Антиретикулярная цитотоксическая сыворотка


Антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (АЦС) академика А. А. Богомольца получают посредством гипориммунизации лошади селезенкой кролика или путем гипериммунизации кролика селезенкой лошади (А. В. Озеров). Ее выпускают в равных частях с консервантом, в ампулах объемом 1 мл.

Антиретикулярная цитотоксическая сыворотка дает возможность повысить защитные силы организма, его сопротивляемость инфекции путем непосредственной стимуляции защитной, трофической и пластической функций ретикуло-эндотелиальной системы ткани. АЦС не оказывает прямого действия на возбудителей инфекции и выделяемые ими токсины.

Под влиянием АЦС усиливается процесс превращения ретикулоцитов лимфатических синусов селезенки и лимфатических узлов в гистиоцитарные элементы, улучшается состояние гистиопаренхиматозного барьера, повышается образование в организме антител и фагоцитарная активность лейкоцитов, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина.

Согласно учению И. П. Павлова о нервизме, ретикулоэндотелиальная система осуществляет свое действие опосредованно через центральную нервную систему. Таким образом, фагоцитарная и другие функции ретикулоэндотелиальной системы, которой раньше ошибочно придавалось ведущее значение в жизнедеятельности и резистентности организма, зависят от высшей нервной деятельности.

Показания.Применение АЦС показано во всех случаях, когда организм располагает резервными силами и в состоянии усилить под действием АЦС свои защитные, пластические и трофические функции. Наш личный опыт показал, что АЦС является исключительным по эффективности средством ускорения заживления у лошадей переломов, изъязвлений воспалившихся и вяло гранулирующих ран.

Способ употребления.Содержимое одной ампулы АЦС разбавляют десятикратным количеством изотонического раствора хлорида натрия и вводят подкожно. Инъекции повторяют каждые 4 дня; для второй инъекции берут полторы ампулы, а для третьей две. Если нет должного эффекта, можно провести через 10—12 дней повторный курс лечения.

Эффект. Клинические наблюдения показали, что антиретикулярная цитотоксическая сыворотка, изготовленная профессором Озеровым, ускоряет отторжение некротических тканей и рост здоровых грануляций, стимулирует процессы рубцевания и эпидермизации ран и изъязвлений. Количество гнойного экссудата уменьшается. Воспалительные отеки исчезают. Мелкоклеточные инфильтраты постепенно рассасываются. Исследования отпечатков раневой поверхности свидетельствуют о том, что после применения АЦС резко повышается фагоцитоз бактерий. Количество полибластов увеличивается до 20 в поле зрения. Фагоцитированные микробы подвергаются бактериолизу; нефагированные микробы окрашиваются бледнее, а затем исчезают. Особенно ярко выражена терапевтическая активность АЦС у лошадей при открытых переломах. Как показывают рентгенограммы, уже через 2 недели начинается образование костной мозоли, а в течение 45 дней заканчивается ее формирование.

АЦС можно применять одновременно с бактерио-фагосульфаниламидами, антибиотиками и новокаином. АЦС в сочетании со средствами причинной терапии способствует успеху лечения.

Противопоказания.Введение АЦС противопоказано при моноцитопении в крови и отсутствии клеток ретикулоэндотелиалыюй системы в отпечатках раневой поверхности.

Тканевая терапия

Она представляет собой имплантацию консервированных тканей; впервые была предложена в 1933 г. академиком В. П. Филатовым.

Показаниями для тканевой терапии являются вяло заживающие раны, язвы, хронические инфильтраты и пролифераты, рубцовые контрактуры, стриктуры, гипертрофированные и наклонные к изъязвлению рубцы, хронические заболевания кожи и периферических нервов — невриты и радикулиты, а также глазные заболевания — кератиты, атрофии зрительных нервов, хориоретиниты и пр.

Материалом для тканевой терапии могут быть гомогенные и гетерогенные ткани: кожа и внутренние органы, брюшина и сальник, околоплодные оболочки, биологические жидкости—водянистая влага глаза и стекловидное тело, тресковый рыбий жир, а также листья растений столетника (алое), подорожника, агавы и т. д.

