Эвристические знания
Одним из основных методов представления знаний в CLIPS являются правила. Правила используются для представления эвристик или эмпирических правил, определяющих действия, которые необходимо выполнить в случае возникновения некоторой ситуации. Разработчик экспертной системы создает набор правил, которые, работая вместе, решают поставленную задачу. Правила состоят из предпосылок и следствия. Предпосылки называются также ЕСЛИ-частью правила или LHS правила (left-hand side). Следствие называются ТО-частью правила или RHS правила (right-hand side).
Предпосылки правила представляют собой набор условий (или условных элементов), которые должны удовлетвориться, для того чтобы правило выполнилось. Предпосылки правил удовлетворяются в зависимости от наличия или отсутствия некоторых заданных фактов в списке фактов или некоторых созданных объектов, являющихся экземплярами классов, определенных пользователем. Один из наиболее распространенных типов условных выражений в CLIPS — образцы (patterns). Образцы состоят из набора ограничений, которые используются для определения того, удовлетворяет ли некоторый факт или объект условному элементу. Другими словами, образец задает некоторую маску для фактов или объектов. Процесс сопоставления образцов фактам или объектам называется сопоставлением образцов (pattern-matching). CLIPS предоставляет механизм, называемый механизмом логического вывода (inference engine), который автоматически сопоставляет образцы с текущим списком фактов и определенными объектами и ищет правила, которые применимы в настоящий момент.
Следствие правила представляется набором некоторых действий, которые нужно выполнить, в случае если правило применимо к текущей ситуации. Таким образом, действия, заданные в следствии правила, выполняются по команде механизма логического вывода, если все предпосылки правила удовлетворены. В случае, если в данный момент применимо более одного правила, механизм логического вывода использует текущую стратегию разрешения конфликтов (conflict resolution strategy), которая определяет, какое именно правило будет выполнено. После этого CLIPS выполняет действия, описанные вследствие выбранного правила (которые могут оказать влияние на список применимых правил), и приступает к выбору следующего правила. Этот процесс продолжается до тех пор, пока список применимых правил не опустеет.
В большинстве случаев правила CLIPS можно представить в виде операторов if-then, используемых в процедурных языках программирования, например, таких как Ada или С. Однако условные выражения if-then в процедурных языках проверяются только тогда, когда поток управления программы непосредственно попадает на данное выражение путем последовательного перебора выражений и операторов, составляющих программу. В CLIPS, в отличие от этого, механизм логического вывода создает и постоянно модифицирует список правил, условия которых в данный момент удовлетворены. Эти правила запускаются на выполнение механизмом логического вывода. С этой стороны правила похожи на обработчики сообщений, присутствующие в таких языках, как, например, Ada или Smalltalk.
Процедурные знания
Помимо эвристической, CLIPS поддерживает и процедурную парадигму представления знаний, используемую в большинстве языков программирования. Конструкторы deffunction и defgeneric позволяют пользователю определять новые выполняемые конструкции непосредственно в среде CLIPS, возвращающие некоторые значения или выполняющие какие-то полезные действия. Вызов этих новых функций ничем не отличается от вызова встроенных функций CLIPS. Обработчики сообщений позволяют пользователю определять поведение объектов, с помощью задания той или иной реакции на сообщения. Функции, родовые функции и обработчики сообщений представляют собой отрезки кода, заданного пользователем и выполняемого, в случае необходимости, интерпретатором CLIPS. Кроме того, механизм модулей (конструктор defmodule, см. гл. 12) позволяет разбивать базу знаний CLIPS на отдельные смысловые части.
Функции
Конструктор deffunction позволяет создавать новые функции непосредственно в CLIPS. Более ранние версии CLIPS позволяли использовать только внешние пользовательские функции, написанные на каком-нибудь языке программирования (чаще всего Си) и присоединенные к среде CLIPS.
Тело функции, определенной с помощью конструктора deffunction, представляет собой последовательность действий, подобную используемой в правой части правил. Заданные пользователем действия выполняются при вызове соответствующей функции. Значение, возвращаемое функцией, является результатом вычисления последнего действия. Подробно тема функций освящена в гл. 7.
Родовые функции
Родовые функции, так же как и обычные функции, могут быть созданы непосредственно в CLIPS. Способ вызова таких функций также ничем не отличается от способа вызова обычных функций. Однако родовые функции гораздо мощнее обычных, т. к. они способны перегружаться. Благодаря механизму перегрузки родовая функция может выполнять различные действия в зависимости от типа и числа аргументов. Обычно родовая функция состоит из нескольких компонентов, называемых методами. Каждый метод содержит различный набор аргументов родовой функции.
Например, можно перегрузить системную функцию + (арифметическое сложение) для выполнения операции конкатенации двух строк. Однако после этого функция + все еще сможет выполнять арифметическое сложение. В данном примере у родовой функции + существует два метода: первый метод явно определен пользователем для конкатенации двух строк, второй представляет собой неявный вызов стандартной функции, выполняющей арифметическое сложение. Значение, возвращенное родовой функцией, является значением, полученным в результате вычисления последнего действия в применяемом методе.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 316;