Современное состояние медицины


 

Успехи современной медицины привели к росту средней продолжительности жизни людей. Экономически развитым странам сегодня практически не угрожают вспышки таких инфекционных болезней, как холера, чума, оспа, ранее уносивших миллионы жизней. Инфекционные болезни, ранее занимавшие первую строчку в списке болезней – причин смерти людей, теперь находятся лишь на четвертом месте. На первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкологические, на третьем – нервно-психические болезни. С этими болезнями справиться значительно сложнее, так как их профилактика связана прежде всего со здоровым образом жизни, сбалансированным питанием, регулярными медицинскими обследованиями, что могут себе позволить лишь жители развитых стран.

Причинами болезней, как принято сегодня считать, являются не внешние и внутренние факторы (патогенные воздействия среды и нарушения функций организма), а их взаимодействие. При этом роль различных факторов, вызывающих болезни, меняется в зависимости от времени, эпохи, уровня социально-экономического развития общества.

Так, если в прошлом характер патологии детерминировался в основном патогенными природными воздействиями, то в настоящее время он обусловливается воздействиями, идущими от преобразованной самим же человеком природы. На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия - максимальная мускульная активность; общее (калорийная недостаточность) и специфическое (недостаток микроэлементов и витаминов) недоедание. Главную роль в детерминации многих заболеваний в настоящее время играют гиподинамия – недостаточная физическая активность, информационное изобилие и психоэмоциональный стресс. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту числа некоторых заболеваний, особенно сердечно-сосудистых.

Перестройку испытывает также аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретает моторизация современного производства и быта, насыщение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое возрастание числа межличностных контактов, нередко с отрицательным, болезнетворным психоэмоциональным зарядом.

Все перечисленные факторы в конечном счете непосредственно определяют эволюцию болезней, изменение их тяжести, симптоматики, ведут к исчезновению старых и возникновению новых болезней, резко изменяют характер заболеваемости. Широкое распространение в настоящее время получили заболевания, в возникновении которых основную роль играют психоэмоциональные факторы. Усиливающаяся социализация жизни современного человека сказывается на его соматической (телесной) патологии. Такие факторы, как профессия, отношение человека к труду, атмосфера производственного коллектива, оказывают существенное влияние на состояние его телесного и психического здоровья.

На разных ступенях социально-экономической зрелости общества требования, предъявляемые к уровню нервно-психических и мышечных, физических затрат, неодинаковы. В условиях научно-технической революции все более возрастают требования к нервно-психическим механизмам человека.

С переходом от одной ступени общественного развития к другой все более усложняются психоэмоциональные отношения людей, исчезает их былая психологическая разобщенность. Все каналы эмоциональной взаимосвязи ныне до предела заполнены, а иногда перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной, все возрастающей эмоционально-психической «бомбардировке», начиная от здоровых, тонизирующих и кончая отрицательными, даже болезнетворными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некоторых профессий, убыстряется развитие науки, техники, культуры и т.п. Все это предъявляет новые, повышенные требования к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которых является психическое здоровье и эмоциональное равновесие.

Если современный этап общественного развития характеризуется ускорением темпов жизни во всех сферах, то скорости психофизиологических и соматических реакций организма нередко оказываются замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний. Ухудшение социально-экономических условий жизни людей только обостряет эту ситуацию.

Поэтому закономерно, что здоровье населения с каждым годом ухудшается. Особенно печально складывается ситуация в нашей стране. В последние годы резко увеличилась смертность и упала рождаемость на фоне резкого сокращения средней продолжительности жизни. В западной и отечественной литературе даже появился новый термин – «русский крест», означающий устойчивое превышение количества умирающих над числом рождающихся. Сокращение населения в России составляет в последние несколько лет около 1 млн человек в год. Самой незащищенной категорией населения оказались мужчины в возрасте 30–50 лет, умирающие все чаще. Они не нашли себя в новой экономической ситуации, не смогли «вписаться» в современную жизнь.

Недостаточное финансирование медицины, а также отсутствие средств, необходимых для нормального образа жизни у большого числа людей, привело к резкому падению уровня здоровья населения. Так, до 70% современных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья, до 20% возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благополучия общества является уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние годы увеличился на 15%.

