Символическое мышление.


Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

 

Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой, где при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:

Ø предметно-образный (практический),

Ø предметно-знаковый (гуманитарный),

Ø предметно-символический (операторный),

Ø образно-знаковый (художественный),

Ø образно-символический (технический),

Ø знаково-символический (теоретический).

Выделяются следующие факторы мышления:

v практичность — теоретичность;

v гуманитарность — техничность;

v художественность — операторность;

v конкретность — абстрактность.

Креативность- творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей.

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.

Деятельность музыкального мышления представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную. Следовательно, «музыка - специфический продукт деятельности художественного мышления в звуковых образах».

Музыкальный образ не есть образ чисто музыкальный так же, как, например, живописный образ не есть чисто живописный. Это происходит потому, что каждое искусство не оправдало бы стоящих перед ним огромных задач, замыкаясь в своей сфере.

Человеческие эмоции и мышления не ограничены областью какого-либо отдельного чувства, а философское понимание мира не может быть только слуховым или зрительным. И хотя восприятие каждого чувства специфичны, но в человеческом сознании они служат поводом к прочувствованию и осмыслению действительности в целом. «Художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал - материального, духовного и логического».

Материальная основа музыкального произведения в виде акустических характеристик звучащей материи, которая может быть проанализирована по таким параметрам, как мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр, фактура. Но все эти внешние характеристики произведения не могут дать сами по себе феномена художественного образа.

Подобный образ может возникнуть только в сознании слушателя и исполнителя, когда к этим акустическим параметрам произведения он подключит свое воображение, волю, окрасит звучащую ткань при помощи своих собственных чувств и настроений. Таким образом, нотный текст и акустические параметры музыкального произведения составляют его материальную основу. Настроения, ассоциации, различные образные видения создают духовную, идеальную сторону музыкального образа.

Формальная организация музыкального произведения с точки зрения его гармонической структуры, последовательности частей образует логический компонент музыкального образа.

Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании субъекта музыкальной деятельности, тогда можно говорить о наличии подлинного музыкального мышления.

Музыкальное мышление определяется нормами музыкального языка, «оно наполняется «языковым содержанием» (его материалом становятся элементы и правила данного языка) и предстает как «языковое мышление», как реализация в деятельности специфической «музыкально-языковой способности»». Такое понимание музыкального мышления полностью согласуется с известным положением философии о сущности мышления, развивающегося в связи с языком и на базе практической (в данном случае музыкальной) деятельности. Чтобы понять звучащий текст, воспринимающий должен обладать хотя бы минимальным «языковым запасом». Поэтому, музыкальное мышления присуще всем, а не является прерогативой композитора.

Музыкальное мышление(музыкальный интеллект) обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами.

Музыкальное мышление делится на:

репродуктивное и продуктивное

Репродуктивное мышление связано с восприятием, представлением, анализом и оценкой «чужой», уже созданной кем-то музыки. Оно проявляется в способности произвольно воспроизводить в памяти на основе внутреннего слуха написанные каким-либо автором музыкальные фрагменты и даже целые композиции (или схожие с ними) и давать им обоснованную оценку.

Для этого необходимы такие сложнейшие логические операции, как анализ и синтез, сравнительные характеристики. Отсюда и обращение к категориям «мышление», «интеллект».

Продуктивное музыкальное мышлениеобнаруживается в создании принципиально новых музыкальных образов.

Если для музыканта-исполнителя или слушателя характерен репродуктивный вид музыкального мышления, то для композитора, безусловно, - продуктивный.

Однако, как показала практика, в процессе музыкального воспитания и слушателя, и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление. Это связано с тем, что оно стимулирует все психические функции, но прежде всего благотворно сказывается на развитии эвристических качеств, мышления, воображения.

Объясняется это высокой абстрактностью музыкального языка, его исключительной вариантностью.

Мыслительные способности – музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления – теоретическое и исполнительское.



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3798;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.