Тема 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Вопросы:

1. Цивилизация античной Греции и факторы, ее формирующие

2. Гомеровский период и древнегреческая архаика

3. Классический и эллинистический периоды

4. Специфические черты древнегреческой античности

 

Вопрос 1. Цивилизация античной Греции и факторы, ее формирующие

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврепида до Александрии / А. Боннар; пер с фр. – М. – 1995. – 671 с.; Кессиди, Ф. К проблеме греческого чуда / Ф. Кессиди // Культурология: учеб. порсоб./ под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С.501-516.

Античная культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, и в особенности культура народов Европы. Основные регионы, где возникло и развивалось античное общество, - Балканский и Аппенинский полуостров, Эгейский архипелаг, западное побережье Малой Азии, центрами античной цивилизации были государственные образования Древней Греции и Древнего Рима. «Античный (antiquus)» - древний, поэтому формально все древние цивилизации можно было бы называть так. Но европейская историография долгое время знала лишь одну – греко-римскую древность, поэтому термин «античный» является специфической характеристикой именно этих цивилизаций. Иногда этот термин понимают более узко и относят только к древнегреческой культуре. И это оправдано, так как древние римляне во многом лишь подражали греческим образцам. В данной теме, также под термином античность будет иметься в виду культура Древней Греции.

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены, которые существовали одновременно с древневосточными цивилизациями в III – II тыс. до н.э. и типологически были более близки именно к последним: это были традиционные города-государства с теократической природой власти, развитым бюрократическим аппаратом и государственной собственностью на землю. Подобный тип цивилизационных образований подробно рассмотрен в предыдущей теме. История же собственно античной цивилизации начинается в IX в. до н. э., когда на территорию ослабевшей крито-микенской цивилизации вторгаются племена воинственных дорийцев.

В истории древнегреческой культуры выделяют четыре периода: «гомеровский», начавшийся с дорийского нашествия IX в. до н. э. и длящийся до IX в. до н. э. Этот период нередко называют «темными веками», так как пришедшие протогреческие племена дорийцев, имевших весьма простую материальную и художественную культуру, безжалостно уничтожили высокоразвитую крито-микенскую цивилизацию, разрушили прекрасные дворцы, забыли письменность, утратили приемы ремесленного производства и прогрессивные навыки земледелия. Единственным достижением гомеровского периода является создание «Илиады» и «Одиссеи» - бессмертных поэм Гомера, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Второй период древнегреческой цивилизации называется архаический, начинается в VIII в. до н. э. и длится до VI в. до н. э. В этот период начинают закладываться основы древнегреческой цивилизации, это своеобразное «начало начал». Какую бы из сторон античной Греции мы бы не коснулись – от философии до архитектурных ордеров, от полисной системы до алфавита – начало каждого из культурных феноменов можно обнаружить в архаическом периоде. Важнейшими процессами периода является формирование полисной системы и колонизация.

Третий период греческой культуры называется классическим, он длится недолго, с середины V в. до н. э. по первую треть IV в. до н. э., но именно в это время античная цивилизация достигает своего апогея (наивысшей точки). С классическим периодом связан термин «греческое чудо», которым исследователи и обозначают этот невиданный цивилизационный всплеск: немногочисленный народ, за короткий период формирует, фактически, все основы европейской культуры. В этот период греки одерживают победу в Греко-персидских войнах, наивысшего расцвета достигает афинская демократия, свои произведения создают скульпторы Мирон, Пракситель и Поликлет, архитектор Фидий, драматурги Эсхил, Софокл и Эврепид, философы Сократ, Платон и Аристотель.

Четвертый, завершающий период древнегреческой культуры называется эллинистический, начинается он с завоевания Греции Александром Македонским в 334 году до н. э. (IV в. до н. э.) и длится до146 г. до н. э. (II в. до н. э.), когда греческие эллинистические государства не завоевываются Древним Римом. Основным содержанием этого периода является своеобразный культурный синкретизм, который сформировался в результате объединения античной греческой культуры и цивилизационных традиций Древнего Востока. Этот культурный синкретизм получил в науке название «эллинизм».

