Последний этап борьбы Греции с Македонией за свою независимость 9 глава


33) Е. Ф. Плотникова. Указ. соч., стр. 334.

34) С. И. Архангельский. Указ. соч., стр. 338.

35) С. В. Ешевский. Указ. соч., стр. 199.

36) Там же, стр. 202.

37) С. И. Архангельский. Указ. соч., стр. 339.

38) Е. Ф. Плотникова. Указ. соч., стр. 209–241, 253, 290.

39) В. Г. Васильевский. Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка. СПб., 1869.

40) Из 33 лет научной и общественной деятельности проф. Ф. Г. Мищенко 15 лет связаны с работой в Казанском университете. Здесь он стал заслуженным, ординарным профессором и членом-корреспондентом Академии наук. Окончив в 1870 г. Киевский университет, Мищенко через четыре года написал магистерскую диссертацию „Отношение трагедий Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах”, в которой особенно отчётливо ощущается влияние на него идей Чернышевского. В 1880 г. Мищенко напечатал докторскую диссертацию „Опыт по истории рационализма в Древней Греции, рационализм Фукидида в истории Пелопоннесской войны”, которую блестяще защитил в следующем 1881 г. В июле 1884 г. он вынужден был покинуть Киевский университет в связи с реакционным университетским уставом 1884 г. Эта вынужденная отставка длилась 5 лет, пока в 1889 г, он не был назначен ординарным профессором Казанского университета по кафедре классической филологии. О его научной деятельности см. А. С. Шофман. „Изучение античной истории в Казанском университете”. 1956, стр. 20–25.

41) См. „Федерация этолян и ахеян” (по поводу работы Дюбуа „Союз Этолянский и Ахейский”, 1885).

42) Ф. Мищенко. Федеративная Эллада и Полибий. М., 1890, стр. 17–18.

43) Там же, стр. XXXVI.

44) Ю. А. Кулаковский. Надел ветеранов землёй и военные поселения в Римской империи. Киев, 1881. Организация разработки рудников в Римской империи. Киевские университетские известия, № 11, 1882; Л. Ю. Куль. Провинциальные собрания у римлян. Их организация и функции в век принципата. Харьков, 1898.

45) И. И. Толстой. Памяти Ф. Ф. Соколова. СПб., 1909, стр. 4.

46) ЖМНП, 1879, ноябрь.

47) С. А. Жебелёв. Ф. Ф. Соколов (1841–1909). СПб., 1909, стр. 24–25.

48) Ф. Ф. Соколов. Труды, 1910, стр. 243–259.

49) Среди них были: Антигон Гонат, договор Филиппа с Ганнибалом, Книдская надпись об Антигоне Гонате, Косская надпись об Антигоне, Халимнская надпись об Антигоне Гонате, Аморгосская надпись об Антигоне Досоне, Антигон Досон и Кария (см. С. А. Жебелёв. Ф. Ф. Соколов (1841–1909), СПб., 1909, стр. 27–28).

50) С. Жебелёв. Из истории Афин (229–31 г.), 1898; Ахаика в области древностей провинции Ахайи. СПб., 1903.

51) С. Жебелёв. Первый год второй македонской войны. ЖМНП, 1894, № 11–12, стр. 103–144. Эта статья написана по поводу неточностей, допущенных Ливием в пересказе этих событий. Путём глубокого анализа и тщательного сравнения рассказа Ливия и фрагментов Полибия автор исправляет многие неточности и несоответствия, встречающиеся в рассказе Ливия.

52) ЖМНП, январь, 1905.

53) ЖМНП, апрель, № 4, 1906, отд. V, стр. 174–210.

54) Моммзен был членом умеренного либерального „немецкого общества” и активным участником политической жизни. С 1873 по 1882 г. он являлся членом рейхстага и проводил националистические и шовинистические идеи немецкой буржуазии. Во время франко-прусской войны писал статьи, направленные против французов, требовал бомбардировки Парижа и настаивал на исключительном праве германцев на Рейн (см. Ю. Кулаковский. Памяти Моммзена, ЖМНП, 1901, № 1). Это не помешало Моммзену после войны требовать от французского правительства выплаты пенсии за написанную им по заказу Наполеона III работу „Юлий Цезарь”.

