады каждому новому приезжему человеку! Встретят, угостят ангарскими изысками, споют и спляшут. То ли это из-за своей оторванности от большой земли, то ли из-за прирождённого гостеприимства! Но дружелюбия у яркинцев не отнять! Хочется сказать несколько слов о Фестивале ангарской культуры, который прошёл на ура в этой маленькой и отдалённой деревне. На Фестиваль, как когда-то на «съезжие» праздники, съехались жители соседних селений. Звучали песни, стихи и сценки на ангарском диалекте, работала ярмарка, на которой можно было приобрести знаменитые ангарские рыбные пироги, попробовать икрянник, купить деревенскую сметанку. Конечно, главным украшением Фестиваля стало выступление «Живой стАрины»! Их выступление – всегда радость, чудо и удивление от того, что старинные песни исполняются молодыми девушками. И, конечно же, все ощутили хлебосольность и гостеприимность яркинцев!Фестиваль ангарской культуры – ещё один шаг, направленный на сохранение культуры наших предков.

Идут годы! Всё также, как и раньшетекут воды Чадобца, скрывая в своей таинственной глубине извечные тайны. И уже который век отражаются в них, как в зеркале, стоящие на берегу избы. Очень хочется, чтобы история этой старинной деревни не оборвалась.

«Пусть бьётся сердце, замирая, когда встаёт над Чадобцом рассвет.

Живи деревня бед не зная, живи деревня сотни лет!»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промотирование и отравление катализаторов | Изомерия органических соединений

Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 943;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.