Украшения из могильника Скрябинай


Судя по материалам могильника Скрябинай, население этой местности в XIV— XVII вв. еще пользовалось металлическими украшениями. Однако их носили гораздо меньше, чем в более ранние времена. В женских погребениях № 23 и 134 на головах покойниц найдены диадемы. Одна и этих диадем состоит из двух веревочек, обвитых тонкой бронзовой проволокой. Толщина веревочек вместе с проволокой — около 0,5 см.

Диадема была надета на тканевый головной убор. В погребении № 134 диадема состоит из. ленты, украшенной бронзовыми квадратными орнаментированными пластинками. Ширина ленты — 1,5 см (рис. 3, 1). Диадемы в могильниках Литвы XIV— XVII вв. не являются частой находкой. Более распространенным украшением сельских женщин были бронзовые серьги. Они состоят из 2 частей: изогнутого из проволоки колечка, диаметр которого 15—35 мм, и прикрепленных к ним подвесок (рис. 3, 2, 3).

Рис. 3. Украшения: 1 — диадема; 2 — 3 — серьги; 4 — 9 — перстни; 10 — крючок с петлей; 11—19 — фибулы

В Литве серьги в женские погребения клали с XIV по XVII в., но возможно, что они появились уже в XIII в. Чаще всего они встречаются в восточной и центральной частях Литвы, и только отдельные экземпляры найдены в северной части. Из соседних стран серьги чаще всего встречаются в могильниках Западной Белоруссии. В соседних славянских странах они были широко известны уже в погребениях X—XIII вв. Это позволяет предполагать, что оттуда позднее пришли в Литву.

Название «серьги» является условным, так как, по данным иконографии, их не обязательно продевали в уши; иногда вплетали в волосы возле уха.

В женском погребении № 129 найден кожаный кошелек, украшенный бронзовыми цилиндриками длиной в 1,3 см и круглыми, диаметром до 0,5 см бусинками, среди которых были 2 плоских бусины диаметром в 1,2 см.

В женском погребении № 117 в области правой бедренной кости тоже найден бронзовый цилиндрик длиной в 0,8 см. В одном разрушенном погребении найдена бронзовая бусина диаметром в 1,3 см.

Отдельными бусинами или цилиндриками украшались не только кошельки, но и одежда, тканевые пояса и т. п. Входят они и в состав ожерелий.

Очень мало, по сравнению с более ранними временами, янтарных бус. Полагать, что они просто вышли из моды, вряд ли было бы правильно. Отсутствие янтаря в поздних погребениях можно было бы объяснить тем, что подход к главному источнику янтаря — Балтийскому морю — несколько столетий находился в руках крестоносцев.

Фибулы в могильнике Скрябинай найдены двух видов — подковообразные и пластинчатые

Из подковообразных найдены фибулы четырех типов: с расширяющимися концами, с маковидными концами, с многоугольными концами и с цилиндрическими концами. По форме все найденные в могильнике Скрябинай подковообразные фибулы очень похожи на подковообразные фибулы, найденные в могильниках Литвы IX—XIII вв., только они гораздо меньше, чем эти, и более грубо сделаны (рис. 3, 14, 15).

Несколько больше в погребениях XIV—XVII вв. найдено разных пластинчатых фибул. В могильнике Скрябинай они найдены трех типов: ажурные, звездообразные и жестяные (рис. 3, 11 —13, 16—19).

Самую многочисленную группу составляют круглые пластинчатые жестяные фибулы: это одна из самых распространенных находок в поздних могильниках Литвы. В могильнике Скрябинай они найдены в 6 женских погребениях, по одной или по две чаще всего на груди или у головы умерших (в некоторых других могильниках находили по 4 или даже по 5 фибул в одном погребении). Точно такие же фибулы в соседних странах очень редкая находка; это позволяет считать их типичным украшением литовских женщин XIV—XVII вв.

Фибулы использовались для застегивания головного убора или тонкой верхней одежды. Для застегивания толстой материи они вряд ли пригодны, так как вырезанное посередине отверстие очень маленького диаметра. Вполне возможно, что эти фибулы уже в XIV—XVI вв. использовались только для украшения.

Для застегивания одежды в то время уже стали появляться пуговицы.

3 экземпляра шарообразных пуговиц найдено в женском погребении № 80. Пуговицы бронзовые, их диаметр 0,8 см. Для прикрепления к одежде они имеют маленькие петли.

Для застегивания одежды предназначались и проволочные крючки, найденные в женском погребении № 34 (рис. 3, 10).

Для застегивания головного убора, волос или венчика женщины иногда пользовались маленькими бронзовыми булавочками (длиной не более 5 см). До сих пор такие булавочки найдены только в женских и (реже) в детских погребениях в области головы умершего. В могильнике Скрябинай они найдены в двух погребениях — 13 и 79. В погребении 79 — 1 булавочка найдена тоже у головы умершей, а в погребении № 13 — 4 булавочки — кожаном кошельке.

Найденные в могильнике Скрябинай подвески по их назначению можно было бы разделить на 2 группы: подвески-украшения и символические подвески. Наиболее известны бубенчики, украшенные металлом когти зверей и бронзовые ключи.

Самую большую часть подвесок составляют бронзовые, иногда посеребренные грушевидные или шарообразные бубенчики. В нижней части они, как правило, имеют крестообразный разрез (рис. 1, 8). Некоторые бубенчики состоят из двух частей (полушарий). До сих пор в могильниках Литвы они найдены только в женских (или детских) погребениях, чаще всего у головы умерших, реже — на груди или в области таза.