О политических и исторических взглядах Моммзена см. в следующих работах: Ю. Кулаковский. Теодор Моммзен. ЖМНП, № 1, 1901; Ростовцев М. Теодор Моммзен, „Мир Божий”, № 2, 1903; Хвостов М. Теодор Моммзен. «Научное слово», № 1, 1904; С. Bardt. Theodor Mommsen, Berlin, 1903; Wucher Аlbert, Theodor Mommsen. Geschichtsctreibung und Politik. Berlin-Frankfurt, 1956; Alfred Heuss, Theodor Mommsen und das 19. Jahrhundert Kiel, Hirt, 1956.

55) Нельзя не согласиться с замечаниями М. И. Ростовцева о том, что Моммзен „относился к деятелям прошлого как к живым современникам. Хула и хвала – обычный его приём, едкая ирония и сарказм – обычное его орудие. Кажется, что не только Фабиев, Цицеронов, Помпеев и Цезарей видит перед собой Моммзен, но и деятелей современного ему мира в Германии” (М. Ростовцев. Теодор Моммзен. "Мир Божий", № 2, 1903, стр. 9).

56) Т. Моммзен. История Рима, т. 1, стр. 736–737.

57) Там же, стр. 659–660.

58) Т. Моммзен. История Рима, т. I, стр. 660.

59) Т. Mommsen. Antik. Münzen, S. 406.

60) Lenormann. La Monn. dans l'ant. II, p. 290.

61) Изображение на монетах Фламинина головы самого полководца – почесть, совершенно несовместимая с древнеримскими республиканскими духом и нравами. См. Шерцль Р. Римское монетное дело. Харьков, 1893, стр. 199.

62) Т. Моммзен. История Рима, т. II, стр. 51–52. В другом месте Моммзен указывает, что римляне серьёзно желали освобождения Греции и что грандиозно задуманный план привёл к сооружению столь жалкого здания только потому, что эллинская нация дошла до полного нравственного и политического разложения (том I, стр. 680).

63) Т. Моммзен. История Рима, т. II, стр. 52.

64) Г. Буасье. Цицерон и его друзья. 1880, стр. 1; ср. А. А. Захаров. Очерк изучения римской истории во второй половине XIX и начале XX вв. Приложение к книге Г. Ферреро „Величие и падение Рима”, т. V, 1925. В этой работе автор утверждает, что разработка римской истории после смерти Нибура является в значительной степени результатом деятельности одного человека – Теодора Моммзена (стр. 315). С Моммзена начинается эпоха реакционного направления в римской историографии Запада. Как активные последователи Т. Моммзена, так и их противники продолжали и углубляли реакционные идеи в исторической науке. Это было неразрывно связно с тем, что капитализм уже завершил своё прогрессивное развитие и перешёл к стадии загнивания и упадка. Усиление реакционности буржуазного общества нашло своё отражение и в области исторической науки.

65) Г. Буасье. Римская религия от Августа до Антонимов. М., 1878, стр. 121.

66) Г. Буасье. Картины древнеримской жизни. СПб., 1896, стр. 12, 19, 22.

67) Г. Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. М. 1878, стр. 127.

68) Н. Niesе. Geschichte der griechischen und makedonischen Staaten seit der Schlacht bei Chaeronea, 3 Teil, Gotha, 1903.

69) Там же, т. II, стр. 359–360, 461.

70) Там же, т. III, стр. 10.

71) Там же, т. III, стр. 182.

72) См. В. И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 17; т. 20, стр. 129, 179–180; т. 31, стр. 263.

73) В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 137 (примечание).

74) М. Rostovtzeff. The social-economic History of the Hellenistic World, I–III, 1941.

75) См. рецензию на эту книгу А. Б. Рановича. „Исторический журнал”, № 12, стр. 92–99.

76) М. Rostovtzeff. Указ. соч., стр. 72–73.

77) Там же, стр. 52, 70–71.

78) Там же, стр. 51, 52, 70, 608.

79) В. Тарн. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, см. Рецензию Крушкол. ВДИ, № 4, 1949, стр. 103–106.

80) Там же, стр. 21–22.

81) См. предисловие в книге С. И. Ковалёва, стр. 7.

82) Tarn W. Alexander the Great, I–II, Cambr., 1948.

83) The Cambridge Ancient history, vol. VI, p. 423.

84) Там же, стр. 424.

85) Ch. А. Rоbinsоn. Alexander the Great, the Meeting of East and West in World Government and Brotherhood, N. S. 1947, p. 252.

