Вывод по 1 вопросу.
1. Первооснова мира понималось древними мудрецами не как мертвая материя, а как живое вещество в частях, наделенное душой и движением. Главное свойство материи– ее изменчивость.
2. Ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому. Все существующее имеет свою противоположность.
2 вопрос. Классический период греческой философии.
Вершины развития греческая философия достигла в 5-4вв. до н.э. Отсюда название этапа – словом «классический» («образцовый»). Этот период связывают с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, по прозвищу Платон (с греч. «широкий») а также лучшего ученика Платона Аристотеля. 1)усилиями этих мыслителей философские проблемы получили оптимальное решение; 2) ими был сформулирован широкий круг философских «вечных» вопросов, сохраняющих свое значение в течение всей человеческой истории.
2.1. Анаксагор.Прежде, чем перейти к анализу классиков А.Ф, несколько слов о непосредственных их предшественниках –Анаксагоре и софистах. Первым афинским философом считают Анаксагора (500-428гг д.). Учение Анаксагора можно разделить на две части: учение огомеомериях, или о подобночастных, и учение об Уме. Анаксагор пытался ответить на вопрос, поставленный Парменидом и др. досократовскими философами - выявляя первоначала всех вещей. Анаксагор впервые выдвигает положение «всё во всем». Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. Если я съедаю морковку и какая-то ее часть становится моими волосами, то это значит, что мои волосы уже были в той самой морковке.
Если в конце концов тело человека подверглось в земле разложению и из него потом выросла та же самая морковка, то это значит, что гомеомерии никуда не исчезают. Итак, в каждой вещи, в ее каждом элементе содержится всё, вся вселенная. При этом все упорядочено - всем управляет Ум, по-гречески – Нус. Нус существует сам по себе, он прост, ни от чего не зависит, не смешан ни с одной вещью. Он содержит полное знание обо всем, и благодаря Нусу, свет которого естьи в человеке, мы можем познавать мир.Бог создал мир, дал ему законы и дальше в этот мир не вмешивается, а эти законы, созданные Богом, мы и познаем.Первоначально существовала смесь всех гомеомерий, затем в ней Ум стал порождать круговорот. Вследствии этого круговорота частицы начинают сортироваться, образуется Земля. От Земли стали отрываться камни, эти камни стали вращаться в воздухе. От вращения в воздухе, от трения о воздух они стали нагреваться. Таким образом образовались звезды. Огромный камень, величиной с Пелопонесс, оторвался, нагрелся и стал Солнцем. Анаксагор объяснял солнечные и лунные затмения. Солнечны затмения он объяснял тем, что между Землей и Солнцем проходит Луна.
2.2. Софисты. Софисты (мудрецвы, мастера слова), Протагор, Горгий, Гиппий, Продик – образованные люди, первые европейские просветители, обучавшие политиков красноречию. Они учили умению добиваться в споре победы любой ценой, за что потом приобрели дурную славу. Основаниями для подобных действий у софистов служили представления о мире, а именно:
Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется абсолютно все. Любая вещь в процессе изменения в какой-то момент времени соединяет в себе и то свойство, которым она обладала, и то, которым она будет обладать. Поскольку изменение в мире постоянно, то и соединение этих противоположных свойств в вещах также постоянно. Например, вещь, которая была белой и стала в какое-то мгновение черной, в некий определенный момент времени была и белой и черной. А поскольку черная вещь также может стать белой, то эту белизну она уже в себе хранит. Следовательно, об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения – и оба суждения будут истинными. Поэтому истины объективной, общей для всех и самой по себе не существует. Критерием истины является выгода, полезность.Каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности ему полезное. (Софизмы «Рогатый», «Покрытый»…). По своим гносеолог. установкам они скептики. Протагор: «Чел-к мера всех вещей: существ-х, что они существ., несуществующих, что они не существуют». Горгий так же утверждал «Ничто не существует. Если и сущест вует, то непознаваемо. Если познаваемо, то необъяснимо другим».
