Александр Александрович Блок


 

А.А.Блок (1880—1921) — крупнейший поэт-символист млад­шего поколения. Главная тема его поэзии — Родина, древняя, современная и будущая, та, чей лик, подобно лику Незнакомки, скрыт «за темною вуалью». Поэт вслушивался в «музыку револю­ции», пытаясь угадать ход истории: «Если мы только выправимся после этого потопа, нам предстоит перенестись на крыльях в эпо­ху великого возрождения, происходящего под знаком мужествен­ности и воли...» («Записные книжки», 1915).

Под этим же знаком Блок представлял воспитание детей, ко­торым предстоит войти «во все более тесное общение с наро­дом», столкнуться «с так называемым невежеством, темнотой, цинизмом, жестокостью и т.п.». Детям нужно учиться технике, ибо «...нельзя забывать о том, что наш век — '"век железный" и что всякая сентиментальность по отношению к детям в наше вре­мя есть великий грех, потому что может развить в них бездеятель­ность, апатичность, неприспособленность к жизни, следователь­но, сделать из них несчастных безвольных людей», — так звучит педагогическая заповедь Блока в тех же «Записных книжках».

Обратиться к вопросам воспитания поэту пришлось в связи с завязавшимся спором о жестокости в народной сказке. Блок вы­ступил в защиту подлинной народности, против фальсификато­ров, которые отфильтровывали из народной сказки все. что ли­шает ее спокойной благостности. По мнению поэта, они наноси­ли большой вред и сказке, и детям. Блок подчеркивал глубинные корни жестокости в сказках, порожденных не индивидуалисти­ческим, а всенародным творчеством. Нужно открывать детям гла­за на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.

«Сочинять» будущий поэт начал лет с пяти-семи. Литератур­но-речевым играм весьма способствовала домашняя обстановка: его бабушка, мать и две тети (по линии Бекетовых) занимались переводами. Немало научно-познавательных и художественных про­изведений, обогативших русскую детско-подростковую литерату­ру, переведены или переделаны ими: Я.Брэм, Ч.Дарвин, Г. Би-чер-Стоу, Ч.Диккенс, В.Скотт, Б.Гарт, Жорж Санд, В.Гюго, Ж. Берн, Р.Л.Стивенсон, Г. Р.Хаггард и др. Для маленького Алек­сандра писали стихи и сказки. Мать его Александра Андреевна публиковала собственные стихи для детей. Ее сестра Мария Анд­реевна изучала детскую литературу; в частности, она познакоми­ла русских читателей с биографией Андерсена.

Из поэтов выше других мальчик пенил Жуковского, и в целом его развитие совершалось в традициях литературы XIX века. Ба­бушка и дед (известный ученый-ботаник) лично знали Гоголя, Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, и рассказы о них часто звучали в доме. Впоследствии Блок считал удачей, что он избежал влияния декадентства в ранние годы и сохранил «любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении». О детстве, проведенном в «благоуханной глуши маленькой усадь­бы», он вспомнит в поэме «Возмездие» (1910— 1921).

Детским увлечением Блока была «журналистика». Из собствен­ных сочинений, фотографий, вырезок, рисунков, шарад, ребу­сов, загадок и т.п. составлял он маленькие книжечки и журналы.

Самым солидным оказался журнал «Вестник»1. Дело было по­ставлено на широкую ногу. «Редактор-издатель — г-н А. А. Блок» набрал штат сотрудников, куда входили юные и взрослые члены семьи, а также друзья дома. Должность цензора была отдана од­ной из его теток. «Вестник» выходил ежемесячно в одном экземп­ляре, начиная с 1894 года по январь 1897-го. Сохранился комп­лект из 37 номеров с полугодовыми приложениями. Блок аккурат­но от руки писал все тексты, оформлял номера, собирал редак­ционный портфель, объяснялся с читателями, объявлял условия подписки, гонорара и т.п. (образцами ему служили настоящие журналы, вроде «Нивы»). Он явно получал удовольствие от тех­ники литературного дела. Помимо основного беллетристического отдела были и «Научный отдел», юмористические отделы, отдел «Новости», отдел ребусов, шарад и загадок. С первых номеров вы­ходит «роман» Блока, написанный под влиянием Майн Рида, — «По Америке, или В погоне за чудовищем». Приключения вооб­ще составляют заметную часть «публикаций». Кроме того, много переводов, дидактических произведений, слишком похожих на истории в детских журналах. Есть и лирические стихотворения Блока.

Детские стихи будущего поэта посвящены в основном природе. Например, «Конец весны»1:

 

Весна! Весна! Поют стрекозы.

Весна! Весна! Поют птенцы;

Уж в чистом поле там жнецы.

Кузнечики в траве стрекочут.

Как будто хочет

Пленить лягушечек в пруду!

В свою потеху,

Да не совсем-то к смеху!..

Судя по произведению, слух мальчика был уже напитан стиха­ми любимого Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова. Заметно, что подражание здесь — только часть игры словами, об­разами, ритмами, звуками. Автору нравится сочетание книжно-поэтического слова со словом разговорно-детским — «пленить ля­гушечек». «Потеха» в концовке оттенена назидательной интона­цией, подобно дидактическим стихам для детей. «Ломанный» сти­хотворный размер указывает на знакомство ребенка с театром Пет­рушки. Пробующий поэтический голос мальчик смешивает на­родную и литературную традиции, не расставаясь с собственной детской речью.

Впоследствии, рецензируя детские издания, Блок будет судить о них не только с позиции критика-взрослого, но и прибегая к памяти детства. Близость к народному творчеству и детскому ми­ровосприятию для него — два главных критерия в оценке детских изданий.

