ГОСУДАРСТВО И ПРАВО САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ.
Рим и древние германцы.История Европы, начинается в V в., когда западная Римская империя рухнула под натиском племен германских «варваров». Сравнительно рано Римское государство начинает испытывать возрастающее давление со стороны варварских племен. В конечном итоге это противостояние романского и варварского миров закончилось распадом и гибелью (476 г.) некогда могущественной державы, а на ее обломках образовалось ряд новых государств, одному из которых – государству Салических франков предстояло сыграть значительную роль в европейской истории.
Однако франки нарушили покой семнадцати провинций римской Галлии далеко не первыми.
Первые попытки проникновения «варварских» народов на территорию Римской империи относят еще к II в. до н. э. Долгое время племена, заселявшие территорию, восточнее реки Рейн до Вислы, между Альпами и Северным морем и принадлежавшие к индоевропейской языковой группе не имели общего наименования.
Римляне стали именовать их – германцами. Термин, по всей видимости был галльского происхождения и переводился с языка галлов как «кричащие» или «ревущие». Устремляясь в битву, воины издавали неистовые крики с целью устрашить противника, испугал, этот крик и римлян при первом их столкновении с германцами. Существуют и другие объяснения происхождения названия германцев – например, от слов «гер» и «ман» - человек с копьем.
В начале II в. до н. э. германские племена кимвров и тевтонов были разбиты римским полководцем Гаем Марием. Последующие за этим поражения при Аквах Секстиевых (102 г. до н. э.) и Верцеллах (101 г. до н. э.) наводнили рынки Рима рабами германского происхождения.
Таким образом, одно из первых знакомств германцев с Римом произошло при довольно неблагоприятных для них обстоятельствах, и они посетили «вечный город» в качестве пленников и рабов.
Но уже спустя полвека знаменитый полководец и государственный деятель Рима – Гай Юлий Цезарь, был уже озабочен тем, как оградить земли республики от массового вторжения германских народов (свевов, узипетов, тенктеров). Ему удалось разбить в ряде сражений (при Византии) хорошо организованные германские войска и удержать границу по Рейну.
Столкновения между римским и германским миром продолжились и при приемниках Цезаря. Приемному сыну императора Августа – Клавдию Нерону Друзу удалось в результате нескольких военных компаний в 9 г. до н. э. достигнуть берегов Эльбы. Но римлянам не удалось окончательно завоевать Германию, хотя они и сделали ее своей провинцией.
Если первые походы германских племен заканчивались для них, как правило, поражениями, то постепенно соотношение сил начинает выравниватся. В сентябре 9 г. н. э. германские племена под предводительством Арминия в Тевтобургском лесу полностью уничтожили три римских легиона и многочисленные вспомогательные войска полководца Публия Квинтилия Вара, и покончили с римским владычеством во внутренней Германии.
Вскоре римляне под предводительством Германика отомстили за поражение Вара победой при Идизиавизо, но восстановить былое господство им так и не удалось.
Римские императоры вынуждены были отказаться от политики военной экспансии в земли варваров и последовать тактике императора Тиберия, советовавшего предоставить германские народы их собственным раздорам, которые нужно Риму только всячески поддерживать. Постепенно Римское государство переходит к оборонительной политике, начинает строить мощные пограничные укрепления, так называемые, лимес, между Дунаем и Рейном (начаты Августом и законченные при Андриане).
Впрочем, германские племена могли длительное время вести себя мирно по отношению к империи, воюя друг с другом или соседними народами. Эти периоды были чрезвычайно выгодными для римлян, захваченные в этих войнах пленные поступали в качестве ценного товара – рабов на невольничьи рынки империи. В мирные времена процветала торговля между народами, строились новые города. В I в. до н. э. на берегах Рейна и Дуная возводятся: Виндобона, Августа Раурика, Могонтиак, Бона, Колония, Агрипина (Вена, Базель, Майнц, Бонн, Кельн). Эти города способствовали в свою очередь быстрой романизации областей лежащих на юг от Дуная и на запад от Рейна.
Интересные данные о германских племенах этого периода сообщает в своем сочинении римский историк Тацит П. К (55 – 135 гг.). В 98 г. им был написан сравнительно небольшой трактат «О происхождении германцев и месторасположении Германии».