Некоторые аргументы софистов выражены в форме парадоксов, ничуть не худших, чем, скажем, парадоксы Зенона. Вот один из них – из жизни Протагора. Протагор заключил договор со своим учеником о том, что этот ученик ему заплатит гонорар после того, как выиграет свой первый судебный процесс. Ученик учился у Протагора на адвоката. Однако ученик идти работать не торопился. На что Протагор сказал, что он на него подаст в суд и суд заставит его выплатить деньги. Он удивился и спросил: «Почему?» – «Как почему? Если я пойду и подам на тебя в суд и ты выиграешь, то ты заплатишь деньги, потому что таковы условия нашего с тобой договора, а если выиграю я, то ты отдашь мне деньги по решению суда». На что ученик, который, видимо, был хорошим учеником, сказал: «Если ты подашь в суд и я выиграю, то, значит, я не должен платить тебе деньги по суду. А если ты выиграешь, то, значит, по условиям договора я не должен платить тебе». Так что софизм имеет и обратное свойство. Но это уже не софизм, а парадокс.
2.3. Сократ.В истории философии Сократ образец согласия своего учения с жизнбю, «этически безупречная личность»(Г.Гегель). Годы жизни Сократа 469-399. Отец Сократа, Софрониск, был каменотесом. От него Сократ перенял профессию, создав несколько статуй на Акрополе. Мать Сократа – Финарета была повивальной бабкой (акушеркой). Философ почти никуда не выезжал из родных Афин. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас ответ учителя: На вопрос: «Почему ты никуда не выезжал?», он говорит: «Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в городе». Покидал пределы Афин он лишь для участия в военных действиях в качестве тяжеловооруженного воина – гоплита. При этом, как указывает Диоген Лаэртский, философ показал себя храбрым воином, даже при отступлении он отступал последним, храбро отражая натиск врага. Занимался Сократ и политической деятельностью, о чем он говорит сам в «Апологии Сократа» у Платона, он был в Совете во времена 30-ти тиранов, но и ушел из политической сферы, потому что увидел, что его принуждают делать то, что он не хочет. В последующем философ вел вольный образ жизни, пропадая на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя с людьми, создавая и излагая собственное понимание проблем человека. Впоследствии за то что Сократ показал ничтожность самоуверенности гос. Афинян – кожевника-демократа Анита, поэта-трагика Мелета и оратора Ликона эти трое подали на Сократа в суд. обвинив в том, что он якобы не уважает старых богов и развращает своими разговорами развращает юношей. Небольшим числом голосов Сократ был приговорен к смертной казни. Он должен был выпить чашу с ядом – цикутой (по-нашему, болиголовом), что он и сделал через несколько дней и таким образом умер. Спустя время клеветники так же распрощались с жизнями. Сам Сократ ничего не писал и указывал, что письменность есть одно из наиболее вредных изобретений человечества. Человек, записывая свою мысль, забывает ее, доверяя мысль бумаге.А для того, чтобы думать, нужно все мысли помнить. Так что человек, изобретая письменность, разучается думать. Письменность обрекает не на мысль, а просто на собирание фактов. Все, что мы знаем о Сократе – это воспоминания о нем Диогена Лаэртского и Ксенофонта, и главным образом – диалоги Платона. Вот некоторые высказывания Сократа и события его жизни из книги Диогена Лаэртского. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще – осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. Однажды даже, получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» В других источниках написано, что Сократ во время военных действий и зимой мог ходить обнаженным, переносил всякие тяготы и часто говаривал: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить». Он говорил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Некто Харифонт пошел в Дельфы и обратился к оракулу с вопросом: «Кто самый мудрый из людей?» Пифия ему ответила, что нет никого мудрее, чем Сократ. До Сократа донесли эту мысль, и он задумался: «С одной стороны, я, конечно, не считаю себя мудрее всех людей и поэтому не могу никого учить. Но, с другой стороны, я верю богам и не думаю, что прорицательница могла сказать неправду. Но мне все же хотелось показать, что это не так, и я пошел к одному из государственных мужей. Я подумал, что он – гораздо более умный человек, чем я, и, разговаривая с ним, я