Тканевая терапия может быть осуществлена двумя способами: подсадкой консервированных тканей на холоду (способ В. П. Филатова) и подсадкой тканей, консервированных химическими средствами (способ Н. И. Краузе).

Способ В. П. Филатова. Кусочек ткани (органа) кладут в стерильную банку с притертой пробкой и консервируют на льду в течение 8—10 дней, а затем имплантируют больному через разрез кожи в подкожный карман (у животных — на шее или грудной стенке) и закрывают кожную рану двумя стежками узлового шва. Биологические жидкости и экстракты листьев растений вводят также подкожно шприцем.

Тканеваятерапия инъекциями экстракта консервированных листьев агавы. Листья агавы завертывают в черную бумагу и хранят в темном месте при температуре 5—8° выше нуля в течение 15—30 суток. Затем нарезанные кусочки листа толщиной 3—4 мм и размером6 X 7мм кладут в колбу, добавляют дистиллированной воды в соотношении 1 : 20 (по весу), настаивают 2—3 часа, а потом кипятят 30—40 минут, после чего кусочки агавы растирают в ступке. Обмыв ступку жидкостью из колбы, кипятят раствор снова 2 минуты и фильтруют через марлю (фильтровальную бумагу), разливают в стерильные ампулы и стерилизуют их в автоклаве при температуре 120° один час. Ампулы хранят в темном прохладном месте.

А. Г. Хорошина наблюдала положительные результаты после инъекций экстракта агавы в подкожную клетчатку при лейкомах, ожогах роговицы известью и бельмах.

Способ Н.И. Краузе. Кусочки консервируемой ткани погружают в стеклянную с притертой пробкой широкогорлую стерильную банку с 2 %-ным свежеприготовленным раствором хлорацида. Этот раствор меняют ежедневно в течение первых 2 суток, а затем через каждые 2 дня. Через 5—6 суток консервации ткань можно использовать для имплантации. За 5—10 минут до употребления консервированную ткань погружают в изотонический раствор хлорида натрия, после чего ее кладут в четырехслойную марлевую салфетку и отжимают излишек влаги.

Имплантируют в области шеи (П. Ф. Симбирцев) или вблизи места поражения через кожный разрез в искусственно образованный кожный карман. Кожную рану закрывают наглухо 2—3 стежками узловатого шва, а затем накладывают коллодийную повязку.

Неиспользованная консервированная ткань, сохранявшаяся в том же растворе хлорацида при комнатной температуре в темном месте, может быть использована для имплантации в течение 20—25 дней. За сутки до имплантации рекомендуется сменить раствор хлорацида.

Повторную имплантацию в случае необходимости производят через 15 — 20 дней (П. Ф. Симбирцев) во вновь образованные подкожные карманы.

В хирургической клинике Московской ветеринарной академии Симбирцев с успехом применял у лошадей для тканевой терапии кусочки кожи весом до 10 г, рубцовую ткань — до 12 г, печень, тестикул — до 5 г и селезенку — до 3 г.

При одновременной имплантации разнородных тканей делают два подкожных кармана: в один из них имплантируют ткани паренхиматозных органов, а в другой — кожу и рубцовую ткань. Общий вес имплантируемых тканей в этих случаях не должен превышать 12 г (Симбирцев). После имплантации наблюдается незначительная местная реакция, исчезающая через 3—5 дней. Общая реакция отсутствует.

Наши и П. Ф. Симбирцева наблюдения показали, что имплантированный, консервированный по Краузе кусочек кожи, взятый от другой лошади или от той, которой проводится имплантация, постепенно рассасывается без нагноения. Кожная рана заживает по первичному натяжению.