В описываемый им период германцы находились на ранней стадии разложения родоплеменных отношений. Важные дела решались на общем народном собрании, присутствовать на котором могли только имеющие право носить оружие общинники. Это право никто не мог себе присвоить, пока община не признала претендента достойным этого. В этом случае один из князей, отец или родственник, вручал юноше шит и копьё. Как отмечает знаменитый историк, это была «…первая почесть, которой удостаивался молодой человек: до этого времени он считался частью семейства, теперь становился частью племени».
Этим обрядом юноша приобретал новый статус, осуществлялся его выход из-под опеки патриархальной семьи, наделение равной с другими общинниками правами и обязанностями.
Полномочия народного собрания в этот период еще довольно широки. Оно могло рассматривать жалобы, разбирать уголовные и гражданские дела. Свое мнение собрание выражало своеобразно: неудовольствие – шумом, одобрение бряцанием оружия, шум оружия служил самым почетным выражением одобрения.
Важное место в системе управления германских племен принадлежало князю. Он был вождем и военным предводителем. Высокое происхождение и великие заслуги предков являлись достоинством князя и передавались детям. В бою он обязан был показывать чудеса храбрости, и считалось стыдом, если кто-нибудь превзошел его в этом.
Сведения Тацита порой противоречивы. Так, в своих «Анналах» он пишет что «…германцы, не стыдясь позора, нисколько не думая о своих вождях, бросают их, обращаются в бегство, трусливые при неудаче, попирающие законы божеские и человеческие, когда возьмут вверх».
В другом месте, в трактате «О происхождении германцев и месторасположении Германии» он сообщает о противоположном: «выйти живым из боя, в котором пал вождь» - для дружинника – «бесчестье и позор на всю жизнь». Трусы и оплошавшие в бою подвергались, по решению народного собрания, суровому наказанию – их топили в грязи и болоте и забрасывали валежником.
Противоречивость взглядов историка можно объяснить рядом факторов: разные временные периоды, состояние войны или мира. В тех случаях, когда империя воюет с германцами (например, разгром легионов Вара) и происходит негативная оценка противника автором. Однако при мирном существовании, обычаи варваров для Тацита, порой предпочтительнее нравов Рима которые, как считал историк, здорово испортились по сравнению с прошлыми веками.
Новый период взаимоотношений Рима с варварским миром начинается во II в. н. э., когда римлянам приходится бороться уже не с отдельными племенами, а против настоящих племенных союзов (с III в. это аламаны, готы, саксы, франки и др.).
Начиная с правления Марка Аврелия (161 – 180 г.г.) натиск на империю со стороны германских племен все более возрастает. Эти вторжения – существенный элемент кризиса III в. н.э. Глубокий рейд аламанов, франков и других германских племен, опустошивших в 276 г. Галлию, Испанию и Северную Италию, по мнению Жака Ле Гоффа, предвещал великое нашествие V в. Эти нашествия ускорили упадок сельского хозяйства, оскудение городов, убыль населения и повлекли социальные перемены.
Спустя столетие начинается период, который именуется в истории началом «великого переселения народов». Святой Амвросий в конце IV в. точно ухватил последовательность этих вторжений: «Гунны набросились на аланов, аланы на готов, готы на тайфалов и сарматов; готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец!»
В 376 г. кочевые племена гуннов разгромили остготов и нанесли поражение вестготам, после чего последние вынуждены были искать спасения на территории Римской империи.
Переселение готов через Дунай (организованное впрочем, императором Валентом Флавием, за что его впоследствии упрекали) и их отношения с империей вначале развивались мирно, но вскоре перешли в военное противостояние.
В результате сражения при Андрианополе, 9 августа 378 г., готы разбили наемников императора, погиб в этой битве и сам император. Иордан объясняет это столкновение тем, что готы взялись за оружие лишь потому, «что их разместили на малой территории без средства к существованию и римляне за золото продавали им мясо собак и других поганых животных, вынуждены были отдавать детей в рабство за скудную пищу».
Причину поражения современники пытались объяснить военным превосходством противника, а именно, использованием конницы и наличием на вооружении у варваров длинного меча. Так, например римский историк Аммиан Марцелин с ужасом упоминает об этом незнакомом виде оружия. Но и в римской армии на службе тоже были варвары, поэтому достоинство этого вооружения было вскоре использовано и ими.
Причину следует искать не только в этом. Огромная Римская империя не в силах была сдерживать натиск варварских племен, которые значительно увеличились как численно, так и в военном отношении стали организованнее и мудрее.