смогу в этом убедиться. Однако из разговора с ним я понял, что он отнюдь этой мудростью не обладает и лишь думает, что он мудр. И когда я ему это стал доказывать, он на меня обиделся и выгнал меня. Пошел я к поэтам. Поэты, наверно, будут превосходить меня своей мудростью. Однако и поэты, оказалось, пишут свои произведения по некоторому вдохновению, а откуда берется в них эта мудрость – они и сами не знают. Пошел я к ремесленникам, думая, что уж эти-то люди наверняка мудрее меня, ибо они делают своими руками множество вещей. Но оказалось, что ремесленник так возомнил о себе, что стал считать, что, разбираясь в своем ремесле, он может разбираться во всем, и поэтому он также не может быть мудрым. Становилось ясным, что никто мудростью не владеет. Но все обижались на меня за то, что я открывал им на это глаза, доказывая, что они ничего не знают. Они не знают даже того, что они ничего не знают. Поэтому, по всей видимости, пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает». Знает все лишь Бог. Человек же может стремиться к знаниям, в действительности же он ничего не знает. Знать человек может лишь то, что он ничего не знает. Неприхотливый в быту, Сократ терпеливо сносил брань в свой адрес сварливой супруги Ксантиппы, воспитав трех сыновей. Однажды жена отругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил,- промолвил Сократ,− у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Наверное, отсюда и появился шутливый совет мужчинам: «Жениться нужно в любом случае, ибо, если повезет, то будешь счастливым, если нет – станешь философом».
Роль Сократа в развитии Античной философии:
Во-первых, Сократ, вслед за софистами, положил начало новому направлению в философию, открыл новую проблему для философии – проблему человека. В «Федоне» Платон в уста Сократа вложит мысль: философия – это искусство умирать. Философия познает вечные истины, а мы в нашей жизни познаем лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти.
Во-вторых, Сократа от софистов отличала уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Он утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. В познании блага и состоит смысл философии. Доказать, что оно существует, и познать ее – вот истинная задача философии, ибо все зло в человеческом мире из незнания этого и самоуверенности людей в якобы знании. «Я знаю то, что ничего не знаю»…, «но другие не знают и этого». Есть и иное продолжение знаментитого афоризма: «О том, что такое благо я не знаю ничего, но давайте подумаем и обсудим, что же это такое».
В-третьих, Сократ разработал метод исследования, который он, по аналогии с профессией своей матери-повитухи называл «майевтика» (родовспоможение) Ему часто предшествовала ирония. Критерием знания блага и истины для философа были независимость и согласие с голосом совести («демон Сократа»), подсказывавший ему, чего нельзя делать. У софистов Сократ взял метод убеждения, метод спора.
В-четвертых,как отмечал Аристотель, основатель формальной логики, что начало логике положил Сократ. Именно Сократ впервые учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение: познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение. Многие диалоги Платона построены именно по этому принципу. Сократ, встречаясь с тем или иным своим собеседником, выбирает тему (скажем, что такое прекрасное, или что такое храбрость, или что такое справедливость). И далее, восходя от конкретных примеров, Сократ вместе со своим собеседником восходят к некоторому абстрактному определению.
2.4. Платон.Сократ оставил множество учеников, создавших целые школы. Так, Мегарики(Евклид, Евбулид) совершенсвовали дело учителя –искуссвто спорить и исследовали вопросы логики, (Лжец., Рогатый). Предшественники эристики киренаики(Аристипп из Кирены, сев. Африка) развивали мысль Сократа о необходимости самообладания в удовольствиях – высших целях жизни людей (гедонизм). Киники (Антисфен и Диоген из Синопа), наоборот, презирали то, что признано теорией и аристократией.Кинизм — это ответ афинскому господскому идеализму, опровержение теории жизнью. Но, быть может, странности повередения Диогена означали попытки комедийно превзойти хитрого диалектика Сократа?» (П.Слотердайк). Тогда это уже не кинизм, а «цинизм – дерзость, переходящая на сторону противника. (господский, выставляющий себя напоказ аморализм).Смена независимости ненавистью.