Примерно 85% заболеваний вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество воды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор. Хотя хлорирование воды спасает от инфекций, однако его производные медленно и уверенно подрывают здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом*. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами и т. д.

* Вызывают онкологические заболевания.

 

Все названные проблемы и болезни носят системный характер и имеют в своей основе социальные причины. В современном мире мало знать причину болезни и методики ее лечения. Они становятся все более дорогостоящими и доступны далеко не каждому человеку. Поэтому все более острым становится противоречие между конкретными достижениями медицинской науки и практикой здравоохранения. Это заставляет по-новому осмысливать понятия и нормы общечеловеческой морали применительно к медицине, а также ко всей сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии. Это привело к появлению еще одной новой сферы этики – биоэтики.

Биоэтика

 

Успехи современной биологии и медицины, новые биомедицинские технологии, невозможные еще пятьдесят лет назад, дали специалистам настоящую власть над жизнью и смертью. Поэтому ответственность ученого-биолога и врача сейчас намного выше, чем раньше. Эта новая ситуация потребовала новых форм контроля со стороны общества за разработкой и использованием новых научных достижений.

Традиционно основной формой контроля за деятельностью человека были моральные нормы, нравственное регулирование, опирающиеся на тот внутренний стержень, который имеется в душе каждого человека и заложен в процессе воспитания. Такой способ регулирования поведения людей является особенно эффективным по сравнению с нормами права – внешним регулятором поведения человека. Но во все времена особенно важной была нравственная надежность врача. Поэтому еще на заре развития медицины были сформулированы основные принципы отношения врача к больному, его обязанности по отношению к обществу, а также правила взаимоотношений врачей между собой.

Впервые нравственные заповеди врача были изложены в знаменитой клятве Гиппократа, согласно которой врач должен приходить к больному только для его пользы, бороться за его жизнь до последней возможности и т.д. В несколько измененном виде эта клятва стала основой факультетского обещания, которое подписывалось врачами в Средние века и Новое время. Сохранилась традиция давать такую клятву и в наши дни. Именно клятва Гиппократа стала основой традиционной медицинской этики, важнейшими вопросами которой были: сохранение врачебной тайны, информирование больного о его болезни и ходе лечения, сообщение о наличии опасных для общества болезней соответствующим учреждением здравоохранения и т.п.

Но существовавшие до последнего времени моральные нормы не могут подсказать, какое поведение будет правильным в современной ситуации. Ведь новый опыт биомедицинского знания ставит человека перед возможностью не только «давать» жизнь – сегодня есть возможность искусственного оплодотворения, определения и изменения качественных параметров жизни с помощью генной инженерии, транссексуальная хирургия, меняющая пол человека. Сегодня врач может продлить жизнь, отодвинув время смерти с помощью современных реанимационных процедур, методов геронтологии, а также за счет трансплантации органов.

В свете традиционного морально-мировоззренческого сознания новый опыт биомедицинских технологий – техногенное производство и уничтожение жизни на эмбриональном уровне, транс-плантологическое продление и завершение жизни – не всегда может быть оценен как вполне моральный. Более того, в ряде случаев он вступает в явное противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. Прежде всего, вновь встает вопрос о моральности убийства эмбриона при искусственном оплодотворении и генетических опытах, о моральности эвтаназии (легкой смерти) больного для избавления его от невыносимых страданий и т.д.

В этих условиях и появилась биоэтикасистема новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований.

Рассмотрим область применения биоэтики, значительно расширившей сферу традиционной медицинской этики.

Так, сегодня иначе решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы, в частности вопрос об информировании больного о его болезни и ходе ее лечения. Если раньше считалось, что больной ни в коем случае не должен знать о заболевании с возможным смертельным исходом, то сегодня такая информация считается обязательной, чтобы человек мог принять необходимые решения, привести в порядок свои дела. Кроме того, необходимой является информация об успехах современной медицины и новых методах лечения таких болезней, поэтому у больного появляется шанс на благополучный исход.

