Медицина в Древнем Китае (сер. II тысячелетия до н.э. – III век н.э.)
Китай - мощная и уникальная цивилизация, давшая миру шелк, фарфор, бумагу, компас и порох. Китайская медицина так же уникальна, т.к. традиционные приемы современной медицины сохранились в лечение тысячелетий и уже давно вышли за пределы Китая.
История развития китайской медицины, как и история государства Китая
Разделены на два продолжительных периода: 1. царский, который длился с XVIII до III до н.э., в нем отмечается преобладание устной традиции передачи знаний, 2. династический, который продолжался с III века до н.э. – III век н.э., существовала письменность, медицинские знания записывались и сохранялись.
Именно в династический период были написаны такие медицинские трактаты как «Книга лекарственных средств Шень нуна», «Классический трактат по иглотерапии и прижиганию», «Трактат о пульсе».
Китайские ученые определяли здоровье как единство и гармонию между инь (пассивной силы) и ян (мужской активности), а человека как часть природы, т.е. его гармонию с внешним миром небо – человек – земля. Отсюда болезнь рассматривалась как нарушение гармонии с внешним миром и в самом себе. В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. В соответствии с анатомическими представлениями древнекитайские врачи основным органом считалось сердце, печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь – мужества.
Высокого уровня достигла диагностика болезней. Искусство диагностики основывалась на 4-х методах: а/подробный опрос (анализ), б/осмотр (кожа, глаза, слизист), в/прослушивание звуков внутри организма, определение запахов, г/ ощупывание, включая исследования пульса. Важное место в лечении занимало учение о пульсе. Китайские врачи различали свыше 20 видов пульса по скорости, силе, ритму, характере пауз пульсовой волны. Большой вклад в развитие медицины внес Цан Гунн (267 – 215 гг до н.э.). Он вел записи, в которых была указана дата осмотра, состояние больного, назначение лечения и его результат. Это были первые истории болезни.
Следует отметить, что китайские врачи умели лечить. А некоторые методы дошли до наших дней. Особо следует отметить такие методы лечения как иглоукалывание (чжень-цзю) (по лат. акупунктура) и прижигание. Первые иглы для акупунктуры были каменными. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из камня и яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов6 бронзы, серебра, золота.
На основании длительных наблюдений философы и врачи древнего Китая пришли к заключению о том, что в организме существуют «жизненные точки». Раздражение этих «жизненных точек» регулирует процессы в организме. Таких точек врачеватели древнего Китая насчитывалось - 600.
В древнем Китае высокого совершенства достигла лекарственная терапия. Врачеватели широко использовали и дали миру такие лекарственные растения как Женьшень, лимонник, камфуга, чай, панты оленя, печень, железо ртуть. В VI веке в Китае появляются Аптекарские сады. Их появление обогатило список лекарственных средств, совершенствовалась технология их заготовки и приготовления. Расширяются фармацевтические знания и одновременно развиваются химические знания.
В частности для прижигания китайские врачи широко использовали растение, растущие и у нас - полынь обыкновенная. Еще одно направление в развитии медицины древнего Китая это профилактическое заболевание.
В классический труд «Нэй-цзим» «Канон врачей» Говорится, что задача медицины - лечить больных и укреплять здоровье здоровых. Большое значение уделяется гимнастика, массаж, гигиена, соблюдение режима качества и количество питания. Нельзя не отметить, что в Китае уже в ХП в. до н.э. пытались провести первые опыты по профилактики оспы. Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в средние века (с VI в) при дворах императоров под руководством наиболее почитаемых врачей. В этот период медицина разделилась на семь отраслей: 1) болезни взрослых, 2) болезни детей, 3) глазные и ушные болезни, 4) болезни зубов и полости рта, 5) наружные болезни, 6) наука массажа, 7) заклинания. Соответственно и врачебных специальностей было четыре – хирурги, терапевты, массажисты, заклинатели. До этого времени знания передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в древнем Китае было стесненно религиозными запретами.
Крупнейшем хирургом Китая считается Хуа То. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях, а так же прославился как искусный диагностик. Врачеватель применял наркотические средства для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства. Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Наряду с традиционными методиками китайские врачи использовали лечебную магию. Заслугой китайских медиков стало изобретение шин, создание некоторых видов протезов для замены ампутированных конечностей. Из-за частоты женских заболеваний и осложнений природах (сказывались вековые предрассудки и суеверия, такие как ограничение питания беременных, проведение родов в сидячем положении) акушерство и гинекология рано выделилась в самостоятельную отрасль медицины. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун- тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.