86) A. J. Toynbee. Hellenism, The History of a civilisation. London, 1959. По собственному утверждению автора, идеи этой книги вынашивались им около полувека. Ещё в юношеские годы, в 1911 г., он предпринял путешествие пешком по тем странам, где возник и развивался эллинизм. В частности, он был на Балканах, в Македонии. В 1914 г. по заданию профессора Джильберта Меррея Арн. Дж. Тойнби собирался написать книгу по эллинизму. Новый вариант этой книги был им написан в 1951 г. во время каникул в Швейцарии. Наконец, последний вариант, тот, который издан в данной книге, написан во время предпринятого автором и его женой Вероникой Тойнби кругосветного путешествия в 1956–1957 гг.; тогда автор воочию увидел места завоеваний Александра Македонского (Arn. Toynbee. Указ. соч., стр. VII–IX).

В отличие от установившегося в науке понятия эллинизма, Тойнби считает эллинизм цивилизацией, которая существовала с конца второго тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Она впервые появилась на берегах Эгейского моря, но затем распространилась на берега Чёрного и Средиземного морей, а потом на восток в Центральную Азию и Индию и на запад вплоть до Атлантического берега Северной Африки и Европы. Тойнби предлагает не путать эллинизм с понятием "греческое", так как эллинизм значительно шире всего, что связано с греками, греческим языком и греческой культурой. Сопоставляя эллинизм с другими цивилизациями, он считает его „одной из великих религий”, оказавшей большое влияние на другие мировые религии (там же, стр. 3–18, 243–253).

Такое определение эллинизма, его роли в историческом развитии человечества связано с общей концепцией Тойнби, изложенной в его десятитомном труде «Исследование истории» (А study of history 10 v. Lon., 1934–1954). Согласно этой концепции вся история человечества представляет собой смену различных „цивилизаций”, переживавших периоды возникновения, расцвета и упадка. Самым ценным в каждой цивилизации, с его точки зрения, является религия. Все цивилизации, пишет Тойнби, „посеяны единым сеятелем в надежде на единую жатву”. Отрицая поступательный характер общественного развития, Тойнби создает культ „творческих личностей”, которым приписывает способность создавать цивилизации и двигать их вперед.

См. Э. А. Араб-Оглы. Философия истории Арнольда Дж. Тойнби. Вопросы философии, № 4, 1955, стр. 113–121; Е. А. Косминский. Реакционная историософия Арнольда Тойнби. В кн. „Против фальсификации истории”. М., 1959, стр. 67–139. К. Б. Виноградов. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Издательство Ленинградского университета, 1959, стр. 65–67.

87) Arn. Toynbee. Указ. соч., стр. 117.

88) Там же, стр. 126.

89) М. Holleaux. Rome, la Gréce et les monarchies hellenistiques. 1928, III–IV.

90) М. Holleaux. Указ. соч., стр. 30–46.

91) Там же, стр. 119–125.

92) Там же, стр. 123–124.

93) Там же, стр. 125.

94) Там же, стр. 139, 142, 219.

95) Там же, стр. 304–305.

96) Там же, стр. 93.

97) Там же, стр. 333.

98) Там же, стр. 334.

99) П. Н. Тарков. О взглядах М. Олло на международные отношения в Средиземноморье на рубеже III–II вв. до н. э. ВДИ, № 3, 1946, стр. 252.

100) Там же, стр. 256.

101) М. Holleaux. Указ. соч., стр. 334.

102) Arn. Toynbee. Указ. соч., стр. 117.

103) Arn. Toynbee. Указ. соч., стр. 118.

104) Там же, стр. 120.

105) Э. А. Араб-Оглы. Философия истории Арнольда Дж. Тойнби. Вопросы философии, № 4, 1955, стр. 115.

106) Bettingen Walter. König Antigonos Doson von Makedonien (229–220), Weide, 1912.

107) Heiland Paul. Untersuchungen zur geschichte des Königs Perseus von Makedonien (179–189), Jena, 1913.

108) Tarn. Antigon Gonat, 1913.

109) Fellmann. Antigonas Gonatas, Königer der Makedonien und die griechischen Staaten, 1933.

110) F. W. Walbank. Philip V of Macedon, 1940.

111) М. Piraino. Antigono Dosone re di Macedonia, 1954; Р. Meloni, Perseo e la fine della monarchia Macedonia, 1954.

112) Athen., VI.251.

113) W. Bellingen. Указ. соч., стр. 50–51.