Самый выдающийся ученикСократа - Платон (427-347), основатель знаменитой Платоновской Академии (место в Афинах по имени героя Академа) не только записал диалоги учителя, но и разработал собственное учение. Платон – первый из греческих философов, чьи труды до нас дошли полностью. До нас дошли 34 его диалога, 1 монолог «Апология Сократа» и 13 писем, из которых не все можно приписать Платону. Из 34 диалогов, написанных в форме бесед Сократа со своими собеседниками, 23 считаются подлинными и авторство 11 диалогов подвергается сомнению.
Философия: главной особенностью учения Платона является ее универсальность. Философрассмотрел философских комплекс проблем, в котором органичено сочетаются, переплетаются, дополняют друг друга гносеологические, онтологические, космологические (уч-е о мироустройстве), этические, эстетические, социальные… ответы. За этот универсализм спустя двадцать пять столетий известный английский философ А. Уайтхед заявил, что «вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона».
Следуя наставлению Сократа «познать самого себя» (гносеология), в диалогах «Теэтет», «Парменид» и др. посвященных познанию Платон утверждает, что познание, есть анамнез(припоминание) душой идей –сущностей, праобразов вещей, находящихся в надземной сфере, гиперурании, где прежде бессмертная чел. душа пребывала и видела эти эйдосы (онтология). Идея есть в душах всех людей. В доказательство этому Платон обучил математике раба. Но тогда откуда берутся у людей заблуждения, т.е. знания о небытии, о несуществующем? В диалоге, «Государство» П. рисует образ «Пещеры» и узника, вырвавшегося из нее… Т.о., истинное знание есть припоминание и оно умозрительно. То же, что основано на чувственных восприятиях –ложно и свидетельствует о небытийности. Как гласит легенда, когда известный своим эпатажным поведением, киник Диоген (или Антисфен) заявил, что видит конкретные чаши и лошадей, а не видит идей чашности и лошадности, то Платон метко парировал: «Для того, чтобы видеть чаши и лошадей у тебя есть глаза, но для различения чашности, лошадности у тебя нет разума». Итак, вещь причастна одновременно и идее бытия, и идее иного. Соотнесенность вещи не с идеей, а с другой вещью – ее телесным образом, воспринимаемым чувствами, и есть ее небытие. Источником заблуждений в мире является материя, а для человека – его тело.
Далее, вещь существует благодаря причастности не некоторой одной идее, а множеству различных идей. Камень причастен идее камня, идее серости, идее тяжести, идее твердости, идее гранита или мрамора. Совокупность идей, объединяющихся вместе с материей, дает многообразие и предметам. Эйдосы образуют иерархическую систему: идеи простых вещей занимают нижние ярусы и подчинены более высоким, расположенным на верхних ярусах. Многообразие идей обязано движущей причине, началу – Мировой душе.
Чтобы раскрыть конечную основу всех мира идей, П. обращается к фундаменту философии – к этике: Вмире идей, есть одна, которая дает существование всем остальным, ведь сами идеи, которые являются бытием, должны быть причастны идее бытия, а само бытие лучше небытия, поэтому идея бытия причастна идее Блага. Идея блага дает бытие и превосходит как бытие, так и истину. Платон Благо с Солнцем. Предметы существуют помимо Солнца, но увидеть их мы можем лишь тогда, когда они освещены Солнцем. Зло в мире - от людей, от их незнания идеи Блага, вытекающего от доверия к чувствам более чем к разуму.
Итак, у Платона мир предстает одушевленным, упорядоченным, изменяющимся целым в направлении всеобщего Блага Вселенной. Сущность души, ее идея есть жизнь. Недаром слова «живое» и «одушевленное» явл. Синонимами. Душа нематериальна, невидна глазу, т.е. по своей сути является идеей.
