Последний этап борьбы Греции с Македонией за свою независимость 14 глава
162) Обычно Ливий работал одновременно с 3–4 авторами, служившими для него источниками. Греческие источники он переводил свободно, латинские – придерживаясь своего стиля.
163) Так, в эпизоде о Цинцинате Ливий ссылается сразу на несколько источников. «Посланные нашли, – говорит он, – Цинцината в поле, по одним свидетельствам, в то время, как он копал ров и стоял, нагнувшись над лопатой, по другим – за сохой; но во всяком случае за сельской работой, это достоверно» (III.26). В другом месте он говорит: «Бедствия начались голодом, потому ли, что год был неурожайный, или потому, что увлечения народными собраниями и городской жизнью заставили покинуть земледелие. Ссылаются на обе причины» (IV.12). Ливий приводит чужие мнения, дело читателя выбирать между ними (XXXVI.6, 7, 27; XXIX.25).
164) По свидетельству некоторых, Сагунт пал через 8 месяцев, считая с начала осады (XXI.15).
165) Liv., XLII.30.
166) На это обратил внимание Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В полемике с народниками он писал, что в основе греческой и римской истории лежала борьба классов, это не могло быть неизвестно Марксу и Энгельсу в конце 40-х гг. уже просто потому, что это известно было ещё греческим и римским писателям. «Почитайте Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля, почитайте римских историков, даже хотя бы Т. Ливия, который в описании событий слишком часто переносится, впрочем, на «субъективную» точку зрения, – и у каждого из них вы увидите твёрдое убеждение в том, что экономические отношения и вызываемая ими борьба классов служили основанием внутренней истории тогдашних обществ» (стр. 127).
167) Р. G. Walsh. Указ. соч., стр. 271, сл.
168) Каждому крупному событию у Ливия предшествуют предзнаменования. Так, когда Фламиний был избран консулом и стал приносить жертву богам, раненый телец, – отмечает Ливий, – вырвался из рук священнослужителей и обрызгал своей кровью многих из присутствующих. Это означало предзнаменование больших несчастий для государства (XXI.63). Ливий рассказывает о том, как в тревожную зиму при нашествии Ганнибала в Пицене шёл каменный дождь, в Галлии волк выхватил у караула меч из ножен и унёс его; в храм Юноны влетел ворон и сел как раз на ложе богини. Ливий говорит, что два дня шёл кровавый дождь на площади Согласия; недалеко от Сицилии поднялся из моря новый остров, которого раньше не было (XXXIX.56); или: в Реате родился ребенок с пятью ногами (XXX.2); в Кампании заговорил бык (XLI.21).
169) Liv., V.21.
170) Речи служат Ливию для самых разнообразных целей; или для характеристики политических группировок (например, речь Ганнона), или для характеристики политических деятелей (напр., речь Ганнибала во время похода через Альпы). Через речь исторических деятелей Ливий высказывает своё собственное понимание событий, их причинный характер.
Речи носят условный характер, в большинстве случаев мало индивидуальны, часто не соответствуют ни обстановке, в которой они произносятся, ни характеру того, кто их произносит: напр., древние римляне произносят речи на изысканном литературном языке, произносят длиннейшие речи в минуты самого глубокого душевного волнения (I.58).
171) Примером такой картины может быть переход Ганнибала через Альпы. «На рассвете лагерь был снят, и войско лениво двинулось вперед по дороге, на всём протяжении занесённой снегом, – у всех на лицах лежал отпечаток тоски и уныния. Тогда Ганнибал, опередив знамёна, велел воинам остановиться на горном выступе, откуда можно было обозревать широкое и далёкое пространство, и показал им Италию и расстилавшуюся у подножья Альп равнину По. «Теперь вы переходите, – сказал он им, – стены не Италии только, но и Рима. Отныне всё пойдёт как по ровному, отлогому склону; одна или много две битвы отдадут в наши руки и нашу власть Кремль и столицу Италии» (XXI.35).
172) Среди лучших портретных характеристик Ливию принадлежит характеристика Ганнибала. «Часто его видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал среди воинов, стоящих на карауле или в пикете. Одеждой он не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и в пехоте он далеко оставлял за собой остальных; первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле» (XXI.4).