Множество проблем порождает современная реанимационная практика. Появление новых сложных, дорогостоящих механизмов (дыхательных аппаратов, «искусственной почки» и пр.) превратило умирание в длительный механизированный процесс, дало возможность очень долго поддерживать жизнь в человеческом теле. Поэтому биоэтика решает принципиально новый морально-этический вопрос: кто в такой ситуации должен принимать решение о смерти – сам умирающий, его родственники или врачи. Но в любом случае, отключение этих аппаратов будет означать смерть пациента, и с точки зрения традиционной морали должно оцениваться как убийство или самоубийство.

В тесной связи с возможностью продления жизни с помощью специальных аппаратов находится проблема эвтаназии – добровольная безболезненная смерть безнадежно больного пациента. В последнее время возможность эвтаназии широко обсуждается на страницах периодических изданий и других средств массовой информации разных стран. Периодически в западных странах происходят судебные процессы, на которых звучат обвинения в адрес врачей, решившихся на эвтаназию, ведь в большинстве стран это расценивается как убийство. И так же часто происходят процессы, на которых больные предъявляют иски к государству с требованием разрешить им добровольный уход из жизни. Конечно, в реальной врачебной практике медикам приходится постоянно решать вопросы о продлении (непродлении) жизни своего пациента. Но выписать безнадежно больного человека из больницы домой, заведомо зная, что там он умрет, это один моральный аспект медицинской этики. Другое дело – самому прекратить его страдания, введя смертельную инъекцию.

Еще одной областью биоэтики является трансплантология. Ведь основным источником биоматериала – человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные (умирающие) пациенты. Поэтому их смерть задерживается, продлевается во времени, чтобы извлечь и сохранить нужные для пересадки органы. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция – смертеобеспечение, отсутствующая у традиционной медицины.

В данном случае существует еще одна сложная этическая проблема – определение, кому должен быть пересажен тот или иной орган, при том, что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов. Человек может подарить их после своей смерти, оставив соответствующее завещание. Правда, далеко не каждый человек способен на подобную гуманность. Возможность же использования врачами органов без согласия донора приводит к судебным процессам, которые периодически происходят на Западе. Эта ситуация также должна получить оценку в рамках биоэтики. Ведь, с одной стороны, врач нарушает волю умершего, запретившего использовать его органы, но с другой стороны, он спасает жизнь тем людям, которые иначе просто погибли бы.

По-прежнему обсуждается право женщин на аборт, на ее свободный выбор – сохранять или не сохранять жизнь своего ребенка. Во многих странах это разрешено законодательством (в том числе, и в нашей стране). Но с точки зрения традиционной морали – это обесценение и вытеснение такой ее нормы, как «не убий».

Обесценение традиционных моральных норм и ценностей также связано со все большим распространением методик искусственного оплодотворения. Ведь такое «асексуальное размножение» неизбежно приведет к деформации биофизиологаческих родственных человеческих взаимоотношений – место обычной семьи займут неполные семьи, однополые браки. Также встает проблема суррогатного материнства – как оценить женщину, вынашивающую и рожающую чужого ребенка за вознаграждение.

Транссексуальная хирургия – еще одно медицинское нововведение, ставящее множество моральных проблем, связанных с сексуальностью человека. В традиционном понимании сексуальность – это сложный процесс, сопровождающий становление человеческого существа, который предполагает для каждого индивида переход от ощущения удовольствия, связанного с функционированием органов у младенца, к разумному отношению к функции продолжения рода. Перемена пола, произведенная хирургическим путем, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, что с традиционной точки зрения не является нормальным. Тем не менее, в результате широкого правозащитного движения такие операции проводятся, а значит, идет формирование новых этических стандартов.