-Социальная ф-я.«Государство», Законы», На основе онто-гносеологических и этических заключений П. создал модель идеального госудраства, соответсвующего идеесправедливости. Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у тамошнего правителя-тирана Дионисия. Монархия философов, т.как только филос.души более всех умственно зрят, вспоминают идею справедливости, а потому и должны управлять полисом. В ХХвеке англ. философ К. Поппер разглядел истоки идеологии тоталитаризма. Более подробно в политиологии.
2.5. Аристотель(384-322), внешность, жизнь, путь учеба у Платона, возвр. в Стагиру,-воспитание «завоевателя мира» А. Македонского, основание школы перипатетиков, Ликея, преследования, выезд на о-в Эвбею).
Заслуги Аристотеля в науке и в философии трудно переоценить:
- Первый систематизаторзнания Античной эпохи, создал много работ как научных (по биологии «История животных», по физике «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», а так же «Метеорология»; по психологич. соч. «О душе» и 8 небольших трактатов, поличич. «Политика», искусствоведческие «Поэтика» и «Риторика», этические – 3 этики: «Никомахова», «Эвдемова»), так и собственно философских (дошедшие до нас составляют 4хтомник из 14 книг их еще называют «Метафизикой». Это название придумал не сам А., оно возникло случайно: в 1в.н.э. собиратель аристотелевых произведений Андроник Родосский, не зная куда поставить труды А., не вписывающиеся в традиционные физику-этику и логику, поставил их отдельно на полку и назвал их «метафизикой» т.е. -то, что после физики. Это стало вторым наименованием философии, как понимал и сам Аристотель. Он разделял все знание на практическое, то, которое учит действовать, жить в мире(этика, экономика, политика, ремесло) творческое (поэзия, музыка…) и теоретическое (созерцательное, самоцельное, не имеющее для другой цели, высшее и свободное, подобно тому, как наиболее свободным, по словам А. является человек, который живет для самого себя, а рабом является тот, кто живет для другого. Теоретическое знание высшее, оно есть всегда знание об общем, его дает разум, чувственное – о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т.е. главной целью теоретического знания является благо.
- Логика. А. впервые разработал комплекс предписаний, отличающих науку, знание ум (нус Анаксагора) от мнения (доксы). На языке совр. науки и философии это называется методикой и методологией. Это не сама наука, а пропедевтика. Комплекс посвященных этой теме работ позже получил название «Органон» (орудие): «Категории», «Аналитика», «Герменевтика», «Топика». Главными принципами науки А. объявил доказательство и определение.Аксиомой для любого теор. познании является закон непротиворечия, который не допускает одновременного принятия двух противоречащих положений: как человек не может быть одновременно живым и мертвым в одно и то же время и в одном и том же отношении. В силу тождества бытия и мышления противоречия невозможны и в бытии, поэтому можно сделать вывод о том, что небытия не существует, ибо сказать, что существует небытие, значит высказать противоречие, ибо не может существовать то, что не существует по своему определению. А. предложил еще два осн. закона формальной логики – тождества и исключенного третьего.
-Онтология и гносеология - учение о 4х причинах является основным потому, что оно является всеобъемлющим. В нем содержание и сущность всей философии Аристотеля, потому что все остальные вопросы оказываются включенными в это учение.