173) Р. G. Walsh. Указ. соч., стр. 109.
174) Liv., XXXI.1; см. Я. Тодоров. Указ. соч., стр. 125.
175) См. Polyb., 22–40.
+ В книге «проблемы» – HF.
176) Liv., ΧΧΧIΙΙ.32; XXXIV.48–50.
177) Там же, XXXI.32; XL.25; XLII.5.
178) Там же, XXXIX.24.
179) Там же, XXVIII.5.
180) Там же, XXXIX.4.
181) Там же, XXVIII.5.
182) Nissen. Указ. соч., стр. 13.
183) Там же. Указ. соч., стр. 29.
184) Там же, стр. 21–22; Я. Тодоров. Указ. соч., стр., 127.
185) Nissen, стр. 27.
186) Там же, стр. 30–31.
187) По отношению к первым годам воины Ливий широко использовал монографию Целия Антипатра. К концу III декады он опирался на поздних анналистов.
188) Wаlsh. Указ. соч., стр. 271–287.
189) Nissen. Указ. соч., стр. 55.
190) Там же, стр. 85–109.
191) Nissen. Указ. соч., стр. 122–123.
192) Там же, стр. 132–139.
193) Там же, стр. 238–239.
194) Там же, стр. 272–279.
195) Это особенно можно убедительно видеть при параллельном анализе двух текстов. Например, возьмём описание приготовления Персея к войне: Polyb. XXVII.4. Liv. XLII.5.
После переговоров с римлянами Персей обратился к городам эллинов с письмами, в которых защищал всяческими доводами своё дело и излагал те речи, какие были произнесены обеими сторонами, частью в надежде доказать правоту своих действий, частью из желания выведать настроение отдельных народов. Ко всем вообще государствам он отправил письмоносцев с письмами, только на Родос отрядил ещё и послов, Антенора и Филиппа. Занятый мыслями о войне, задуманной ещё при жизни отца, Персей старался привлечь к себе не только все племена, но и отдельные общины Греции: с этой целью он отправлял повсюду посольства и больше сулил, чем оказывал услугу; тем не менее многих он успел склонить на свою сторону.
Сравн. также Polyb., XXVII.6, 8; Liv., XLII.48, 56.
196) Так, в речи самнитского вождя Ливий разоблачает вероломство римской политики: «Вы заключили с нами мир, чтобы мы вернули вам пленные легионы, этот мир вы делаете не действительным и всегда свой обман вы прикрываете каким-то подобием права» (IX.11). Иногда, даже вопреки хвалебным отзывам Полибия, Ливий порицает римлян.
197) С. Nep. Att., 16.
198) Ответы Аттика Цицерону не дошли до нас. Не лишено вероятности мнение о том, что после смерти своего друга он потребовал и уничтожил эти свои письма. См. Коллинз Л. (Цицерон в изложении Лукаса Коллинза. СПб., 1876, стр. 12).
199) Остальная переписка Цицерона имеет значение дополнения или комментария к письмам к Аттику. См. Ардашев П. Н. Переписка Цицерона как источник для истории Юлия Цезаря. М., 1890, стр. 29–30.
200) Цицерон. Письма, т. 1, п. LXIV, §2, стр. 159.
201) Там же, п. LXXXII, § 3, стр. 183.
202) Письма Цицерона, т. 1, п. XXX, XI, § 34, стр. 102.
203) Там же, п. IX, § 27, стр. 99.
204) Там же, п. LIII, т. II, §4, стр. 141.
205) Там же, т. 1, п. CL, § 3, стр. 300.
206) Там же, п. XVII, § 2, стр. 333.
207) Там же, т. 1. п. XXX, II, § 7, стр. 91.
208) Там же, п. XXX, VII, § 21, стр. 97.
209) Там же, п. III, § 11, стр. 93; п. V, § 16, стр. 95.
210) См. Lex iniuriáe, против Верреса, II, 3, 211.
211) И. М. Нахов. Цицерон и греческая культура, в кн. «Цицерон». Сборник статей, Μ., 1959, стр. 89.
212) Против Верреса, V.48, 127.
