Путешествие третье. Позднеантичные школы и их влияние на христианскую Европу


Школы поздней античности сыграли важную роль в передаче образовательных стандартов новой христианской Европе. Большинство влиятельных христианских авторов получили свое образование в этих школах Так Августин учился в риторической школе Карфагена, Василий Великий и Григорий Богослов (Назианзин) обучались философии в Афинах. Григорий Нисский, брат Василия Великого, изучал риторику в Кесарии (под руководством своего брата). Климент Александрийский и Ориген изучали философию в Александрии. Амвросий Миланский получил классическое образование в Риме.

Даже этот небольшой перечень говорит о том, насколько важным было классическая образование для рождения новой Европы. Без преувеличения можно сказать, что позднеантичным школам суждено было стать своеобразным мостом между греко-римской культурой и новым христианским миром. Христианство получило классическое культурное наследие и превратило его в обязательный элемент образования сначала в школах и монастырях, а затем в университетах.

Так что же собой представляли позднеантичные школы? Какие авторы и тексты там изучались? Какое место занимала философия в классическом образовании?

Мы видели, что идею единства наук и понимание математических дисциплин как пропедевтики к философии впервые выдвинул и обосновал Платон. Эта его идея получила развитие сначала в пределах его школы, а затем получила статус образовательного канона (вплоть до ХІІІ века).

Прежде всего в этом контексте необходимо упомянуть платоника ІІ века Никомаха Герасского. Он написал «Введение в арифметику», где математические науки истолковываются как обязательный этап философского образования. Никомах называет арифметику, музыку, геометрию и «музыку сфер» (астрономию) «лестницей и мостами», помогающими перейти от чувственной реальности к умопостигаемой. Без изучения этих наук, утверждает он, невозможно правильно заниматься философией. Он также называет эти науки «четырьмя методами».

Другой платоник ІІ века, Теон Смирнский, отмечает, что без арифметики, музыки, геометрии, стереометрии и астрономии невозможно достичь наилучшей жизни. Интересно, что Теон сравнивает обучение философии с посвящением в таинства (Элевсинские мистерии). В обоих случаях адепт должен пройти пять ступеней «посвящения в таинства»:

 

1. Очищение (в философском образовании этапу очищения отвечает изучение четырех или пяти наук – арифметики, геометрии, стереометрии, музыки, астрономии).

2. Передача тайных наук – усвоение философских теорем (логических, политических, физических).

3. Мистическое созерцание – исследование умозрительных предметов (вечных идей).

4. Увенчание посвященных – достижение способности передавать свои созерцания другим.

5. Счастье как достижение богоподобия.

 

Это сравнение Теона показывает, что занятия науками и философией рассматривалось платониками в контексте жизненных и религиозных практик. Дискусии платоников о роли и месте наук в философском образовании способствовали возникновению идеи обязательного набора дисциплин, необходимых для формирования образованного человека.

Христианские авторы включили эти дисциплины в принципиально новый контекст: науки истолковываются как подготовительный этап к восприятию и пониманию истин веры. В трактате «О порядке» (De ordine) Августин обращает внимание на особую роль грамматики, диалектики и риторики. Позднее эти науки составят так называемый «тривиум» (trivium) и, объединившись с платонической идеей четырех путей или методов (quadrivium), обретут окончательно форму под титулом «семи свободных искусств» (artes liberales).

Важным посредником между античным энциклопедизмом и средневековой христианской мыслью был Марциан Капелла (первая половина V века). В трактате «О браке Филологии и Меркурия» (около 400 г.) он описывает помолвку и свадьбу Меркурия с Филологией. Меркурий дарит своей невесте семь служанок, которые олицетворяют семь свободных искусств (Капелла называет их также «циклическими дисциплинами» – disciplinae cyclicae). Капелла дает детальное описание каждой дисциплины (грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки). Это единственная языческая энциклопедия, которая была известна латиноязычному христианскому Западу. В трактате отражена главная идея неоплатонической философии: образование освобождает человека от телесных пут, возвращает душу «на родину» (Плотин, иллюстрируя эту идею, приводил пример Одиссея).

Однако центральная роль в формировании средневекового канона семи свободных искусств принадлежит Северину Боэцию (480–524/525). Боэция называют «последним римлянином» и «отцом схоластики». Он много сделал для формирования латинской философско-теологической терминологии, перевел на латынь трактаты Аристотеля «Категории» и «Герменевтику» и написал комментарии к Аристотелевым «Аналитикам». Боэций разделяет цикл семи искусств на trivium («тривиум» – грамматика, диалектика, риторика) и quadrivium («квадривиум» – арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Кстати, от слова «тривиум» происходит слово «тривиальный» (т. е. начальный, элементарный). До нас дошли только два учебника Боэция – «Введение в арифметику» и «Введение в музыку».

 



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 107;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.