Более обстоятельная характеристика развития древнегреческой культуры будет дана ниже, но прежде хотелось бы обсудить ряд факторов, которые, по мнению большинства исследователей, сыграли решающую роль в формировании цивилизационной специфики Греции.

Сумму факторов, определивших специфические черты древнегреческой цивилизации, можно разделить на две группы, первую из которых составят так называемые «натуралистические параметры» - факторы естественного происхождения, а вторую группу - «социокультурные параметры». К числу первых большинство исследователей (Гегель, Кессиди, Боннар и др.) относят горы и море.

Греция – гористая страна, с бедными, неплодородными почвами, делающими занятия земледелие малоэффективным. Из всех сельскохозяйственных культур на засушливых почвах большие урожаи дают лишь оливки и виноград. Таким образом, специфика сельскохозяйственного производства заставляла дополнять аграрный труд активной торговлей, главным образом – морской. Этот же гористый рельеф, разделяющий страну на небольшие округа, создал благоприятные условия для полисной политической организации. Суть полисной системы будет рассмотрена ниже, сейчас же отметим, что древнегреческая цивилизация так и не преодолела рамки города-государства, а единым государством стала лишь в XIX веке.

Если горы разъединяют, то второй натуралистический фактор – море – объединяет. Горы породили полисный политический феномен, а море породило экономический и социокультурный феномен колонизации. Появление греческих полоний на берегах Средиземного и Черного морей, помимо огромного экономического эффекта, привило грекам чувство национальной общности. Разбросанные по миру далекие колонии помогли грекам ощутить свою принадлежность к единой ээлинской социокультурной общности – общности с единым языком, единым божественным пантеоном, одними и теми же обычаями, нравами, законами, ценностями.

К числу социокультурных параметров, формирующих специфику древнегреческой цивилизации, следует отнести, прежде всего, агональный дух и демократию. «Агональным духом (агон - греч. борьба)» исследователи называют особенность греческого национального характера, выражающуюся в стремлении к соревновательности, состязательности [18, C. 501-502]. Многие стороны жизни греков были проникнуты духом борьбы: в Греции проводились спортивные соревновании (Олимпийские игры), конкурсы драматургов и поэтов, состязания художников, ораторов, и даже конкурсы красоты. Главным судьей в этих состязаниях был народ, именно он определял победителя, которого венчали лавровым венком и удостаивали самой вожделенной для грека наградой – славой, живущей в веках. Безусловно, что столь активная реализация феномена агона была невозможна без демократической полисной организации.

А теперь рассмотрим более обстоятельно процесс формирования древнегреческой цивилизации и попытаемся определить ее специфические черты.

 

Вопрос 2. Гомеровский период и древнегреческая архаика

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. / А. Боннар; пер с фр. – М. – 1995. – 671 с.; Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегречечской культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с.; Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. – М. – 1986. – 350 с.

 

Дорийское переселение привело к временному упадку культуры. Этот период называют также темными веками, предполисным и мифологическим. Основным источником для его характеристики служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изучение поэм Гомера породило большую литературу, связанную с так называемым гомеровским вопросом, т.е. с вопросом об авторстве и времени создания поэм. Большинство ученых считают, что основной текст гомеровских поэм сложился в IX в. до н.э., а записаны они были гораздо позже; окончательной обработке и разделению на песни текст поэм подвергли александрийские ученые III-II вв. до н.э. Описанная в «Илиаде» и «Одиссее» Троянская война отражает реальные исторические события. Факт вторжения греков в Малую Азию и имена некоторых упомянутых в поэмах племен и вождей нашли подтверждение в расшифрованных документах архива хеттских царей. Крушение централизованных систем Крита и Микен привели к стремлению военных предводителей родовой аристократии превратить свою первоначальную власть во власть институализированную и наследственную. Развернулась борьба за славу, доблести и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспеваются в поэмах Гомера. В них мы видим своеобразный «кодекс чести», которым руководствуются гомеровские герои. Основная норма, в соответствии с которой дается позитивная или негативная оценка героя, - его «доблесть» («арете»). Доблесть эта – военная, она отождествляется с храбростью, воинственностью. Плод геройской доблести – честь («тиме»), имеющая не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определенными благами, почет и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды. Греки стремились к славе – признанию их воинских заслуг обществом. Третья норма гомеровского героя – стыд («айдос»). «Айдос» - наиболее оперативный механизм, который позволяет обществу оценить поступки героя сообразно их общественному значению. Таким образом, нормами гомеровского героя становятся «честь», «слава», «стыд», являющиеся одновременно и индивидуальными, и общественными [18, C. 509-511]. Они тесным образом связаны с нормами родового строя. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание; боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, должен и может рационально строить с ними отношения. Гомеровская эпоха демонстрирует агональность (состязательность) как норму культуротворчества.