Философ различал четыре рода причин бытия-сущего: формальную (сущностную) и материальную – объясняющие статическое бытие вещей, а так же деятельную и целевую, поясняющие изменения. Каждая вещь представляет единство общего и особенного, активного и пассивного начала – материи и формы. Поясняя динамику, он писал, что статуя Зевса в Акрополе, которую изваял Фидий –образец соединения цели и действия- актуальной субстанции-формы (образ Зевса) и потенциальной материи – действий Фидия над глыбой мрамора. Непоср. причина изменения вещей – другое тело, вещь, человек, т.е. то, «благодаря чему» происходит изменение. Стагирит признавал, что первые три причины открыты были до него, а вот заслуга открытия четвертой принадлежит ему. Целевая причина – «то ради чего» изменяется и благодаря чему одна вещь отличается от другой. Актуализация, реализация целевой причины, т.е. преобразование потенциально-бесконечной материи под воздействием целевой причины называется энтелехия. Душа есть энтелехия тела.Конечной целевой причиной причин, формой форм является чистая энтелехия Космоса, абсолютная, неподвижная, божественная субстанция, она же Демиург-«гениальный архитектор», обладающий способностью актуализировать потенцию-материю.
Не соглашаясь с Платоном относительно эйдосов, (афоризм «П. мне друг, но истина дороже»), А. пытается ответить на вопрос, что такое сущность вещи. Этому посвящена 7-я книга «Метафизики» – одна из наиболее сложных книг и, пожалуй, ключевая книга для понимания метафизики Аристотеля. Сущности-эйдосы не оторваны от вещей, но в них самих. Однако эйдосы-формы не только существуют самостоятельно, но мы и знаем о них, они познаваемы. Материя не может быть этим источником знания ибо самостоятельно не существует. Не могут быть сущностью род и всеобщее, т.е. наиболее общие категории. Поскольку же любое знание есть знание общего, постольку сущностями вещей (самостоятельными и познаваемыми) может быть только вид, форма – минимальная общность. (в совр. фил.это –отношение).
А. разработал систему всеобщих понятий - категорий бытия. Всего философ выделил десять категорий: субстанция, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, форма, материя. Ключем к этому служит опыт высказываний. гениальный систематизатор всей, в т.ч. философской античной мысли. Например, когда говорят: «Сократ - курносый муж», то слово «Сократ» указывает на вопрос «кто?» относится категории субстанцияи, слово «курносый» отвечает на вопрос «какой?» - относится к категории качества, а «муж» - к категории отношения.
-Физика. Проблема движения упирается в проблему бесконечности. Этой проблеме Аристотель уделяет несколько глав 3-й книги «Физики», и общее решение его сводится к следующему. Бесконечности как таковой нет, он имеется лишь в умах людей, потому что существовать и познаваться может лишь то, что имеет форму.
Если бесконечность актуальная невозможна и поэтому не существует, то существует бесконечность потенциальная, и ошибка Зенона состояла именно в том, что он отождествил бесконечность актуальную и потенциальную, подменил на место бесконечности потенциальной бесконечность актуальную. Поэтому разрешаются такие апории Зенона, как «Ахиллес и черепаха» и «Дихотомия». Действительно, никто не может преодолеть за конечное время актуальную бесконечность, но речь идет в данных апориях, когда мы делим отрезок на бесконечное число малых отрезков, о потенциальной бесконечности. Потенциальную бесконечность можно преодолеть за конечное время, потому что если мы будем делить до бесконечности, то у нас также будет и потенциально бесконечное время. Можно здесь найти некоторое предвидение теории пределов, из которой вытекает учение о бесконечно малых величинах, и дифференциального и интегрального исчисления, но математика у Аристотеля имеет дело неподвижными величинами и к физике отношения не имеет. К движению никакого математического подхода быть не может.
Апорию «Стрела» о том, покоится ли стрела в каждый момент времени, когда она летит, Аристотель также отвергает, но уже по другим причинам. Зенон ошибся, отождествив пространство и место. Каждое тело занимает некоторое место, но нет пространства как такового, пространства как вместилища, как некоторой пустоты. Пустота, по Аристотелю, невозможна, «природа не терпит пустоты». Пространство есть место. А место это ограниченность одного тела другим, но не до бесконечности. Бесконечность существует лишь потенциально. Что такое покой? Время, с точки зрения Аристотеля, бесконечно в обе стороны, и в прошлое, и в будущее. Но оно только потенциально-бесконечно. Актуальное время быть не может, потому что всегда существует или в прошлом, или в будущем, а настоящее время поймать нельзя.