114) Philip V of Macedon. F. W. Wаlbank. Cambridge, 1940, стр. 1.

115) F. W. Wаlbank. Указ. соч., стр. 23.

116) Там же.

117) Там же, стр. 64.

118) Там же, стр. 65.

119) Там же, стр. 66–67.

120) F. W. Walbank. Указ. соч., стр. 69–78.

121) Там же, стр. 102–107.

122) Там же, стр. 128–129.

123) Там же, стр. 223–224, 248–255.

124) Там же, стр. 259–261.

125) Там же, стр. 265–267.

126) П. Н. Тарков. Рецензия на книгу Уолбенка. ВДИ. № 4, 1947 стр. 97–101.

127) Р. Melоni. Указ. соч., стр. 70, 72.

128) Ф. К. Папазоглу. Указ. соч., стр. 12.

129) Жива Антика, т. 2, 1952. стр. 1–5.

130) Из сборника радова САИ XXXVI – византолошки институт САИ, кн. 2, 1953, стр. 7–24.

131) Жива Антика, т. 2, 1954, стр. 1–38.

132) Ф. К. Папазоглу. Указ. соч., стр. 40.

133) Там же, стр. 58–64.

134) Историjа народа Jugocлaвиje, 1953.

135) Там же, стр. 30–56.

136) Жива Антика, т. 2, 1954, стр. 411–416.

137) Янко Тодоров. Историята на древни Македония у Тита Ливия. Известия на българското историческо дружество, кн. XIX–XX, София, 1944, стр. 125–141.

138) Н. А. Машкин. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. АН СССР, М.-Л., 1949; А. В. Мишулин. О римском провинциальном управлении в Испании. ВДИ, № 1, 1949; Т. Д. Златковская. Мёзия в I–II вв. н. э. АН СССР, М.; 1951; Е. И. Петлажан. Кризис рабовладельческого строя и революционное движение эксплуатируемых масс в восточной части Римской империи в последней трети IV в. (364–325). Автореферат кандидатской диссертации. Одесса, 1953; П. И. Вейнберг. Образование провинции Азии. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1954; Н. М. Елизарова. Провинциальная политика Рима в период империи Юлия Цезаря. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1954; Ю. Колосовская. Дакия в период кризиса III в. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1955; И. Кругликова. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1956; Г. М. Лившиц. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. (К проблеме социально-экономического строя римских провинций). Минск, 1957.

139) П. Н. Тарков. Греко-эллинистический мир и Рим на рубеже III–II вв. до н. э. 1946 г. (рукопись). Работа до сих пор не опубликована.

140) П. Н. Тарков. К истории международных отношений в античном мире. ВДИ, № 2, 1950, стр. 35.

141) К этим статьям относятся: „Эллинизм и его социально-экономические основы (Вопросы истории, № 2, 1945, стр. 99–116); Положение зависимых крестьян в эллинистической Малой Азии” (ВДИ, № 2, 1947, стр. 28–40); „Александр Македонский и греческие города Малой Азии” (ВДИ, № 4, 1947, стр. 57–64).

142) А. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. 1950.

143) А. Ранович. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. 1949, стр. 216–240.

144) О. Кудрявцев. Эллинские провинции Балканского полуострова во втором веке нашей эры. М., 1954, стр. 289–342.

145) ВДИ, № 2, 1957, стр. 69–84.

146) Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, стр. 6–10.

147) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 125.

148) Этот вывод Энгельс делает в статье „Вынужденная эмиграция. Кошут и Мадзини. Вопрос об эмигрантах. – Избирательные подкупы в Англии. – Господин Кобден”. См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр. 278.

149) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 605–606.

 

 

Глава первая.

Источники

§ 1. Археологические памятники

Начатое во второй половине XIX в. французскими археологами и русскими учёными археологического института в Константинополе археологическое изучение Македонии создало возможности для обнародования многих археологических памятников эллинистического и римского периода. Французский археолог Heuzey ещё в 70-х гг. начал систематически исследовать и раскапывать ряд македонских пунктов и опубликовал свои результаты. Как хороший знаток римской провинциальной административной системы и её юридических институтов, он сумел использовать археологические данные для решения некоторых вопросов этой проблемы. Другой французский учёный Perdrizet – в конце XIX в. собрал много археологического материала по Восточной Македонии. В это же время также обогатили науку о Македонии вещественными памятниками археологические изыскания и экскурсии на Балканах русских учёных. Русские учёные проводили эту работу совместно с учёными балканских стран. В конце XIX и начале XX вв. учёные балканских стран стали вести в Македонии археологические раскопки самостоятельно. Среди них следует отметить греческих историков и археологов: Папагеоргиу, археологически исследовавшего Солунь, Пападокиса, изучавшего в этом направлении горномакедонские области, Керамопулоса, занимавшегося исследованием древнемакедонского населения и их культуры. Из болгарских учёных Г. Кацаров археологически исследовал Мориховскую область. Несколько позднее успешно продолжал свои глубокие изыскания по археологии и эпиграфике Македонии югославский учёный Н. Вулич.1)

