Истоки отечественной культуры


Сведения о древнерусской культуре в нашей истории очень скудны. Связано это с тем, что Русь оформила государственность лишь в конце 9 века н.э. Не имея достоверных письменных свидетельств о жизни древних славян, мы можем ориентироваться только на зарубежные источники. О древних славянах повествуют греческие, римские, арабские и византийские историки. О быте и занятиях древних славян мы также можем иметь представление из археологических раскопок на местах их стоянок. Эти немногочисленные источники свидетельствуют о том, что наши предки занимались земледелием и скотоводством, были умелыми кузнецами, литейщиками и гончарами.

История государства российского с древнейших времен до современной эпохи, источники изучения роли и места нашего народа в развитии мировой цивилизации находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Существует много­обра­зие концепций и взглядов о происхождении славянства, варяжских корнях династии князей Рюриковичей, воздействии на экономический и духовный уклад жизни русского общества, евразийского положения страны. И это вполне объяснимо, поскольку до сих пор ученые находят уникальные памятники, проливающие свет на малоизвестные страницы прошлого нашей Родины и раскрывающие глубинные истоки становления и развития культуры на различных исторических этапах.

Образцами духовной культуры славян могут служить дошедшие до нас устные преданья, народные сказки, былины, которые носили четко выраженную языческую направленность. Славяне обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов, которых воспроизводили в виде деревянных и каменных изваяний. У каждого племени были свои главные и второстепенные боги, им поклонялись, приносили жертвы. На позднем этапе развития древних славян, с возрастанием роли военной знати, главным богом славянского пантеона становится Перун - покровитель воинов, грозный метатель молний, громовержец.

У славян-язычников существовало много различных обрядов, которые должны были помочь больному выздороветь, хлеборобам собрать высокий урожай; отмечались дни рождения, свадьбы, поминались покойники и т.д. Интересно, что многие языческие обряды сохранились и до наших дней (Иван Купала, колядование, Масленица и др.).

Особое место в религии славян занимал культ предков: был широко распространен обычай сожжения покойника, возведение надмогильного кургана. Характерно, что при погребении знатного славянина вместе с ним хоронили и его жену, раба, скот и оружие.

На культуре славян сильно отразились черты культур соседних народов и стран. В особой мере это относится к самой крупной и богатой стране того времени - Византии. Славяне имели самые тесные отношения с этим государством: торговали, воевали, учились ремеслам и т.п. Огромным прорывом в культурном развитии славян было создание славянской грамоты. Эту великую миссию выполнили византийцы - братья Константин (Кирилл) и Мефодий в 60-х годах IX столетия. Эти подвижники сначала адаптировали греческую грамоту под славянский язык, создали целую сеть школ по обучению славянской письменности, стали проповедовать христианское учение на славянском языке. Позднее в Болгарии появились первые рукописные книги на славянском языке ("Кириллица" - основа современного русского алфавита).

Учитывая близость и тесные контакты Руси и Болгарии, грамотность стала постепенно распространяться в глубину нашего Отечества. Эти и другие факторы в значительной мере приблизили принятие христианства молодым русским государством. Официально принятие Христианства Руси датируется 988 годом. Именно тогда, как повествует "Повесть временных лет" Нестора Летописца, Киевский князь Владимир Святославович из многочисленных религий выбрал христианство православного (византийского) направления.

Принятию Христианства на Руси предшествовало много событий. Среди них: миссионерская деятельность апостола Андрея, названного Первозванным (1 век н.э.). Ряд славянских народов, живших в Приднепровье, по Днестру, Пруту, на Северном Кавказе, Крыму и др. приняли Христианство еще в VI в. н.э. Многочисленные дружинники русских князей в ходе походов на Византию, купцы, торгующие с ней, тоже становились христианами; в 955 г. в Константинополе крестилась княгиня Ольга - бабушка князя Владимира. Сам Владимир по одной из исторической версии крестился в г. Корсуне в церкви св. Василия (988 г.) исключительно ради женитьбы на византийской царевне Анне (император не хотел отдавать свою дочь за язычника, даже с княжеским титулом). По возвращению в Киев, Владимир повелел крестить свой народ в водах Днепра.