В последнее время успехи генной инженерии создали возможность клонирования не только низших, но и высших организмов, в том числе и человека. Это сразу же вызвало самое широкое обсуждение не только среди специалистов, но и в СМИ. При этом в центре развернувшейся дискуссии были не столько технические, сколько моральные проблемы этого открытия. Так, широко обсуждается множество сценариев грядущих катастроф, связанных с возможностью клонирования человека. Говорят и о создании каст людей, приспособленных для выполнения узкоспециализированной деятельности, и о выращивании существ-«копий», которые должны стать живыми складами донорских органов для своих генетических оригиналов, и о воссоздании умерших гениев или злодеев. Интересно, что об этих проблемах заговорили до того, как произошло практическое применение новых технологий, и мнения людей разделились. Впрочем, в основном по данному вопросу преобладает взвешенный подход, в соответствии с которым наложен запрет на клонирование человека, но при этом не запрещаются исследования в данной области генетики. Интересно отметить, что Советом Европы в 1997 г. был принят Дополнительный протокол к Конвенции «О правах человека и биомедицине». В нем было запрещено клонирование человеческих существ, но понятие «человеческое существо» не было разъяснено, а оставлено для решения в рамках внутреннего законодательства стран. Таким образом, впервые в истории появилась необходимость законодательно определить, что такое человеческое существо, а значит, и человек. Если раньше эта проблема занимала только философов, а большинство людей считали их рассуждения не более чем причудой, то бурный прогресс современной биомедицины показал непосредственно-практический смысл этого вопроса.

Последние успехи генетики вновь оживили те яростные споры, которые с начала XX века велись по поводу евгеники – науки, ставящей своей целью исправление и улучшение природы человека. Рождение евгеники обычно связывают с именем Ф. Гальтона, который в 1869 г. опубликовал книгу «Наследственность таланта». Она вскоре была переведена на русский язык, но на нее тогда почти не обратили внимания. Об идеях Гальтона вспомнили уже в начале XX в., когда в 1904 г. пригласили его прочитать в Лондонском социологическом обществе лекцию «Евгеника, ее определение, задачи и цель». Поэтому вторая книга, вышедшая в 1907 г. под названием «Вероятность, основа евгеники», пользовалась большим успехом.

Сам Гальтон говорил о евгенике как о науке, изучающей то, какие факторы улучшают, а какие ухудшают врожденные качества расы. В России, как и в других странах, популярность евгенических идей была очень высока. В 1924 г. вышла книга Ю.А. Филипченко «Пути улучшения человеческого рода», издавались два журнала по этой проблеме, было создано Бюро по генетике и евгенике при АН СССР под руководством Филипченко, а в Институте экспериментальной биологии – евгеническое отделение. Существовал Международный евгенический комитет, проводились международные евгенические конгрессы. Идеями, популярными в то время среди сторонников евгеники, были: государственный контроль над рождаемостью, создание банков семени здоровых мужчин, чтобы у супругов и женщин был выбор (иначе будет идти накопление нежелательных мутаций в геноме человека). Они были предложены крупнейшим представителем евгеники Г.Д. Меллером. В 1910 г. американский генетик Ч. Давенпорт основал «Офис евгенической регистрации». В 1944 г. американский акушер Д. Рок сообщил, что ему удалось оплодотворить в пробирке яйцеклетку бесплодной женщины спермой своих молодых ассистентов. Через тридцать лет после этого американец Л. Шетлз заявил, что он готов имплантировать в матку женщины зародыш, зачатый вне организма, и уже через пять лет родилась Луиза Браун – первый ребенок «из пробирки». Через семь лет появилась первая «суррогатная» девочка, выношенная матерью, которая ей биологически таковой не являлась.

В 1990 г. в организм человека впервые удалось ввести клетки с перенесенными в них нормальными копиями дефектного гена. Эта операция была осуществлена английскими учеными П. Стэптоу и Р. Эдвардсом, открывшими эру практической евгеники – прямого исправления природы человека.

Сегодня, помимо сперм-банков, имеются и банки замороженных яйцеклеток. Только в США таких хранилищ четыре тысячи. Есть способы, позволяющие проверить генетический статус зародыша, состоящего всего из восьми клеток. Так что сегодня есть все условия для производства здорового потомства, а также для исправления его с помощью переноса генов. Большая часть названных мер может только приветствоваться, и если бы евгеники ограничивались только ими, не возникало бы столь острых споров вокруг этой науки.

Тот же Гальтон был убежден, что ухудшается не только наследственность, но и умственные способности человека. Он считал, что представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллекта (IQ), чем аристократия, но имеют при этом большее число детей. На этом основании он делал вывод, что будет рождаться все больше детей с худшими показателями IQ, поэтому в целом ситуация с интеллектуальностью человечества будет ухудшаться. Лишь в 1960-е годы вывод о прямой связи между социальным положением, количеством детей и IQ был опровергнут.