Другой способ. Консервированную хлорацидом ткань трансплантируют непосредственно на язву или вяло гранулирующую рану. Предварительно обрабатывают кожу по окружности дефекта. Дефект орошают в продолжение 3—5 минут 2%-ным раствором хлорацида, а затем высушивают стерильной марлей. Соответственно размерам дефекта выкраивают лоскут из консервированной ткани и, легко надавливая посредством марлевых тампонов, прилаживают его к гранулирующей поверхности, а затем накладывают повязку. Через 5—7 дней сменяют повязку и консервированную ткань.

Вместо хлорацида можно употреблять для консервирования тканей 2%-ный раствор хлорамина; замена хлорацида риванолом вызывает нагноение на месте пересадки.

Метод подсадки консервированной ткани по В. П. Филатову нередко дает положительные результаты там, где другие способы лечения оказываются бесполезными.

Существенного различия в эффективности тканевой терапии по методу акад. Филатова и проф. Краузе нет. Косяков отмечает, что самый раствор хлорацида является достаточно эффективным заменителем тканей, применяемых для имплантаций при различных хронических патологических процессах.

Тканевую терапию можно комбинировать с применением пенициллина и витаминов (Филатов).

Механизмдействия тканевой терапии точно не выяснен. Полагают (В. П. Филатов и др.), что консервированные на холоду ткани, лишенные источников кровоснабжения и иннервации, отвечают на угнетающие их условия существования образованием стимуляторов биохимических процессов — так называемых факторов консервации или веществ сопротивления, а по П. И. Краузе и др. — факторов протеолиза. Эти вещества, попадая в общий ток крови донора, стимулируют, по мере рассасывания трансплантата, регенеративные и репаративные процессы и оказывают влияние на нервнотрофические компоненты патологического процесса. Посредством факторов протеолиза происходит размягчение и рассасывание патологических клеточных и тканевых образований, почему эти факторы протеолиза называют также факторами оздоровления.

Обработанная хлорацидом трансплантированная ткань служит хорошим питательным материалом, «подкормкой» (Краузе) для грануляций и кожного эпителия. Наличие хлорацида в консервированной ткани понижает жизнедеятельность микробов и ускоряет процессы аутолиза (Краузе и др.), изменяет активную реакцию среды в кислотную сторону и тканевой обмен.

Нервная система при тканевой терапии играет такую же ведущую роль, как при других методах лечения. Многие исследователи полагают, что лечебная эффективность тканевой терапии является результатом возникающего в коре полушарий головного мозга охранительного торможения, которое и влияет благотворно на воспалительный процесс в организме. Как гетерогенные, так и изогенные тканевые имплантаты действуют на весь организм в основном рефлекторным путем.

Под действием тканевой терапии улучшается трофика тканей — повышается обмен веществ и ферментативная деятельность органов и тканей; активируются защитные функции, усиливается сопротивляемость организма инфекции, увеличивается активность клеток (полибластов и макрофагов) ретикулоэндотелиальной системы и нормализуется лейкоцитоз, возрастает количество НЬ и эритроцитов, замедляется РОЭ, стимулируется образование агглютининов (Е. С. Шулюмова, П. Ф. Симбирцев).

Тканевые имплантаты обладают некоторой видовой и органоидной специфичностью, вследствие чего перестройка общей реактивности организма животного бывает неодинаковой. Например, имплантация ткани гетерогенного семенника снижает кровяное давление у подопытного животного, а имплантация гетерогенного кусочка кожи кровяного давления не изменяет (Улович).

Исчезновение в имплантированной ткани продуктов протеолитического расщепления — факторов протеолиза — сопровождается замедлением процессов регенерации у реципиента, что служит основанием для повторных имплантаций.

Тканевая терапия наиболее эффективна при заболеваниях с явлениями гиперемии, так как имплантированный кусочек ткани оказывает десенсибилизирующее действие, рефлекторно вызывая в организме повышение тормозных процессов в центральной нервной системе.

Тканевая терапия противопоказана при остро гнойных закрытых и открытых воспалительных процессах с омертвением тканей и выделением большого количества гноя, а также при хронических процессах с мощным напластованием рубцовой склерозированной соединительной ткани.



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2341;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.