213) См. о назначении полководцем Гн. Помпея, 22.
214) См. Т. Фомина. Философская терминология Цицерона. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1958, стр. 4–5.
215) «Цицерон». Сб. статей, М., 1959, стр. 5–6.
216) Gell., XV.28; Сiс. att. Att. XVI.5.
217) Nep. Att., 13; Саt., 3.
218) Φ. Κ. Папазоглу. Указ. соч., стр. 20–23.
219) Julii Flori epitomae de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC, ree, Halm, Lipsiae, 1872, I, 23, 28, 30.
220) В. С. Соколов. Плиний Младший. М., 1956, стр. 45.
221) Переписка Плиния с Траяном состоит из 121 писем. Из них Плинием написано 71, Траяном ответных писем – 51.
222) Особенно много данных имеется в IV разделе писем, в котором рассматриваются, наряду с другими вопросами, вопросы административно-политические, судебно-правовые, финансовые, религиозные и др.
223) В. С. Соколов. Указ. соч., стр. 285.
224) О. И. Севастьянова. Аппиан и его «Римская история». ВДИ, № 2, 1955, стр. 255. Аппиан как исторический источник, степень его зависимости от Полибия, Ливия, Диодора выясняется в интересной книге итальянского учёного П. Мелони (Рierо Meloni. Jl valore storico e le fonti del libro macedonico di Appiano, 1955.
225) Аппиан. Римская история. Введение, § 11.
226) Art. Rosenberg. Указ. соч., стр. 205.
227) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 673; т. XXIII, стр. 15.
228) См. Appiani Historia Romana, et. Viereck Roos et Mendelssonh, Lipsiae, 1939, Мае. frgm. 1–4, 7–9, 11–12, 16.
229) P. Meloni. Указ. соч., стр. 25.
230) Р. Meloni. Указ. соч., стр. 118.
231) Там же, стр. 48.
232) Там же, стр. 52–54. При таком дополняющем друг друга изложении этих двух историков становится более ясной истинная картина назревавшего римско-македонского конфликта. Этот конфликт можно должным образом понять, только имея два дополняющих друг друга текста – полибианский и текст Аппиана.
233) П. Мелони делает параллельное сопоставление текста Аппиана с Ливием и Диодором. Их сходство он объясняет общим использованием Полибия (см. Meloni, р. 55).
234) Р. Meloni, Указ. соч., стр. 103, 115.
235) Там же, стр. 78.
236) Там же, стр. 57–58.
237) Там же, стр. 32.
238) Там же, стр. 162.
239) К числу таких историков П. Мелони относит Стратона и Посейдона (Meloni. Указ. соч., стр. 224).
240) С. Suetоni. Tranquilli opera, De vita Caesarum. rec. ihm Lipsae, 1927.
241) Luciani opera rec. Nilèn et Jacobits, Lipsiae, 1913–1921, Alex. 6, Lucuis, 34.
242) Pausaniae Graeciae descriptio, ed. Spjro, Lipsiae, 1905, VII.10.6–7.
243) Ο. Ο. Крюгер. Арриан и его труд «Поход Александра». См. книгу «Арриан. Поход Александра». АН СССР, 1962, стр. 14.
244) Акад. В. В. Струве. Предисловие к книге «Арриан. Поход Александра», стр. 3.
245) Μüller К. Jtineraria Romana, Stuttgart, 1916.
246) Novum testamentum, curavit Eb. Nestle, Stuttgart, 1933.
247) См. Ф. К. Папазоглу. Гераклея и Пелагония. Жива Антика, 4 (1954), 308 сл.
248) Mansi, t. VI, стр. 759–761, 838, 847,939–943; Binius, concilia Generalia et provincialia, t. II, стр. 13.
249) См. R. Е., III, 2373.
250) Φ. Κ. Πапазоглу. Указ. соч., стр. 28–30.
251) Кессон указывает, что Стефану Византийскому было известно 70 македонских городов. См. Кессон. Указ. соч., стр. 81.
252) Гиераклов синекдом содержит хронологически последовательный список македонских городов. У него Македония разделена на две провинции: Первая Македония имела 32 города, Вторая Македония 8 городов.
Глава вторая.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1445;