С введением христианства в славянских землях, в том числе в Киевской Руси, были разрушены высшие уровни языческой мифологии. Ее персонажи стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми (Перун – со святым Ильей, Велес – со святым Власием, Ярила – со святым Юрием /Георгием/). Низшие же уровни славянского язычества оказались более устойчивыми и создали сложные сочетания с господствующей христианской религией, образовав как бы "двуеверие". Прежде всего, сохранилась демонология: вера в лешего, водяного, домового и т.д. К этому же разряду можно отнести веру в многочисленных злых духов – злыдней, кикимору, анчутку (черта).

К началу распространения христианства в Киевской Руси восточнославянское язычество еще, видимо, не успело выработать строгие формы культа, а служители язычества сформироваться в особое сословие. Места отправления культовых ритуалов, так называемые капища, еще не превратились в храмы, хотя на этих местах и ставили изображения богов – идолов.

Принятие Киевской Русью христианства продвинуло эту религию на Восток. В этом была заинтересована не только Византия, но и Западная Европа. Киевская Русь, граничившая на юге и западе с христианскими государствами, могла стать их форпостом на востоке. Поэтому в определенной степени Киевская Русь испытывала давление христианского мира. С другой стороны, принятие христианства было выгодно ей самой. Вступление Киевской Руси в христианский мир было неизбежным по ряду причин: во-первых, только христианам Византия создавала нормальные условия для торговли;

во-вторых, вступление в христианский мир делало возможным заключение династических браков, являвшихся одним из надежных способов установления межгосударственных союзов и развития дипломатических отношений;

в-третьих, христианство должно было сыграть роль консолидирующей идеологии восточнославянских племен – единая вера, единый князь, единое государство. Язычество с его родоплеменными богами и жрецами (волхвами) могло только теоретически пойти на разрушение родоплеменной структуры и объединение Руси. С принятием христианства появлялась религиозно-идеологическая предпосылка объединения славянских племен. Новая вера подрывала авторитет жрецов, которые, будучи влиятельной частью общинной власти, выступали альтернативной властью, противостоящей князю.

Кроме того, язычество было неприемлемо для централизованной власти, которая нуждалась в покорности подданных. Если христианство за покорность обещало блаженство в вечном мире на небесах, то язычество гарантировало вечное существование в том социальном положении, которого умерший достиг на момент смерти.Поэтому язычник до последнего часа жизни пытался улучшить свое положение, так как право на благополучное будущее и вечное существование зависело лично от него. Видимо поэтому славянин предпочитал гибель в бою жизни в плену, потому что в этом случае он становился рабом, а его будущее вечное существование – рабским. Христианство, напротив, превращало покорность в основную человеческую добродетель.

Крещение, как и само принятие христианства на Руси не было гладким: на протяжении еще многих лет в стране существовало две религии - христианство и язычество. Важно отметить то, что с принятием христианства, Русь вступила в новый этап своего культурного развития, который характеризовался: подъемом национального самосознания, преодолением пережитков язычества и изоляции от других стран, ярким всплеском творчества во всех сферах жизни и деятельности.

Киевский князь, а позднее великий князь Древней Руси, царь и император России как помазанник Божий, царствующий Божьею милостью, был независим от народа, то есть его власть не ограничивалась снизу. Но власть христианского правителя ограничивалась сверху, ибо, будучи отцом и владыкой народа, христианский царь должен был быть сыном церкви. Наделение светского правителя большой духовной властью и возведение его в сан правителя церковными иерархами не принижало роль и значение православной церкви. Как полагает В.С. Со­ловьев, духовная власть не однородна и несоизмерима с мирскою, она должна освящать и направлять эту последнюю, но не может спорить с ней о преобладании. Духовную власть нельзя возвеличить, ибо она, по существу, есть высшая власть в мире, ее "можно унизить, исказить, отделить от того, чему она служит, ради чего существует и чем освящается, – от любви и правды Божией". Это хорошо понимали православные восточнославянские правители, начиная с киевских князей.

Раскол христианского мира в XI в. породил две различные церкви – римско-католическую и православную, привел к возникновению двух цивилизаций – романо-германской (западноевропейской) и византийской (православно-христианской).