-КосмологияАристотеля сводится к следующему: материальный мир состоит из известных нам четырех элементов: воды, воздуха, земли и огня. Но этими элементами не ограничивается сущность всего мира, поскольку за пределами Земли существуют еще небесные сферы, состоящие из пятого элемента – квинтэссенции, т.е. эфира. Этот элемент ни во что не превращается, в отличие от четырех элементов на Земле. Скажем, воздух, охлаждаясь, превращается в воду, вода – в землю, а воздух, разряжаясь может превращаться в огонь. Мир наш ограничен и конечен, вне этого мира находится Бог. Бог – перводвигатель, который приводит в движение небесные сферы. Они передают движение на землю таким образом, что на земле возникают виды движения – круговые и некруговые.
-ЭтикаА. рассмотрел широкий круг этических проблем –(учение о добродетелях - чел. достоинствах, среди которых на первом месте умеренность, рассудительность, справедливость, мужество). Все эти качества деловек должен врыбатывать сам благодаря конролирующему разуму. Общее в добродетялях – это умереннность во всем. Так, мужество есть мера между безрассудной храбростью и трусостью, справедл.-между стерлением к удовольствию и саомограничением и т.д. Смысл жизни не в наслаждении, ибо жизнь без ударов судьбы неполноценна. Успех и почести так же не могут стать целью мудрой жизни, так как определяются «толпой несведущих». Самая абсурдная мысль – видеть смысл жизни в обогащении, ибо деньги – это только средство к жизни, но никогда не ее цель. Умеренность во всем, благочестие мужество, совершение справедливых поступков, требующие значительного напряжения души, – вот что имеет решающее значение для мудрого человека.
-Учение о государстве.Государство Аристотель рассматривает в связи с учением о семье как энтелехию семьи. Он считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т.е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости.
Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель приводит классификацию типов государства. Государство делится по:
– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);
– качественному принципу (правильное и неправильное государство);
– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).
Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу. В соответствии с этим Аристотель выстраивает три правильных и три неправильных вида государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия и республика. Неправильными являются тирания, олигархия и демократия (охлократия). Деление на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье через законы. Гражданином же является тот, кто участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому могут существовать:либо государства во благо гражданам или во благо власть предержащим. Есть и это случается чаще неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет других граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа (охлос), не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать.
Вывод.Классическая греческая философия – это вершина развития философской мысли античности, пик по глубине и степени охвата философских проблем. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только философии, но и античной науки – математики, физики, астрономии, биологии и т.д.
3 вопрос. Эллинистическая эпоха - закат античной философии.
3.1. Общая характеристика. Эллинистический период, хотя и был самым длительным по времени – продолжался с Шв. до н.э по Vв. н.э. – не стал самым значительным по результатам решения философских проблем. Перестройка прежнего античного мировоззрения наиболее рельефно предстала в новых ценностях. Политическая нестабильность социального бытия: после завоеваний Александра Македонского Древняя Эллада утратила полисное устройство. Греческая философия распространилась по всей империи. Смешиваясь со взглядами народов, идеи философии греков несколько утратили свое значение. Это привело к усилению личностно-этической составляющеймировоззрения, главный вопрос- какдобиться счастья в этом враждебном мире, уйдя в себя.
Три главных течения эллинизма – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм были основаны на традиции натурфилософии. Так, «стоицизм был не чем иным, как субъективной разновидностью досократовской теории материальных элементов, прежде всего огня. Эпикуреизм был не чем иным, как субъективной разновидностью философии Демокрита. А скептицизм был не чем иным, как продуманной до конца философией непрерывной и нерасчлененной текучести Гераклита»(А.Лосев).
