ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ


Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. IIpaвильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов.

В качестве объектов могут быть:

• памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);

• здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

• природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

• экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

• памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

• памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

• по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

• по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

• по степени сохранности — полностью сохранившиеся, вошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию.

По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо.

При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе таких объектов и рассказе в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е. О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объект может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Воробьевых Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу зкскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам — книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего pемонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции и здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников — мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).

 

Маршрут экскурсии – это путь следования экскурсионной группы. Маршрут определяется порядком показа объектов, последовательностью их 19 осмотра. Построение маршрута находится в прямой зависимости от темы экскурсии, места и порядка расположения объектов. Маршрут должен быть составлен так, чтобы, во-первых, показ объектов велся в логической последовательности, во-вторых, обеспечивалась зрительная основа для раскрытия темы. Известны три варианта построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Важным требованием к маршруту является отсутствие повторных проездов по одному и тому же отрезку пути. Желательно, чтобы все объекты на маршруте были расположены не очень близко, но и не слишком удалены друг от друга. Переезд от объекта к объекту в автобусной экскурсии не должен занимать 10-15 мин. В пешеходных экскурсиях также не следует планировать больших переходов. Так как длительные паузы нарушают ритм экскурсии. Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы (на случай транспортных «пробок», ремонта дорог, ненадлежащего состояния памятника). Все эти и другие изменения могут быть выявлены, уточнены во время объезда маршрута. При его организации ставятся следующие задачи: уточнить места расположения объектов на улицах и площадях; освоить объезд на автобусе; произвести определение времени осмотра и показа объекта; уточнить время экскурсии в целом; проверить возможность применения методических приемов показа; выбрать наиболее удачные точки для осмотра объектов. Подготовка текста экскурсии

1. Контрольный текст. Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию. Текст экскурсии представляет собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг вопросов, которые нужно осветить в экскурсии. Подготовка текста экскурсии является одним из этапов ее создания. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, ли- тературный язык. В контрольном тексте в хронологическом порядке изла- гаются события, факты, описание объектов, которые используются при проведении экскурсии. Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в структурной последовательности. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсии на ту же тему, в том числе для различных групп населения. Кроме ма- териалов для основного рассказа экскурсовода, в контрольный текст вклю- 20 чаются материалы для вступительного слова и заключения экскурсии. Контрольный текст экскурсии, созданный творческой группой, будет отличаться от текста экскурсии любого экскурсовода, так как каждый экс- курсовод, готовящийся к данной теме, пишет свой индивидуальный текст.

