Прогноз добычи нефти и газового конденсата
Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами – уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.
Расчеты показывают, что уровни добычи нефти в России могут достичь в 2010 и 2020 г. соответственно 335 и 350 млн.т. При неблагоприятных условиях, низкие мировые цены и сохранение действующих налоговых условий, эти показатели достигнуты не будут.
Основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу останется Западная Сибирь, хотя ее доля к 2020 г. и снизится до 58-55% против 68% в настоящее время. После 2010 г. масштабная добыча нефти начнется в Тимано-Печорской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири. Всего на Восток России (включая Дальний Восток) к 2020 г. будет приходиться 15-20% нефтедобычи в стране.
С 2000 г. планируется введение гибкой системы налогообложения недропользователей и предусматривается все месторождения, разрабатываемые по закону «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции», уже в 2000 г. перевести на условия СРП.
К настоящему времени специальными федеральными законами разрешено заключать такие соглашения по 56 нефтегазовым объектам, в том числе 43 месторождениям и 13 перспективным участкам недр. Десять таких объектов находятся на европейском Севере, 13 – в Урало-Поволжье, 23 – в Западной Сибири, 1 – в Восточной Сибири, 9 – на Дальнем Востоке.
Наиболее крупными проектами СРП являются: Самотлорский (Тюменская нефтяная компания), Красноленинский, Федоровский, Приобский – в Западной Сибири, Ромашкинский – в Урало-Поволжье, Усинский – в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, Юрубченский – в Восточной Сибири, Сахалин-1 и Сахалин-2 – на шельфе острова Сахалин. Эти проекты включают 6 месторождений.
Запасы нефти на объектах СРП, утвержденных Государственной Думой, приурочены, главным образом, к малодебитным низкопроницаемым коллекторам; нефтегазовым залежам со сложными горно-геологическими условиями; истощенным залежам и месторождениям, удаленным от действующих коммуникаций и расположенным в районах со сложными природно-климатическими условиями. Освоение таких запасов невозможно без применения нетрадиционных систем разработки, новых технологий и современных технических средств и связано не только с увеличением затрат, но и с повышенным риском.
Таким образом, сегодня нефтегазовые объекты, утвержденные и планируемые к утверждению в качестве объектов СРП, в том числе объекты уже действующих проектов, составляют перечень из 113 месторождений и перспективных участков недр.
Суммарные запасы углеводородов объектов с выявленной промышленной нефтегазоносностью, включенных в этот перечень, составляют по нефти 8.9 млрд. т., по газу – 6.7 трлн.м3.
Наибольшее число объектов СРП находится в Западной Сибири – 46 и на европейском Севере – 23; в Урало-Поволжье, Дальневосточном и Восточно-Сибирском регионах – соответственно 20, 17 и 7.
При этом 80 объектов СРП расположены в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориям, 13 – на шельфе морей. Таким образом, географически объекты СРП сконцентрированы в основном в районах с экстремальными природно-климатическими условиями (шельфы, Крайний Север), характеризующихся низкой степенью промышленного освоения и неразвитой инфраструктурой.
В перечень месторождений, освоение которых предполагается на условиях СРП, включены в первую очередь наиболее значительные по начальным запасам, но находящиеся в стадии падающий добычи уникальные (9) и крупные (47) месторождения. К ним приурочено 95% текущих извлекаемых запасов.
Подавляющая часть объектов СРП – нефтяные месторождения (62%). Значительное число нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений (37%) характеризуется чрезвычайно сложными условиями извлечения нефти, залегающей в виде оторочек подгазовых залежей (Федоровское, Лянторское, Северо-Комсомольское, Комсомольское и другие месторождения) – эффективная разработка этих месторождений требует применения современных технологий. Единственное газоконденсатное месторождение (Штокмановское) находится на шельфе Баренцева моря.
Разрабатываемые месторождения (с суммарными запасами нефти 6.8 млрд.т.) составляют 45% общего числа месторождений СРП; подготовленные к разработке (с запасами 0.8 млдр.т. – 31%; разведываемые (с запасами 1.3 млдр.т.) – 24%. Участки недр, находящиеся в стадии поисков и с оцененными перспективными и прогнозными ресурсами, составляют 14% общего числа объектов СРП.
Разрабатываемые месторождения представлены в основном двумя группами: поздней стадии разработки (41% - Самотлорское, Ромашкинское, Федоровское и др.) и ранней (48% - Приобское, Комсомольское, Харампурское, Тянское и др.). Большинство разрабатываемых крупных и уникальных месторождений характеризуется высокой степенью выработанности и обводненности продукции. В то же время их доля в суммарном объеме добычи нефти соответствующего региона (Самотлорское – в Ханты-Мансийском АО, Ромашкинское – в Республике Татарстан) достаточно велика и они характеризуются значительными остаточными запасами углеводородов, относящимися к категории трудноизвлекаемых. Перевод этих месторождений на условия СРП позволит не только продлить период рентабельной разработки и добыть дополнительное количество нефти, но и решить задачу сохранения жизнедеятельности соответствующих городов и поселков.