В могильнике Скрябинай бубенчики найдены в двух женских и в одном детском погребении (№ 130, 134 и 140). В обоих женских погребениях — у тазовых костей умершего, а в детском — у головы.

По поводу назначения бубенчиков в свое время в литературе были разные мнения. Одним из последних этих вопросов касался Э. Вольтерис. Он выражает мнение, что бубенчики использовались для аккомпанемента при танцах и играх, точно так же, как до сих пор делается в Италии, Испании, Японии.

В Литве эти бубенчики появились в начале II тысячелетия н. э. и были в моде почти до наших дней. В литовских этнографических материалах имеются женские ожерелья, в состав которых входят шарообразные фабричные бубенчики, напоминающие найденные в погребениях XIV—XVI вв.

Бубенчики носили не только литовские девушки. Они найдены и в прусских погребениях XIV в., и в могильниках XIII—XVI вв. Латвии, где они часто вмонтировались в ожерелья, найдены они и в соседних районах Белоруссии. В XIV в.— первой половине XV в. бубенчики были любимым украшением и в других странах Европы. В XIV—XV вв. в Германии и Чехии ими украшались ремни немецких королев, не только женская, но даже мужская одежда.

К подвескам, имеющим и символическое значение, следовало бы относить звериные когти. Они найдены в двух погребениях могильника Скрябинай — в женском погребении № 134 и в одном разрушенном погребении (рис. 1, 2).

О существовании обычая класть в погребения умершим звериные когти несколько раз упоминается в Литовских летописях XIII—XV вв., а также Стрийковским.

Э. Вольтерис, опираясь на летописи, писал, что когти медведя или рыси клались в погребения с убеждением, что они помогут умершему залезть на крутую, скользкую гору, на которой сидит бог. Имеется описание кремации тел князей, когда звериные когти клали на сожженные кости и пепел.

Т. Стрийковский указывает, что участники похорон стояли вокруг погребального костра и бросали в огонь когти рыси и медведя. Возможно, что люди тех времен надеялись облегчить путь души в загробную жизнь.

В немногих исследованных поздних погребениях с трупосожжением звериных когтей не обнаружено.

В погребениях с трупоположением звериные когти бывают в бронзовой оправе, с петлей для того, чтобы их было удобнее носить. Это означает, что ими люди пользовались прижизненно. Об этом свидетельствует и один документ тех времен, в котором указывается, что охотник, убив крупного зверя, давал его когти ювелиру для оправы в серебро или бронзу, носил их, подвесив к поясному ремню или к ножнам меча, как знак доказательства своей храбрости. Но все украшения этого рода до сих пор найдены только в погребениях молодых женщин (например, в Румшишкес, Пакальнишкяй недалеко от г. Каунас), Шлапгирис (Западная часть Литвы) и др. Подвески из звериных когтей носили и прусские женщины, известны они были и в Латвии (могильник Мартинсала близ г. Риги). По-видимому, мужчины иногда дарили такие украшения своим невестам, чтобы они могли гордиться своими женихами.

Другую группу подвесок, найденных в могильниках, составляют бронзовые ключи. По мнению В. Гаерте, эти ключи для практических целей по своему назначению не использовались, а являлись только миниатюрными копиями настоящих ключей.

В могильнике Скрябинай бронзовый ключ найден в женском погребении № 134 (рис. 1, 5). В одном разрушенном погребении найден фрагмент такого ключа.

Бронзовые ключи также найдены и в некоторых других могильниках Литвы, датированы монетами XV—XVI вв. Кроме того, эти ключи-подвески довольно часто встречаются и на литовских городищах. Л. Кшивицкий также считает их не настоящими ключами, а украшениями. Ю. Юргинис, дополняя Л. Кшивицкого, считает, что ключ был символом замужней женщины-жены, хозяйки дома. Находки из погребений это мнение как будто подтверждают. Но хочется заметить, что вопрос этот несколько сложнее. Ключ был символом хозяйки или управительницы богатого дома, которая не обязательно должна была быть замужем и могла владеть только какой-то частью имущества; в боярских имениях Литвы XVI— XVII вв. хозяйка-экономка дома (rукune) иногда была даже не свободной (как и древнерусские «ключницы»). Бронзовый ключ в этих случаях символизировал скорее всего ее власть не в своем собственном доме, а в доме боярина.

Браслеты в могильнике Скрябинай найдены только в разрушенных погребениях (и то лишь небольшие фрагменты). Насколько можно судить по этим фрагментам, браслеты были двух видов — пластинчатые (шириной 0,9 см) и плетеные.

Определение фрагмента плетеной вещи как браслета условно, так как он мог быть и частью шейной гривны. В этом случае она явилась бы первой находкой из погребений XIV—XV вв. (такие гривны до сих пор найдены только в кладах).

Перстни в могильниках Скрябинай найдены и в женских, и в мужских погребениях по одному или по два экземпляра. По конструкции перстни являются кольцеобразными или с заходящими концами (безразмерными рис. 3, 4—9).

В женском погребении № 134 найдены 2 перстня: один бронзовый с заходящими концами и орнаментированным щитком (рис. 3, 6), а второй кольцеобразный серебряный с глазком в виде шестиконечной звезды (рис. 3, 4). Глазок позолоченный, посередине его вмонтирован камень — лазурит. Это очень редкая находка на территории Литвы.

 



Дата добавления: 2025-01-08; просмотров: 32;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2025 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.