3.2. Эпикурейцы. Основатель первой эллинистической школы Эпикур (341-279 до н.э.), взяв за основу учения Аристипа об удовольствиях и Демокрита об атомах, распространил их на антропологию. Атомы Эпикура движутся не по жестким траекториям, в любой точке пространства они могут беспричинно отклоняться, создавая бесчисленные миры. Такой трактовкой философ бросал вызов традиционным представлениям о всевластии рока, судьбы. Свободным разумом можно преодолеть страх как перед смертью, так и перед жизнью.действительно, души людей смертны. «Смерти бояться не следует, ибо когда мы есть, ее нет, а когда есть она, то нет уже нас». Стремиться нужно к невозмутимости разумной души, атараксии, и необхордимым удовольствиям – гедонизму,позволят человеку обрести успоекоенность и получать наслаждения от жизни Подобных принципов придерживался и известный римский поэт-философ Лукреций Кар (Iв. н.э.), изложивший свои взгляды в высокохудожественной поэме «О природе вещей». Для этого Эпикур приводил такое разделение человеческих потребностей и удовольствий. Они бывают трех видов:
1) естественные и необходимые; 2) естественные и не необходимые;
3) неестественные и не необходимые.
Пример удовольствия первого вида: человек голоден, и ему достается кусок хлеба; второго вида: удовольствия от того, что предшествует продолжению рода; третьего вида: человек устраивает пир. Человек должен ограничиваться естественными и необходимыми удовольствиями – ограничивать себя в еде, в телесных удовольствиях. Над входом в Сад Эпикура висела надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». И когда кто-нибудь входил в сад Эпикура, заинтересовавшись вывеской, то этому гостю в качестве угощения подавали ячменную крупу и воду. Это – истинное эпикурейство. Человек, который победил в себе страсти, становится свободным (вспомним об индийской философии). Эпикурейский мудрец верен дружбе, не будет тираном, если у власти и не раболепствует перед судьей и тираном, если простой гр-н. Человек, состоящий из атомов, имеет причину в самом себе, свободу. Он хозяин своей судьбы.
3.3. Стоики(по названии места сборов - афинской галереи с колоннами).Стоик-киприот Зенон Китионский (Ш в.до н.э) образно представил философию садом, ограда которого – логика, деревья в саду – физика, фрукты же, ради которых и выращивают сад – этика. Римляне: – оратор-философ Цицерон (1 в.д.н.э.) Луций Анней Сенека(1в), император Марк Аврелий,(IIв.) понимали философию как искусство жить. Жизнь суровое испытание.
Что кажется злом вполне может быть добром с точки зрения судьбы. Гибель солдата – зло для этого человека и его родственников, но посредством этого зла достигается победа в сражении, что является уже благом. Свобода – это познанная и осознанная необходимость. Стоический взгляд на мир повторится впоследствии в философии Спинозы и философии марксизма. Мудрец должен полностью избавиться от всех страстей, страсти не должны иметь обиталища в человеке. Для этого нужно жить в соответствии с разумом, природой. Идеал жизни мудреца, опять-таки, атараксия и апатия(бесстрастие, отказ от чувств. наслаждений).Так, Л.Сенека считал главным для человека достижение свободы духа через осознание божественной необходимости. Мудрец осознает силу судьбы, предвидит ее последствия и мужественно следует за ней, в то время как глупца судьба за собой тащит. Жизнь есть напряжение, а отдохновение следует получать лишь в рамках доступного.
3.4. Для скептиков, Пиррона (IV-III вв.до н.э.), Секста Эмпирика (Шв.н.э. «Против ученых» - прежде всего стоиков), врача-эмпирика Галена и др., разум, чувства не способны обнаружить истину, поскольку мир текуч, а божественная мудрость недоступна смертным людям. Следует воздерживаться(эпохе)от серьезных рассуждений, и успокоиться в недоступности истинных знаний -апатия. По мнению Секста Эмпирика, существуют три главнейших рода философии: догматическая, академическая и скептическая. Вследствие равносильности суждений в противоположных вещах и речах скептик принимает решение о воздержании от суждения о чем угодно, а затем приходит к невозмутимости – атараксии, т.е. к тому, что искали стоики. То,
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 490;