Единство морали и права в обществе. Мораль как основа и ценностный критерий права.


Тема взаимоотношения права и морали одна из классических в мировой философско-правовой мысли.

Для морали и права характерно единство, которое выражается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимопроникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов социальных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как:

а) влияние морали на формирование права;

б) влияние права на формирование нравственных норм;

в) охрана правом моральных норм;

г) использование нравственных норм при применении права.

1. Конфуций о взаимоотношении права и морали.

Нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было
оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил
правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство
- та же семья, только большая. Такая трактовка легко воспринималась
современниками, поскольку в то время для мышления многих китайцев было
характерно представление о государстве как о большой семьи. В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два
социальных слоя: управляющих и управляемых. В суждениях об управляющих он вводит уже готовую модель идеального человека - цзюнь цзы. В данном случае цзюнь цзы, уже благородный чиновник, олицетворяющий всех причастных к делам управления государством и народом - от мелкого
чиновника до сановника и самого правителя. Рассмотрим один из таких примеров: “Учитель сказал о Цзы Чане: ”Он имеет
четыре проявления благородного мужа: в своих поступках он проявляет
чувство самоуважения; находясь на службе у вышестоящих, он проявляет
чувство ответственности; воспитывая народ, он проявляет чувство доброты;
используя народ, он проявляет чувство справедливости”. Конфуций
рассуждает о “четырех проявлениях Дао”, свойственных цзюнь цзы: его
собственное поведение, его служебная деятельность и деятельность на
поприще воспитания народа и, наконец, его позиция в отношении того, как
надлежит использовать народ, т.е. какими методами управлять им.
Здесь прежде всего следует обратить внимание на то, что Конфуций не
мыслит цзюнь цзы в отрыве от государственной службы, административной
деятельности. Конфуций начинает с самого соискателя - он
должен не зазнаваться, не заискивать, а держаться всегда с достоинством,
уважать самого себя как личность. Это - главное, поэтому из всех четырех
проявлений Дао, сфер поведения, на первое место Конфуций ставит ци син
(его собственное поведение). Если человек не обладает чувством
собственного достоинства, не борется за него, не может его отстоять,
если человек не уважает самого себя, то у него нет надежд стать цзюнь
цзы, ибо он уже не государственная личность.

Вторая сфера деятельности претендента на звание цзюнь цзы - его служба
у сильных мира сего. Как уже надлежит исполнять здесь свой долг, чтобы и
на этом Пути заслужить звание цзнь цзы? Перед нами
предстает образ активного администратора, способного и на
самостоятельные решения.
Из трех управленческих сфер деятельности цзюнь цзы две связаны с его
взаимоотношением с народом. Третье проявление с Дао - это воспитание,
т.е. одна из составных частей учения Конфуция. Сановник, если он
истинный благородный муж, должен быть учителем народа, поэтому его
прямая обязанность, а следовательно и сфера деятельности - ян минь
(воспитание народа). И на этом поприще он должен воздействовать
добротой, личным примером, и только. Если же он, подобно легистам,
станет опираться на законы, то это уже не будет воспитанием народа; да и
сам чиновник перестанет быть конфуцианским.
И последнее, четвертое проявление Дао - использование народа, т.е.
путем каких методов использует сановник народ на государственных
повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику он проводит,
как вершит суд. Во всех этих делах, в этой сфере контактов с народом он
должен всегда исходить из принципа справедливости.
Таким образом, только сочетание четырех перечисленных Дао - норм
поведения - дает в итоге право называться цзюнь цзы.

2. Вл.Соловьев о соотношении права и морали.

В произведении Вл.Соловьева «Оправдание добра» 17-я глава называется «Нравственность и право». Соловьев рассматривает сущностное соотношение между правом и нравственностью, определяя право как «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Такое определение опровергает трактовку права как схемы, которая может служить любой цели; отныне право рассматривается как схема, охватывающая нормативные цели, но лишь в минимальной степени. Несоответствие между правом и нравственностью выражено через понятие «минимального» блага и «известных проявлений зла», то есть ограничений, которые нравственность как таковая, в ее полном объеме должна отбросить. Моральные требования имеют абсолютный характер, они ничем не ограничиваются, и исполняются добровольно. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Это и есть норма. Требования права, напротив, ограничены, конкретны и носят принудительный характер. Законы должны быть точными и действенными; и они должны реально действовать, при необходимости, с применением силы, чтобы обеспечить тот минимум блага. В статье «Право и нравственность» Соловьев приводит библейские аргументы против смертной казни. Система наказаний должна наставлять и исправлять преступника, а не уничтожать его. Поскольку исправление предполагает возможность раскаянья и исправления, Соловьев также отрицает такое наказание как пожизненное заключение.

Первыми исследователями философско-правовых воззрений Вл. Соловьева были российские правоведы Б. Н. Чичерин и Г. Ф. Шершеневич. Указав на оригинальность подхода философа к праву, они подвергли критическому разбору его идею о праве как «определенном минимуме нравственности». Наиболее критичной была позиция Б. Н. Чичерина, обвинившего Вл. Соловьева в стремлении использовать право в качестве принудительного инструмента для реализации религиозно-нравственного идеала, что вызвало категорический протест самого философа. Главный недостаток работ своих критиков Вл. Соловьев видел в отсутствии целостного подхода к его учению о праве.

3. И.Кант о соотношении права и морали.

Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Содержание основного нравственного закона Кант раскрывает, форматируя свой категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Необходимость следовать нравственным законам выступает для человека как долг. Взаимоотношение морали и права определяется тем, что они оба представляют правило должного, продиктованное идеей разума. Понятие долга занимает очень важное место в практической философии Канта. В отношении к нему определяются понятия легальности и моральности. Если идея долга уже сама по себе является для человека значимым мотивом следования закону, то тогда поступки его будут моральными. Соответствие же поступка закону безотносительно к его мотиву Кант называет легальностью. Различие между легальностью и моральностью важно для понимания его учения о праве, поскольку идею права Кант определяет, ограничивая ее исключительно областью легального. Согласно Канту, право формально, в конечном счете оно должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в качестве главного требования морального сознания, когда между собой сталкиваются волевые устремления изначально свободных и равных друг другу индивидов. Для определения и разграничения понятий морали и права Кант использует понятие свободы. Свободу он понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. «Если предполагают свободу воли, – писал философ, – то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом». И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе. Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание. Исходя из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится только к внешним отношениям между людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта. Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.

 

 




Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 917;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.