Образ жизни как элемент анализа ситуации
Образ жизни — это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности). Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования (по нашей терминологии — характером, потенциалами и ресурсами полей и сфер жизнедеятельности) и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.
Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что на личностном уровне структурные элементы образа жизни соответствуют основным составляющим социокультурной среды, сохраняя при этом специфическое содержание. Если среда — это совокупность внешних по отношению к человеку условий его развития и жизнедеятельности, потенциальное поле самореализации личности (вот почему здесь прежде всего важна предметная и инфраструктурная составляющая среды), то образ жизни — это процесс жизнедеятельности. Активность субъекта в данном случае является основным условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности становится объектом его деятельности и условием развития. Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и свою жизнедеятельность — в соответствии с ценностями, потребностями, установками (как известно, в одной и той же среде один человек становится преступником или наркоманом, другой — ученым, священником или просто добропорядочным гражданином).
Следовательно, образ жизни — это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни — художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.
При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.
Сферы проблематики, которые мы условно относим к образу жизни, можно представить следующим образом :
Структурные элементы среды | Составляющие образа жизни (сферы культурной проблематики) |
1. Художественная среда обитания | Художественная культура |
2. Историческая среда обитания | Историческая культура |
3. Социально-психологическая среда обитания | Социально-психологическая культура |
4. Духовно-нравственная среда обитания | Духовно-нравственная культура |
5. Экологическая среда обитания | Экологическая культура |
6. Политическая среда обитания | Политическая культура |
Сферы жизнедеятельности | Составляющие образа жизни (сферы культурной проблематики) |
7. Производственно-образовательная | Профессиональная культура |
8. Досуговая | Досуговая культура |
9.Физкультурно-оздоровительная | Психофизическая культура |
Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек — искусство”, “человек — история”, “человек — социум”, ”человек — человек”, “человек — природа”, “человек — политика”, “человек — здоровье”, “человек — труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.
Связь между социокультурной средой, сферами жизнедеятельности и образом жизни неоднозначная — в одних и тех же условиях могут формироваться различные модели образа жизни. Здесь сказывается множество факторов, в том числе и характер личностных проблем — их нерешенность или отсутствие в среде условий для их разрешения деформирует образ жизни. Вот почему в технологии проектирования, и особенно в процессе разработки локальных проектов и программ, необходим учет личностных проблем[42].
Общую структуру ситуации можно представить следующим образом (см. структуру ситуации).
Данная структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе проектирования позволяет:
во-первых, проследить взаимосвязи между:а) условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и б) содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде;
во-вторых, наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.
|
2.5. Типы проблем и технология ИХ анализа
В самом общем смысле проблемы — это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой — это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия (несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных предписаний), на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа.
Проблемы формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность. Помимо социально-культурной проблематики (в узком смысле этого слова[43]) проблемное поле может включать в себя неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования и др.).
Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По характеру их проявления (или уровням жизнедеятельности). В таком случае мы получаем четыре группы проблем:
а) социальные (т.е. неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера);
б) социально-культурные, которые характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием. Острота переживания ситуации культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки культурной ситуации субъектом (управления, проектирования), который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом.
в) личностные или социально-психологические;
г) отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.).
2. Классификация проблем по радиусу действия (или локализации) дает нам возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т.е. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.
Радиус (или масштаб) проблем определяет радиус действия проекта: общесоциальные проблемы решаются в рамках федеральных программ; территориальные проблемы находят отражение в региональных программах, локальные проблемы (личностные проблемы определенной группы) решаются с помощью целевых проектов и программ.
3. Основным критерием классификации проблем является сфера их проявления. В этом случае их содержание соответствует, как правило, основным составляющим социокультурной среды и образа жизни: проблемы художественной среды и развития художественной культуры, проблемы сохранения и использования культурно-исторического населения и формирования исторической культуры, проблемы социально-психологической среды и социально-психологической культуры и т.д.
Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную часть проекта — цели, задачи, виды и содержание деятельности.
Их отличие заключается в следующем: социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему. Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования — в зависимости от его видения и понимания ситуации. Иными словами, социокультурные проблемы — это оценка специалистом состояния объекта своей деятельности, зоны своей компетенции.
Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы — это прежде всего субъективная оценка человеком — адресатом программы — своих жизненных условий и обстоятельств. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т.д.), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми). С другой стороны, личностные проблемы — это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа — адресат программы (т.е. ее реальная или потенциальная аудитория).
Следовательно, социокультурные и личностные проблемы — это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения — со стороны проектировщика и со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект.
Субъекту проектирования необходимо учитывать, что между двумя этими группами проблем существует весьма тесная связь: нерешенность социокультурных проблем усиливает личностную проблематику, Например, отсутствие условий для профессионального самоопределения, роста и самореализации рождает неудовлетворенность человека профессией, условиями труда, вызывает комплекс социальной и личностной неполноценности; трудности социализации, возникающие у подростка в среде неформального общения, приводят к аномальному развитию личности, формируют чувство неуверенности в себе, становятся источником асоциальных форм самоутверждения. И наоборот, “точки напряжения” в субъективной плоскости ведут к трансформации личностных проблем в социально значимые проблемные ситуации (аутсайдерство подростка в классе или неформальной группе — в рост преступности, отсутствие условий для этнокультурного самоопределения — в межэтнические конфликты и рост социальной напряженности). И это естественно, ибо явления объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира находятся в таких связях и взаимодействиях, при которых действие одного явления (причина) определяет, производит или влечет изменение другого (следствие).
По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).
После анализа ситуации (т.е. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются:
— по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации — роста, сокращения),
— причинно-следственной зависимости.
При этом следует иметь в виду, что между проблемами, находящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь — следствие также воздействует на свою причину, меняя ее параметры и характеристики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины и какая — в качестве следствия.
Причинно-следственные связи характерны и для проблем, находящихся внутри одной группы. Например, низкий уровень художественной культуры населения, неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления можно рассматриваться и как самостоятельную проблему, требующую своего решения в рамках проекта, и как следствие воздействия других проблем того же блока: например, недоступности для жителей художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, ориентации учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающие массового зрителя, вызванная необходимостью поиска средств существования. Естественно, и область проектирования, и аудитория проекта, и его основная идея будут существенно отличаться в зависимости от того, на решение какой группы проблем он будет ориентирован.
В некоторых случаях формулировка одной проблемы уже содержит в себе различные грани и аспекты, акцентировка которых в рамках проекта может существенно изменить все его содержание (например, снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; или: утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества, превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий).
После определения актуальности и причинно-следственной зависимости выбирается одна или несколько проблем, решение которых признается первоочередным и возможным в рамках предлагаемого проекта (с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов).
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2113;