Широкое распространение имели инфекционные болезни. Имеются письменные указания на частые эпидемии оспы, малярии, цинга, чума и желудочно-кишечные заболевания. При лечении использовали тунговое масло (заболевания кожи), панцири черепах (цинга), растительные краски применяли при лечении малярии, заболеваний крови, ртуть (сифилис). Вопреки старым традициям появлялись обычаи направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так места будущих поселений подвергались мелиорации, улицы вымощены, вблизи источники с доброкачественной питьевой водой. Стирка белья, чистота тела было общепринятым обычаем. Самоизоляция, покидание человеком своего жилья при эпизоотии грызунов рассматривалась как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней.
В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности.
Заключение.
1. Понимание организма как единое целое. Человек существует в гармонии с
природой и в самом себе как единство 2-х противоположностей :ян (муж
ские активы), инь (женский пассив).
2. Болезнь как следствие нарушения гармонии с внешним миром (Небо-Человек-
Земля) так и в самом себе (инь - янь).
3. Разработка методов обследования больного анамнез (опрос), ощупывание,
осмотр, выслуживание звуков.
4. Становление традиционной медицины (иглоукалывание -акупунктура, мокса)
(традиционная медицина) - имеет свой ареал распространения, закреплена в
памятки как письменности. Обучение по принципу наставник - ученик ~ 10-
15 лет.
2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век
Н.э.)
Формирование индийского врачевания относится к глубокой древности. В медицине древней Индии четко прослеживается три этапа: 1. индская цивилизация с XXIII – XVIII вв. до н.э., 2. ведийский период с XIII – VI вв. до н.э., 3. буддийский c V – III вв. до н.э. и классический периоды с II до н.э. – Vв н.э.
Основными источниками изучения древнеиндийской медицины являются древние литературные памятники среди которых ведущее место занимают веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна», «Законы Ману». В юридическом памятнике – законах Ману содержатся положения санитарного законодательства, положения о постановке врачебной помощи населению, правила общественной и личной санитарии и гигиены. Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, грязелечение. Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели), правильность питания.
Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Преподавание производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни. Наставникам разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. Ученики должны были иметь хорошее происхождение, молодость, здоровье, нормальные органы чувств, скромность.
В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнедробление, очищать и сушить раны. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, костные щипцы, иглы, пилы. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ. Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств весьма обширно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.
Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Общее обезболивание применялось с помощью опия, вина. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений, раны сшивали полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось большое количество лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени насчитывалось свыше 1000. Из средств животного происхождения употреблялись молоко, жир, масло, кровь, желчь животных, птиц, рыб.
Данные археологии дают достаточно полное представление о санитарном устройстве населенных мест. Почти в каждом доме были купальни, уборные. Имелись должностные лица, наблюдавшие за удалением нечистот и мусора, состоянием рынков и продуктов питания. Резко осуждалось употребление наркотиков.
Вопросы этики медицинской нашли отражения в древнейших памятниках индийской литературы – своде законов Ману (ок. 2 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и «Аюрведе». Врачебная этика Индии начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного терпения. По окончании обучения молодой лекарь знакомился с правилами врачебной деятельности, давая клятву неукоснительно их соблюдать. Кроме того он обещал быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. Профессиональные медики одевались в белое надушенное платье, коротко стригли бороду, следили за чистотой ногтей, не употребляли спиртные напитки. Они всегда носили с собой палку и зонтик, но самое главное – «избегали болтовни». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов: и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. В тоже время этот кодекс устанавливал ряд запретов в отношении оказания медицинской помощи, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Врачу надлежало одинаково относиться ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки; эти две стороны должны составлять полную гармонию.
Заключение
1. Представление о болезни как следствия нарушения
взаимодействия 3-х внутренних субстанций организма (прана,
желчь, слизь) при отрицательном воздействие 5 внешних стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля.
2. Совершенствование представлений об анатомическом строении человеческого тела.
3. Развитие оперативных методов лечения: родовспоможения,
хирургическая техника, уникальные методики лечения, в том числе «индийский способ» ринопластики.
4. Целенаправленные мероприятия по совершенствованию
предупреждения заболеваний. Первые опыты вариоляции, (методы укола руки и плеча.).
5. Становление гигиенических традиций как прообраз общей и коммунальной гигиены.
6. Создание первых общественных больниц (лечебниц) при храмах.Разработка основ практической и теоретической подготовки врачей. Основы врачебной этики.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 1147;