Во многом эти идеи были сформулированы Г. Меллером, который в евгенике видел надклассовую науку, управляющую эволюционным процессом путем негативных (стерилизации неполноценных) и позитивных (искусственного оплодотворения) операций с человеческим геномом. Он пессимистически оценивал естественную эволюцию человека и считал, что наследственность надо защитить путем «генетического наступления».

Именно эти идеи евгеники легли в основу практических рекомендаций по ограничению рождаемости у низших классов, стерилизации физически и умственно неполноценных людей. Такая практика существовала в 30-е годы в фашистской Германии, там же проводилась программа размножения представителей высшей расы, когда специально отобранные девушки становились матерями детей, отцы которых проходили проверку на расовую чистоту. В более мягкой форме рекомендаций она использовалась и в других странах. Так, в 1960-е годы в Колумбии в порядке эксперимента было подвергнуто стерилизации около 40 тысяч женщин. Еще в 80-е годы в Германии с согласия родителей проводилась стерилизация умственно неполноценных девочек. Да и сегодня в развивающихся странах ограничение рождаемости не только через распространение контрацептивов, но и через стерилизацию является важной частью государственной политики и затрагивает в основном беднейшую часть общества.

Не удивительно, что большая часть евгенических идей была осуждена мировым научным сообществом. Но эти идеи возникают вновь и вновь, а в последнее время они получили возможность из умозрительных рассуждений превратиться в конкретные программы, основанные на использовании достижений современной генетики и генной инженерии. Одновременно начинает меняться оценка этих идей: от осуждения в рамках традиционной морали и этики до признания их правоты в некоторых вопросах. Поэтому евгенические исследования также должны быть оценены биоэтикой.

Итак, мы видим, как традиционные моральные нормы и этические принципы перестают работать в новых условиях. Революционные открытия в области биологии и медицины показали их недостаточность в свете новых возможностей науки. Поэтому на уровень общественного сознания выходят идеи «моральности убийства», «моральности отключения жизнеподдерживающей аппаратуры», «необходимость достойной смерти для смертельно больных людей», возможности исследования и использования человеческого биоматериала как для опытов, так и для пересадки органов и др. Очевидно, эти понятия могут стать основанием новой этики – биоэтики. Она выходит из режима подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Но это приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являются основными регуляторами человеческих взаимоотношений. А самое главное, отстаивая право на жизнь отдельного человека, новые технологии могут привести к потере потенциала развития человечества в целом, так как нарушение естественных законов не может проходить безнаказанно. Поэтому важнейшей задачей биоэтики должна стать не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе, а сам вид Homo sapiens) от натиска человеческой культуры.

Когда-то, на заре человеческого общества, возникновение традиционной морали и этических принципов стало своеобразной формой защиты от разрушительных природно-биологических начал в человеке. Сегодня этическое должно стать формой защиты природно-биологического от натиска искусственного мира культуры с ее крайним антропоцентризмом. Биоэтика должна сформировать новое мировоззрение, основанное на биосфероцен-тризме, ядром которого должны быть интересы не человека, но природы в целом. Но для этого человечеству придется решить вопрос не только о моральности новых биомедицинских технологий, но и серьезнейшие экологические проблемы, ставящие под угрозу само его существование.

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое сознание и подсознание?

2. Что такое мышление?

3. В чем разница между мышлением мужчин и женщин?

4. Чем человеческое мышление отличается от «разума» животных?

5. Что такое эмоции и чувства? Чем они отличаются друг от друга?

6. Подумайте, в каком виде деятельности вы демонстрируете самую высокую работоспособность.

7. Здоровье и болезнь, чем они отличаются друг от друга?

8. Что такое природотерапия? Из чего она складывается?

9. Что такое биоэтика? Что привело к ее появлению?

10. Назовите достижения современных биомедицинских технологий, оцените их с точки зрения традиционной этики. Как эти проблемы решаются биоэтикой?

11. Что такое евгеника? Назовите крупнейших представителей этой науки.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 158;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.