Таким образом, романо-германская (западно-христианская) и византийская (и ее восприемница русско-православная) цивилизации имеют родство. Однако развитие каждой из них протекало своим путем, что привело к углублению различий между ними и возникновению проблемы "Россия – Европа", или "Восток – Запад".

Вместе с православным христианством на Киевскую Русь пришла византийская культура – архитектура, живопись, литература. Византийская архитектура храмов, сочетавшая крестовую и купольную конструкции, привела к созданию крестово-купольных культовых сооружений.

На месте деревянного изваяния Перуна, сброшенного в воды Днепра, была построена первая каменная церковь, ставшая основой фундамента знаменитой Киево-Печерской Софийской Лавры. (Отметим, что до принятия христианства на Руси были только деревянные постройки). После крещения процесс становления культуры на Руси получил новый импульс. Используя европейские и византийские достижения, отечественные мастера научились создавать высокохудожественные произведения.

С православием на Русь пришли церковное богослужение с хоровым пением, богословская литература, живопись (иконопись и фреска), мозаика. Еще в VI–VII вв. в православном богослужении получили развитие вошедшие в литургию такие церковные жанры, как кондак, канон, тропарь. Их использование было строго регламентировано по порядку и тональности исполнения. Уже в X в. церковные и светские хоры исполняли десятки христианских песнопений.

Русское изобразительное искусство началось с иконописи. Выдающуюся роль в этом сыграл византийский мастер Феофан Грек. Он прибыл на Русь не позднее 1378 года и был приглашен расписывать церковь Преображения в Великом Новгороде. Эта первая роспись Ф. Грека была столь масштабна и значительна, что и по сей день признается одной из самых выдающихся во всей византийской живописи. Все вышедшие из-под кисти Феофана образы поражают своей неповторимой индивидуальностью. Слава его гремела по всей Руси. Посмотреть на его работу "Философа Зело хитрого" стекалось множество людей. Среди них был и скромный инок Андрей Рублев. Начиная с 1405 года, они работают вместе. Именно Феофан Грек помог раскрыться великому дарованию А. Рублева, который в своем творчестве пошел дальше своего учителя. Византийская школа живописи привнесла на Русь и основные темы – крещение, очищение, преображение, спасение и др. Сюжеты черпались из Старого и Нового Заветов Библии. Обычно центральные фигуры сюжета изображались в анфас, окружающие – в профиль. Вокруг голов святых сияли золотые нимбы. Типизация и схематизация изображений, закрепление их в каноне было необходимым условием для создания узнаваемых образов и сюжетов. По мнению иерархов византийской церкви, изображение должно эмоционально воздействовать на верующего, и от созерцания внешнего облика он должен быть способен перейти к неизображаемому и непостижимому, воплощенному во Христе.

Архитектура средневековой Руси отличалась неповторимым своеобразием. Строители быстро научились у византийцев возводить храмы, монастыри, церкви по берегам рек, озер, на возвышениях, видных издалека. В середине XI века при Ярославе Мудром в Киеве был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов. Такой красоты не видели даже в самой Византии. Туда входили... и останавливались, завороженные необъятностью простора. Мозаика Софии Киевской первоначально занимала 640 кв. метров, до наших дней дошло только 260. К сожалению, еще меньше сохранились замечательные фрески, украшавшие в те годы Софию Киевскую. [19]

В 1052 году после семи лет упорного творческого труда была возведена София Новгородская. Инициатором и славным вдохновителем этой постройки был сын Ярослава Мудрого - Владимир. София Новгородская построена при помощи необычной техники и стилистики - в ней присутствуют черты западноевропейской романтической архитектуры. Это неудивительно - Новгород всегда тянулся к Европе и многое заимствовал у нее. К сожалению, от первоначальной фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в главном куполе во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержатель. Сохранились изображения архангелов и в простенках окон-пророков, а также в центре главной апсиды - изображение Богоматери - "Нерушимая стена". [20].

Прекрасными сооружениями средневековой Руси были: церковь Покрова Богородицы на Нерли (Суздаль), Троице-Сергиева лавра (Сергиев посад), Успенский собор Московского Кремля и многие, многие другие памятники искусства. [21].