2. Составление индивидуального текста. Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст – последовательное и полное изложение мысли в процессе ведения экскурсии. Обычный объем индивидуального текста для автобусной экскурсии продолжительностью 3 часа – 40-50 стр. и 20-25 стр. – для пешеходной. Индивидуальный текст составляется на основе контрольного и в со- ответствии с методической разработкой. Все индивидуальные тексты идентичны по своему содержанию, но они содержат различные обороты речи, разные слова, они различны последовательностью в рассказе. Индивиду- альный текст точно отражает структуру экскурсии: имеет вступление, ос- новную часть, заключение. Материал излагается в той последовательности, в какой показываются объекты. Индивидуальный текст состоит из отдельных смысловых частей, каждая из которых раскрывает одну из подтем. При этом дается характеристика объекта, общий и локальный материал, описываются и анализируются события, связанные с данным объектом. Затем следует вывод, обобщение и логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – текст для рассказа, материал в котором экскурсовод распологает в произвольной форме. Такой текст отражает индивидуальные качества, присущие самому автору: эмоциональность, любовь к излагаемому материалу. Тем, кто готовит индивидуальный текст, необходимо пользоваться контрольным текстом. Тем самым экскурсовод- новичок улучшает качество своего индивидуального текста, обеспечивает более высокий уровень подготовки экскурсии. Находясь у одного и того же объекта, экскурсоводы будут говорить об одном и том же. Именно в этом состоит смысл контрольного текста, ко- торому следует подражать. Однако при равном содержании экскурсоводы могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последова- тельности. Экскурсоводы могут использовать различные приемы показа и рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. При изложении индивидуального текста методика требует от экскурсовода знаний лекторского мастерства и специфических особенностей речи экскурсовода. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на которое памятник способен приковывать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего, это 5-7 мин. Одна из задач экскурсовода при составлении ин- дивидуального текста – заставить «заговорить» объект. Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть. Для удобства пользования индивидуальным текстом рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записывают краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, от- дельные цитаты, исторические даты. Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает 21 содержание рассказа. Карточка должна быть удобна в использовании (примерно 1/4 плотного листа). Логические переходы – очень важная часть экскурсии, хотя и не имеющая самостоятельного характера, придающая ей необходимую стро- гость и последовательность. Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии. Иногда, закончив одну подтему и начиная раскрывать другую, экскурсоводы пользуются формаль- ными переходами. Формальный (конструктивный) переход – это переход, который не связан с содержанием экскурсии и не представляет логического мостика от одной части экскурсии к другой. Например: «А теперь мы пройдем на ули- цу...», «Давайте посмотрим еще один памятник». Они, как правило, свиде- тельствуют о недоработках в подготовке экскурсии. Однако считать их од- ной из характерных ошибок в работе экскурсовода было бы неправильно. Они неизбежно появляются там, где переезды между объектами занимают считанные секунды: «Прошу обратить внимание на памятник, что находит находится слева». Логические переходы диктуются не показом экскурсионного объекта, а содержанием экскурсии, вернее, той ее подтемы, после которой следуетпереход к следующей подтеме. В экскурсиях на разные темы логические переходы при показе одних и тех же памятников могут отличаться друг от друга, так как зачастую речь идет при этом о разных событиях, а логические переходы являются частью этого рассказа. Продолжительность логического перехода по времени не должна превышать 2 мин. Не менее важно связать между собой отдельные составные части внутри подтем. Комплектование «портфеля экскурсовода»: «Портфель экскурсовода» – общепринятое экскурсионными работниками название комплекта наглядных пособий, которые дополняют или восстанавливают недостающие сведения зрительного ряда. Это особенно важно в тех экскурсиях, где по тем или иным причинам не все можно показать (например, давно разрушенное от времени историческое здание). В качестве наглядных пособий могут использоваться фотографии, карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, гербарии и т.д. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии и должен составляться по каждому маршруту. «Портфель экскурсовода» является постоянным спутником экскурсовода, поэтому должен быть удобен для ис- пользования. Наглядные пособия должны быть выразительными, отражающими подлинность реальных событий, их не должно быть много,так как это может отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте, затем рекомендации включают в методическую разработку. Каждое пособие «портфеля» сопровождается справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны, это служит исходным 22 материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсии. Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Разрабатывая новую экскурсию, творческая группа особое внимание уделяет отбору методических приемов. Правильно отобранные методические приемы помогают лучше донести до экскурсантов содержание экскурсии. Выбор приема - не произвольное дело. Определяющим фактором являются поставленные перед экскурсией задачи, информационная насыщенность конкретного объекта. Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: определение наиболее эффективных методических приемов в зависимости от состава группы, сезонности, времени суток и т.д.; определение приемов сохранения внимания экскурсантов; выработка рекомендаций по использованию выразительных средств речи экскурсовода; отбор правил техники ведения экскурсии. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Тщательно продумываются следующие моменты: выход из автобуса, осмотр объектов, передвижение между объектами, демонстрация «портфеля экскурсовода» и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Указания могут относиться как к экскурсоводу (например, где стоять во время показа объекта), так и к экскурсантам (соблюдение правил безопасности).

Составление методической разработки Завершает подготовку экскурсии составление технологической карты экскурсии – методической разработки – основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Методическая разработка определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику необходимо применить, то есть данный документ отвечает на два вопроса: чгго следует показывать и рассказывать и как это делать. Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: - показать экскурсоводу пути раскрытия темы; - вооружить эффективными приемами показа и рассказа; - содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; - соединять показ и рассказ в единое целое. Методическая разработка определяет цель, тему экскурсии, формулирует подтемы, излагает маршрут, называет объекты экскурсии, ее продол- жительность, указывает методические приемы показа и рассказа.

Оформление методической разработки происходит следующим образом: - на титульном листе: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, составители, реквизиты учреждения; - на втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок. Методическая разработка, так же как и текст, состоит из вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение разработки располагаются до и после материалов основной части. Материалы основной части располагаются по определенной схеме. Указанная схема является в настоящее время обязательной для всех экскурсионных учреждений. В графе «Маршрут» называются улицы, переулки, площади, по которым передвигается группа (начало и конец подтемы). В графе «Остановка» указываются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы или осмотр объекта из окон автобуса. В графе «Объекты показа» перечисляются основные и дополнительные объекты, которые показываются на остановке или в ходе переезда к следующей остановке. Графа «Продолжительность экскурсии» – время, которое представляет собой сумму времени: показ + рассказ + пауза. Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» – называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени; формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество вопросов, входящих в подтему, не должно превышать 5-ти. В графе «Организационные указания» помещают рекомендации по передвижению группы, обеспечению безопасности на маршруте, правила поведения у памятников и т.д. Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, использованию методических приемов. В этой графе излагаются варианты логических переходов, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода». Размеры методической разработки – 6-12 страниц машинописного текста. Объем зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности, протяженности. Прием и утверждение экскурсии Отредактированный текст и методическая разработка в необходимых случаях рецензируются специалистами (соответствующие учреждения, му- зеи, краеведы, преподаватели и т.д.). При положительной оценке, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода», карты-схемы маршрута, назначается прием новой экскурсии.



Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 767;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.