Жак ле Гофф в целом правильно объяснял причины «великого переселения народов»: «…демографический рост и привлекательность более плодородных земель, по-видимому, сыграли свою роль лишь изначальному импульсу, полученному, скорее всего, от изменения климата, похолодания, которое на пространстве от Сибири до Скандинавии должно было сократить площадь земледельческих и животноводческих угодий и вынудить варварские народы подталкивая друг друга, двинуться на юг и запад вплоть до окраин западного мира. Благодаря им Британия стала Англией, Галлия – Францией, в Испании появилась Андалузия, названная в честь вандалов, а в Италии – Ломбардия. Это нашествие почти всегда было бегство вперед. Завоеватели – это беженцы, подгоняемые другими более сильными или более жестокими, чем они. Их собственная жестокость проистекала из отчаяния, особенно когда римляне отказали им в убежище, коего они обычно миролюбиво испрашивали».
В конце IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Одной из причин этого раздела в 395 году явилось стремление государственной власти остановить процесс ее гибели. И если Константинополю с трудом, но удалось защитить себя от уничтожения, то дни Рима, по сути, были сочтены.
В 410 г. вестготы возглавляемые Аларихом осадили, взяли и разграбили Рим. Свевы, аланы, вандалы, бургунды, вестготы совершают ряд опустошительных походов в Италию, Испанию, Галлию. В 429 г. вандалы перебрались в Северную Африку и завоевали римскую провинцию Африку.
Однако главное событие этого времени образование, хотя и временное, гуннской империи. Аттила объединил к 434 г. монгольские, германские и другие варварские племена (гунны, акатциры, аланы, невры, беллоноты, гелоны, бастарны, руги, сциры, турцилинги, герулы, остготы, гепиды и пр.). Самих гуннов была сравнительно немного, но ужас, который они внушали своим противникам, позволял им контролировать огромную территорию от Балтики до Кавказа. Аттила даже заставил восточного императора Феодосия II платить огромную дань золотом. Армия его насчитывала, по данным Иордана, не менее 500 тысяч человек.
Рим в 30-40 годах V в. иногда был даже вынужден сотрудничать с гуннами. В 436 г. Аэций, главнокомандующий Западной империи, совместно с гуннами разгромил королевство бургундов на верхнем Рейне. Но в 450 г. Аттила решил выступить против вестготов, которые образовали в Юго-Западной Галлии независимое королевство с центром в Тулузе.
Объединенная армия Аэция и вестготов разбила армию Аттилы в битве при Каталаунских в Шампани. Но уже на следующий год Аттила вторгся в Италию, и только вспыхнувшая эпидемия в его войске спасла Рим от очередного разорения. В 453 году Аттила, вошедший в историю под прозвищем, данным неизвестным хронистом IX в., «бича божьего» - умирает. Со смертью этого правителя распалась и созданная им империя, а гунны вернулись обратно на восток.
В 455 г. Рим в очередной раз был взят и разграблен королем вандалов Гейзерихом. Этому предшествовали события, по сути, лишившие Западную империю последних защитников. В 454 г. по приказу императора Валентиниана III был казнен Аэций. Телохранитель Аэция отомстил за смерть хозяина, убив императора 16 марта 455 г.
Валентиниан III считался последним отпрыском легитимной династии, которая традиционно пользовалась большим уважением, он также внес огромный личный вклад в сохранение гибнущей империи, поэтому его смерть привела к возникновению вакуума власти, чем не замедлили воспользоваться враги империи.
Петроний Максим, связанный с убийством Валентиниана III и ставший императором, процарствовал недолго. 31 мая во время осады города вандалами беснующиеся толпа забросала его камнями. После его гибели императоры в Риме менялись уже с калейдоскопической быстротой. За двадцать лет с 455 г. по 476 г. их было восемь, последнего императора юного Ромула Августула низложил скир Одоакр, а инсигнии императоров Запада отослал в Константинополь императору Зенону. Это означало конец Римской империи на Западе.
Оставшееся от Рима наследство было поделено к началу VI в. между англосаксами, обосновавшимися в Британии, бургундами, осевшими в Савойе, вестготами, сконцентрировавшимися в Испании, вандалами, утвердившимися сосредоточившимися в Африке, остготами, господствовавшими в Италии и франками, занявшими Галлию. Но из всех этих варварских народов только королевствам англосаксов и королевству франков удалось выжить, и они смогли образовать более устойчивые государственные образования, оказавшие заметное влияние на последующую историю Европы.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 401;