Работа Блока в детской литературе была не столько решением воспитательных задач и продолжением семейных традиций, сколь­ко поиском новых путей искусства. Еще в начале своего творчес­кого пути, в статье «Краски и слова» (1905) Блок ополчился на «школьные понятия современной литературы», прежде всего на «ярлычок "символизм"». «Ярлычкам» отвлеченного миропонима­ния он противопоставил детское видение конкретного, вопло­щенного мира: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. Детям приятно нарисовать все, что можно; а чего нельзя — того и не надо. У детей слово подчиняется рисунку, играет вторую роль.

Ласковая и яркая краска сохраняет художнику детскую вос­приимчивость, а взрослые писатели "жадно берегут в душе оста­ток чувства"».

Молодой Блок поставил детское выше взрослого, живопись — выше литературы; новый подход и поэтическому творчеству от­крывался ему во внесловесном восприятии: «Живопись учит дет­ству. Она учит смеяться над слишком глубокомысленной крити­кой. Она научает просто узнавать красное, зеленое, белое».

Подобные идеи исходили от одного из учителей творческой молодежи — живописца И. Е. Репина. Именно он был редактором студенческого сборника, в котором впервые появились стихи Блока. В «репинский кружок» входил К.И.Чуковский; надо полагать, что его известное требование к детским поэтам давать в каждой стро­ке сюжет для рисунка рождалось в общении с великим художни­ком, который и сам оформил несколько детских книг. Блок и Чуковский поддерживали добрые и уважительные отношения.

Вопрос о том, писал или нет Блок стихи для детей, решается не просто. Поэт отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, работал над вариантами, устраняя темные для наивного понимания места. До войны он сотрудничал с дет­скими журналами, в первую очередь с «Тропинкой». Опыт жур­нальных публикаций пригодился в подготовке для детского отде­ла издательства И.Д.Сытина двух сборников: «Круглый год» — для читателей младшего возраста, «Сказки» — для среднего воз­раста (оба вышли в 1913 году). Однако стихи, появлявшиеся в детских изданиях, могли быть помещены автором и в издания для взрослых.

Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного кален­даря. Открывает годовой круг стихотворение «Вербочки», впервые увидевшее свет в «Синодальном Букваре». Его сюжет связан с ве­сенним обычаем приносить в Вербную субботу огонек из церкви домой. Прозрачные, легкие, как светлая акварель, стихи переда­ют гармонию, царящую в душах детей и взрослых накануне «свя­того дня». Замыкает сборник стихотворение «Рождество», напи­санное по заказу редакции «Тропинки». Таким образом, в поэти­ческом календаре обозначены важнейшие христианские праздни­ки — Пасха и Рождество. Каждое стихотворение сборника выра­жает лирическое состояние, наиболее характерное для данного времени года. Реалистически конкретные образы и детали скла­дываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Слово «весна» звучит лишь в последней строчке, но оно подго­товлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна — время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.

В стихах «Круглого года» нет ничего символистского: их под­текст образован непосредственно наблюдаемой картиной, и толь­ко. Вместе с тем в этих стихах видны типичные для Блока приемы. Например, в стихотворении «Снег да снег» сталкиваются черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Все стихи отличаются спокойствием чувств, реализмом описаний.

Если лирический герой «Круглого года» — «дитя добра и све­та», живущее в «золотом веке», то герой сборника «Сказки» пере­живает драму перехода в «железный век».

Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами рус­ской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Болотные чертеня­та», «В голубой далекой спаленке...», «Сын и мать», «Колыбель­ная песня». Вероятно, поэт считал, что стихи трагического нака­ла, воскрешающие Древнюю Русь в современной национальной памяти, особенно нужны детям в начале «тревожных и мятежных дней». Один из сильнейших поэтических образов — Гамаюн — появился под впечатлением от эскиза живописца В.М.Васнецо­ва, разрабатывавшего древнеславянские сюжеты. «Болотные чер­тенята» были написаны под влиянием мифопоэтической прозы писателя А. М. Ремизова.

Блок не отрицал специфику детских изданий, но и не настаи­вал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы по­эзии были для него едины, поскольку тайна поэта, в его понима­нии, — в сохранении детского взгляда на мир. Цельностью миро­воззрения поэта можно объяснить тот факт, что в детских издани­ях появлялись стихотворения не только простые и ясные («Зай­чик», «Учитель» и др.), но и с очень сложными подтекстами, такие как «В голубой далекой спаленке...» и «Сусальный ангел».

Стихотворение «В голубой далекой спаленке...» связано с семей­ной драмой Блока. Оно продолжает одну из традиций русской сен­тиментально-романтической поэзии XIX века — поэтизировать дет­скую смерть. Эта тема отнюдь не была табуирована в детской лите­ратуре, а, наоборот, активно разрабатывалась на страницах дет­ских изданий. «Сусальный ангел» представляет собой образец фи­лософской лирики Блока, обращенной к читателям всех возрастов.

Незадолго до смерти Блок составляет сборник «Отроческие сти­хи», включив в него произведения, относящиеся к началу его «серь­езного писания» — к 1898 году (он вышел посмертно в 1923 году). Известнейший поэт выставил напоказ начальную инфантильность своего гения, тем самым подтвердив сказанное о себе раньше — «он весь дитя добра и света». Исходя из блоковского понимания собственного творческого пути, не только юношеские шедевры, вроде стихотворения «Я стремлюсь к роскошной воле...», но и менее совершенные произведения, с остаточной отроческой наи­вностью, являют собой факты искусства. Пример Блока имел зна­чение для утверждения наивного творчества и развития «детской» поэтики литературы.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 1056;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.