В 30-х гг. XX в. большие археологические исследования проводились в Филиппах и Стоби. В Филиппах, под руководством французских учёных Колляра и Лапалю, велись расколки форума римской колонии и византийской базилики.2) Были найдены портик, длинный бассейн, большие мраморные плиты с латинскими надписями;3) на северо-восточном конце города обнаружен большой храм.4) В 1935 г. исследовались также рынок, театр и большая терраса, возвышавшаяся над форумом.5) В южном квартале города ещё в 1934 г. Фейель открыл термы, относящиеся ко второму веку нашей эры.6)

В 1934–1935 гг. Лемерль продолжал исследование базилики. Он нашёл остатки гимназии, вероятно, относящейся к эпохе Антонинов, остатки древнего рынка;7) обнаружены остатки древнего акрополя.8) Кроме того, в те годы в Филиппах продолжались дополнительные археологические исследования, которые также давали интересные результаты. Богатый материал о раскопках Филипп обнародовали в своих работах Колляр и Лемерле.

Солидные раскопки велись и в Стоби – македонских Помпеях.9) На развалины этого города, занесённые песком, ещё во второй половине XIX в., обратили внимание, независимо друг от друга, немецкий учёный Ган (Hahn) и французский учёный Л. Хозе (L. Heuzey). Они высказывали мысль, что развалины представляют собой остатки города, который в исторических источниках именовался как Стоби, что вызвало в научном мире огромный интерес. До начала XX в. систематические раскопки на этом месте были невозможны: оно входило в территории турецких владений.

После первой мировой войны, оставившей много опустошений и развалин, удалось раскрыть первый архитектурный объект этого города. Он представлял собой большую монастырскую церковь эллинского типа, которую немцы откопали под селом Паликура на так называемом месте «монастырище». Раскопки велись без всякого специального руководства. Несколько позднее раскопки второй большой церкви между гробницами были произведены под научным руководством датского архитектора Ф. Кришен (F. Krischen). Затем к этой работе привлекались и местные археологи. Однако вскоре эти археологические исследования были прекращены из-за отсутствия средств.

В июне 1924 г. народный музей в Белграде приступил к систематическим раскопкам и изучению этого важнейшего археологического центра. С этого времени до 1941 г. здесь систематически работали известные югославские археологи и архитекторы, а из других стран участвовали проф. Р. Эгер (R. Egger) из Вены и архитектор Е. Дурбе (Е. Durbe) из Копенгагена.

Раскопки были начаты под руководством университетского профессора, доктора Болдуина Сария из Любляны и директора народного музея в Белграде д-ра Владимира Петковича.

Первый объект, открытый в 1924 г. проф. Б. Сария в юго-западной части города, оказался античным театром; его впоследствии описал архитектор Е. Дурбе, вторично посетивший Стоби в 1934 г.; он и сделал подробные чертежи и планы.

С 1925 г. начинается систематическая работа по раскопкам базилик, часть которых уже раньше раскопал Ф. Кришен. Для участия в раскопках из Вены был приглашен профессор Рудольф Эгер; он откопал самые неизвестные+ части базилики. Работу эту продолжил Б. Сария. В первой половине 30 гг. в дальнейших раскопках принимали участие Владимир Петкович, археолог Мано-Зиси, архитектор Дж. Бошкович, проф. М. Д. Джурни и др.

Эти и другие учёные полностью завершили открытие базилики, раскопали западные городские ворота, улицу с колоннадами, площадь, потом часть улицы, которая спускалась от площади в центр города, где находились базилики, две бани, два фонтана и несколько частных домов. В 1941 г. Зиси с Петровичем откопали вблизи базилик епископскую резиденцию.

В археологическом отношении Стоби полностью не изучен. Предстоит ещё большая работа, предстоят новые раскопки.