Из значительного числа проектов, по которым уже длительное время ведется работа по подготовке и заключению соглашений, к началу 2000 г. удалось довести до стадии подписания лишь Самотлорский. Остальные находятся в различных степенях готовности. Длительные сроки подготовки соглашений, обусловленные громоздкой узаконенной процедурой, осторожностью и высокими требованиями российских федеральных и особенно региональных участников переговорного процесса, а также жесткой позицией инвесторов, особенно иностранных, ведут к прямым существенным потерям как в добыче нефти, так и в поступлениях в бюджеты различных уровней. Например, лишь по Самотлорскому проекту из-за годичной задержки с подписанием соглашения в 1999 г. не было добыто 700 тыс. т. нефти.
Суммарные прогнозируемые доходы государства только от реализации проектов Сахалин-1 и Сахалин-3 оцениваются в 77 млрд. дол.; примерный объем капитальных вложений – в 25 млрд. дол.
Для всех объектов, разрабатываемых при действующей налоговой системе (ДНС), технологические и экономические показатели добычи нефти могут быть улучшены при переходе на условия СРП независимо от геолого-физических параметров месторождения и стадии разработки: увеличиваются текущая и накопленная добыча нефти, увеличивается доход государства, возрастает инвестиционный потенциал. Значительная часть объектов, разработка которых нерентабельна при ДНС, может эксплуатироваться эффективно на условиях СРП.
При реализации проектов СРП возможная добыча нефти в 2015 г. по 56 объектам (утвержденным Государственной Думой в качестве возможных объектов СРП) прогнозируется в объеме 180-200 млн. т., а по всем планируемым 113 – 225-250 млн.т.
В ближайшие 5 лет фонд бездействующих скважин должен быть доведен до оптимальной величины, предусмотренной технологическим проектным документом.
Для обеспечения утвержденных уровней добычи нефти недропользователи предусматривают увеличение объемов эксплуатационного бурения с 5.0 млн. м (1999 г.) до 12.0 млн. м в 2005 г. и последующую стабилизацию на этом уровне до 2015 г..
О газе
Остается крайне острой проблема утилизации нефтяного газа, добыча которого остается убыточной. Его цена регулируется государством и в настоящее время составляет 55 руб./1000 м3 (утверждена в середине 1995 г. и с тех пор ни разу не индексировалась) при том, что средняя себестоимость добычи и подготовки газа составляет по отрасли порядка 300 руб./1000 м3. В результате низкой цены на нефтяной газ, поставляемый на газоперерабатывающие заводы, нефтедобывающие предприятия не заинтересованы в увеличении его поставок на переработку и либо изыскивают другие варианты его использования , с меньшим потребительским эффектом, либо сжигают газ на факелах, нанося вред окружающей среде. В связи с уменьшение объемов добычи нефти и, соответственно, ресурсов нефтяного газа, подлежащего переработке, уменьшился и выпуск товарной продукции на ГПЗ, что привело к уменьшению выработки сырья для нефтехимических производств. Эта проблема также требует кардинального решения. Один из вариантов, требующих всесторонней оценки – либерализация (отмена государственного регулирования) цены на нефтяной газ и продукты его переработки, что позволит увеличить поставки сырья для нефтехимических производств.
Налоговая политика
Добывающие отрасли ТЭК находятся под действием общего и специального налогового законодательства. Основным недостатком действующего в ТЭК специального налогового законодательства является то, что оно носит чисто фискальный характер, преследуя цель наполнить бюджет любой ценой сегодня, даже за счет сокращения производства и производственной базы для его расширения, а, следовательно, и налогооблагаемой базы завтра.
Налоговая нагрузка на инвесторов имеет тенденцию к усилению и достигла в 1999 г. в газовой промышленности 43% от выручки, в нефтяной – 53%. В структуре полных затрат налоги являются основной статьей. Налогообложение имеет негибкий характер: его базой является валовая выручка, а не прибыль. Продолжительность так называемой «стабилизационной оговорки", в течение который для инвесторов действуют гарантии неухудшения условий предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством, сегодня составляет 7 лет, что недостаточно по сравнению со сроками осуществления инвестиционных проектов в ТЭК (15-20 лет), особенно, если речь идет о крупных проектах в добывающих отраслях (30-40 лет). Все это не создает стимулов для инвестиций: как вследствие нестабильности налоговой системы, так и вследствие ее фискального характера.
Итак, особенность современной ситуации в нефтегазовом комплексе: ТЭК перешел в совершенно иную стадию развития. Если раньше он выполнял свою главную задачу за счет освоения новых регионов, новых месторождений, то теперь такие возможности не велики: основные запасы, которые можно использовать сейчас, уже открыты, а освоение других крупных месторождений в силу объективных условий потребует очень много времени. Поэтому сегодня во всех звеньях технологической цепи необходимо брать максимум: от правильного размещения геологоразведочных работ, освоения месторождений, повышения нефтеотдачи пластов до рациональной транспортировки, выгодной реализации сырья и продуктов из него.
Дата добавления: 2016-06-09; просмотров: 1679;