Современные и хорошо знакомые москвичам кремлевские стены и башни строились с 1485 по 1495 годы. К работе по их возведению были привлечены признанные итальянские мастера. Среди них - Пьетро Антонио Солари, Алевиз, Антон и Марк Фрязены.

В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики Жданы (дед, сын и внук) установили на Спасской башне новые часы (Первые были установлены еще в 1491 Баженом Огурцовым). Ну а часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, появились в 1852 году. Установкой руководили братья Бутенопы. [22].

Одной из отличительных черт культурного развития средневековой Руси было широкое распространение грамотности среди населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в ряде городов: Новгороде, Москве, Пскове, Полоцке и др.

При Ярославле Мудром по всей Руси распространялись школы. При монастырях, княжеских и боярских дворах стали распространяться библиотеки, содержащие переводную литературу. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг XI-XII вв. Наиболее заслуживают внимание такие из них как: "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Поучение к братии" Луки Жидяты, "Память и похвала Владимиру" Иакова Мниза и др. "Поучение к братии" Луки Жидяты было своего рода кодексом христианской морали и наставлением для монастырской братии.

Великолепным памятником средневековой русской литературы является "Поучение Владимира Мономаха" (XII век).

Замечательным творением русской культуры конца XII в. стало "Слово о полку Игореве". Это произведение сближает литературу с народным эпосом - былинами.

Огромное значение для понимания русской культуры и истории имеют летописи. Одной из старейших летописей является "Повесть временных лет" Нестора Летописца. К большому сожалению, до наших дней этот ключевой для осмысления нашей истории документ не дошел до нас в первоисточнике. На протяжении многих лет он выдержал многочисленные правки в угоду князьям и царям.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получает устное народное творчество. Былинные напевы представляют собой величественную и спокойную музыкальную речь. Почти все былины связаны с подвигами славных русских богатырей: Святогором, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др. [23].

Особняком в средневековой Руси стояла культура Великого Новгорода: там сложились яркие былины об удалом Василии Буслаеве, о Садко-путешественнике, искавшем счастье по всему миру, а нашедшем его на Родине.

На развитие средневековой русской культуры в значительной мере повлияло две взаимосвязанные исторические причины: феодальная раздробленность и татарское иго, продолжавшееся 240 лет. Конечно, нельзя сказать, что в этот период культура стояла на месте, но процесс ее совершенствования был в значительной мере замедлен. В этот период наметилось наше существенное отставание от Европы, преодолеть которое стало одной из важнейших задач будущего развития страны.

По оценкам историков к XVI в. закончился процесс формирования великорусской народности и культуры. Духовную жизнь общества, как и прежде, определяло религиозное мировоззрение. В это время все чаще проявляются светские начала в культуре. Происходят робкие процессы секуляризации культуры. В начале XVI в. во время правления Василия III псковский монах Филофей создает теорию богоизбранности русского государства: "Первый Рим - вечный город" погиб из-за ересей, его разъевших и не мог противостоять натиску варваров. "Второй Рим" - Константинополь - заключил унию (союз) с католической церковью и в результате погиб под напором неверных мусульман (турок-сельджуков). "Третий Рим" - Москва, истинный хранитель христианства, который будет существовать вечно (четвертого Рима - не дано). Эта теория станет основой идеологии Российского государства на долгие годы.

Выдающимся событием культурной жизни России XVI в. стало появление книгопечатания. В 1564 году Иван Федоров напечатал первую Российскую книгу - "Апостол", а на следующий год - "Часослова" - книгу для обучения грамоте.

В XVII веке в России появляется первая мемуарная литература. Это в первую очередь "Житие протопопа Аввакума" - рассказ гонимого жизнью и властями раскольника. "Житие" Аввакума для прозы многих авторов, например, Мордовцева ("Великий раскол") стало настоящим учебным пособием словесности.

В "Повестях об Азовском взятии и осадном сидении" раскрывается глубокое патриотическое чувство казаков и в то же время их абсолютно бесправное положение в крепостническом государстве.

Новым веянием культуры становится в это время стихосложение. Можно выделить Степана Полоцкого, который положил на стихи псалтырь. Его перу принадлежит грандиозный энциклопедический сборник "Вертоград многоцветный", "Комедия притчи о Блудном сыне" и др.

 

 



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 162;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.