Проводились археологические раскопки и в других македонских городах. Так, греческий археолог профессор Керамопулос совместно с Бакалакисом открыл в Восточной Македонии несколько античных городов и большое число городских стен, сделанных без извести. Он же нашёл ряд горных македонских крепостей.10) В городе Канале Бакалакис обнаружил остатки храма, посвящённого местной богине, и различные археологические материалы, подтверждающие правильность той давно уже высказанной гипотезы, что Кавала находится на месте древнего города Неаполиса.

Продолжались археологические исследования в Салониках, где археологи обнаружили лишь объекты, относящиеся к поздним историческим периодам.11) В Олинфе профессор Робинсон в трёх милях от города проводил раскопки античного порта.12) В Амфиполе археологи извлекли из земли гигантскую мраморную статую льва.13)

Богатый эпиграфический и археологический материал, открытый в 40-х гг. в Солуни и Беройе, опубликовали греческие учёные (Калиполитис Лизаридис, Андроникос и др.). Интересные археологические памятники извлекли в самых северных областях Восточной Македонии болгарские археологи) (Дечев, Димитров).14) Накопили большой и важный археологический материал югославские учёные.

В охридском музее, наряду с другими археологическими материалами, собраны изображения македоно-эллинистических властителей: Филиппа II и его сына, Кассандра, Деметрия Полиоркета, Селевка, Антигона Гоната, Персея и др.

В современном Охриде археологи обнаружили в 50-х гг. XX в. многие античные памятники римской эпохи, керамику, золотые, серебряные, бронзовые и железные вещи, изображения македонских государственных деятелей, фрагменты латинских и греческих надписей (церковь Св. Варвара+).

Много памятников дорийской и римской эпохи найдено за Охридом, в области Охриды и Струга, во время второй мировой войны. Среди них мраморная женская статуя, фрагменты из украшений римской бани, различная керамика, надгробная надпись, которая, помимо греческих имён, имеет одно иллирийское имя (Dasos) и много варваризованных форм греческого языка.

Немало археологических и эпиграфических памятников дала науке Линкестида. В окрестностях Гераклеи обнаружены, наряду с греческими скульптурами, изображения македонских царей: Аминты, Александра Македонского и др., много терракот-статуэток эллинистического периода, греческие надписи (село Олевени), много керамики. Большой археологический материал этих мест хранится в Битольском музее.

Богаты памятниками греко-римского времени и окрестности Прилепа. За последние годы там найдено большое количество серебряных изображений различных эллинистических государственных деятелей. В настоящее время в Скопльском музее имеется более двухсот таких изображений, из которых 131 относятся к Александру Македонскому.

В 1953 г. в древнем гор. Стуберры (около совр. Чепигово), сыгравшем известную роль в третьей македонской войне, кроме материалов римской эпохи, открыты две греческие надписи, на которых изображены руководители г. Деуриопаса. Особый интерес представляет группа бронзовых статуэток, откопанных около Прилепа – Бучина.15) Античных памятников в этой местности очень много; извлечение их из земли продолжается.

В Скопльском музее, являющемся сосредоточием античных памятников, собраны и результаты археологических раскопок Демир-Капиjа+ (древн. Stenae), вокруг которого в древности имели свои поселения иллирийцы. Здесь открыты многочисленные памятники дорийской и римской эпохи. Наиболее важными из них являются греческие краснофигурные вазы классического аттического стиля с мифологическими сюжетами, золотые вещицы, фрагменты бронзовых вещей, сходных с вещами из Требениште-Горенци, изображения Александра Македонского, римских императоров, греческие и латинские надписи. Археологический отдел Скопльского музея всё время пополняется систематическими находками памятников античного времени, особенно римской эпохи; их находят в разных местах окрестностей г. Скопле.

Большой археологический материал, относящийся к раннехристианскому, позднеантичному и византийскому времени, раскопан в Стоби-Градско.16) Из римского времени здесь найдены изображения эпохи Флавиев с портретами Веспасиана, Домициана, представителей династий Антонинов и Северов.

Всё это обилие археологических памятников пока ещё не систематизировано, о многих из них нет публикаций. Они сосредоточены, главным образом, в краеведческих музеях Битоли, Прилепа, Скопле и Охрида.

Вызывает сожаление, что ничего ещё не опубликовано о Стуберре, хотя прошло почти десять лет со времён последних раскопок. Ничего нет о Демир-Капиjа, мало печатных материалов о раскопках в Стоби.

В настоящее время усилия учёных балканских стран сосредоточены, в основном, на публикации новых эпиграфических памятников, относящихся преимущественно к римской эпохе. Эти памятники опровергают распространённое представление о том, что Македония в римский период играла незначительную роль. Они являются важным дополнением к античным литературным источникам и дают основания полнее представить македонскую историю в эллинистическое и римское время.

 

§ 2. Надписи

Македония эллинистического и римского времени довольно богата эпиграфическими памятниками. Большое количество македонских надписей относится, главным образом, к периоду ранней империи. В большинстве своём – это надгробные памятники. Но есть надписи, которые имеют названия мест, городов, свидетельствуют об их административном устройстве и социально-экономическом положении. Доказательством этого может служить такой первоклассный эпиграфический источник, как список дельфийских теородохов, характеризующий устройство и развитие городской жизни в Македонии с начала II в. до н. э. и до времени проникновения римлян в эту страну. В дельфийском списке мы находим не только имена самих полисов, но и указания относительно их самоуправления. Список показывает, что до нашествия римлян система городского управления в Македонии имела достаточное развитие.

Македонские надписи изучаемого периода сначала собирались случайно путешественниками. Так, ещё в 60-х гг. XIX в. во время своего путешествия учёный Ган собрал некоторые надписи. Большое количество нового эпиграфического материала из Стримонской и Пангейской областей использовал в своих статьях и заметках Perdrizet; он добыл их в 90-х гг. XIX в. во время своих путешествий по Македонии.17)

В 70 гг. охридский македонец Димица обратил особое внимание на изучение македонских памятников, преимущественно эпиграфических. В области эпиграфического изучения истории Македонии ему бесспорно принадлежит большая заслуга. Димица всю свою жизнь посвятил изучению древностей родной земли. Результатом его долголетних усилий явились два солидных тома, в которых он на основе текстов и личных исследований местности обработал македонскую географию и сборник надписей и других памятников Македонии. В них эпиграфический материал расположен по областям и снабжён комментариями о городах, к которым относятся археологические изыскания. Это был в своём роде единственный комментированный сборник надписей всей Македонии.18)

Димица не был ни археологом, ни эпиграфистом в настоящем смысле слова. Не всегда точна его транскрипция надписей, взятых из других изданий. Но его труд, несмотря на эти недостатки, является очень полезным.19)

В 80-х гг. архимандрит Антонин издал две части описания своего путешествия по Румелии, в котором содержались и списанные автором в разных местах древнегреческие надписи о провинциальной Македонии.20) Большинство этих надписей было известно уже из других источников, тем не менее они, собранные вместе, являются важным источником по македонской истории разных эпох, интереснейшими эпиграфическими памятниками Македонии для ознакомления с некоторыми македонскими городами (Фессалоника, Эдессы, Битоли), а также для выяснения положения страны под римским владычеством.21)

В конце XIX и начале XX вв. некоторые работы по изучению эпиграфических памятников осуществлялись Кубичеком, Тодтом, Гейером и французскими археологами.22) В это же время предпринятые русским археологическим институтом в Константинополе экспедиции в Македонии в составе директора Ф. И. Успенского, бывшего профессора высшей школы в Софии Милюкова, русского консула в Битоли А. А. Ростковского обнаружили, наряду с другими материалами, интересные важные памятники по греко-римскому периоду Македонии. Некоторые копии с надписей участники экспедиции доставили местным учёным.

Экспедиция исследовала в археологическом отношении Салоники с окрестностями, Водену, Веррию, Битоль, Прилеп, Охриду, Преспу и Скопле. Наибольшее количество неизданного эпиграфического материала дали Веррия, Битоль и Водена. Из них наиболее интересны надписи Веррии. Найденные македонские надписи римского времени были обработаны и изданы М. И. Ростовцевым.23) Большая часть собранных надписей принадлежит римскому времени, некоторые – позднеримской эпохе. Много надписей надгробных.24)

В 1914 г. русский археолог А. С. Башкиров, будучи в Солуни, снял копии с 30 надписей, находившихся в то время на улицах города, на стенах домов и вблизи солунского военного госпиталя. Издание этих надписей А. С. Башкиров предоставил Н. И. Новосадскому.25) Некоторые из них уже давно лежали в городе, на них никто не обращал внимания; другие были привезены в Солунь сравнительно недавно.26)



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1489;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.