Следующий архаический период (VIII – VI вв. до н. э.) – это период наиболее интенсивного развития античного общества, характеризующийся дальнейшим развитием процесса имущественного и социального расслоения, ростом обмена и торговли, образованием классового общества и государства, обострением социальной борьбы. В это время проходила Великая греческая колонизация. По мнению Фукидида и Геродота, вывод колоний за пределы собственной территории был для многих греческих общин средством сравнительно мирного разрешения социальных противоречий. Выделяют три основных направления колонизации: западное, самое мощное: Сицилия, Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией; северо-восточное – на побережье Черного моря; южное и юго-восточное – самое слабое, так как здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев. Основные причины колонизации: недостаток земли в связи с увеличением населения и концентрация земель в руках знати; необходимость новых источников сырья; поиск новых рынков сбыта для сельскохозяйственной продукции и ремесла; потребность в металле, который отсутствовал в Греции; стремление греков поставить под контроль торговые пути; политическая борьба, которая вынуждала потерпевших поражение искать удачи в колониях [4, C. 118-119].

Именно в этот период определились специфические особенности цивилизации античного типа. К ним можно отнести классическое рабство, систему денежного обращения и рынок, что было свидетельством рациональной экономики и формирование полисного строя. Честь, храбрость, верность слову, готовность защитить себя и своих близких, стремление считать интересы полиса выше собственных имущественных или семейных интересов составляли основу полисного мировоззрения.

Полис появился в Греции около VI в. до н.э.. Полис – это город-государство, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Следовательно, полис имел определенную территорию, был самостоятельным государством с определенной системой органов власти и управления, внутренней и внешней политикой, экономическим и культурным центром. По формам правления различались демократические, олигархические, тиранические и др. полисы. Так, Афины были демократическим полисом. Фивы, Фессалия, Спарта – олигархическим, Коринф – аристократическим.

Полис имел постоянное население, небольшое по численности, избыточное население выводилось из полиса в процессе колонизации. В состав населения полиса входили полноправные граждане (коренные жители), неграждане (метеки), прибывшие из других греческих городов, рабы. Каждый полис являлся определенной формой общности людей, объединявший лишь полноправных свободных граждан (гражданской общиной). Экономической основой полиса была двуединая форма собственности. С одной стороны – общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства полиса, с другой – индивидуальная частная собственность каждого гражданина. Собственником земли в полисе мог быть только полноправный гражданин. Вне зависимости от формы правления, существовавшей в полисе, члены гражданской общины обладали правами на участие в его политической жизни. Вместе с тем, члены гражданской общины были обязаны участвовать в полисном ополчении, защищать землю и население от внешних врагов. Особый вклад в формирование афинской полисной системы внес Солон, ставший в 594 году до н. э. архонтом (высшим должностным лицом) и проведший ряд реформ, положивших начало цензовой демократии.

Граждане афинского полиса имели права и обязанности. К основным правам можно отнести возможность владения землей и движимым имуществом, получение экономической помощи государства; право на решение дел своего полиса, участие в Народном собрании, Совете, выборных органах; право на свободу и личную независимость; на ношение оружия и службу в ополчении, наличие места в фаланге тяжеловооруженных гоплитов; право защиты своего дела перед судом и на защиту и покровительство афинских законов; право на участие в общественных праздниках; на вступление в законный брак; на почитание и защиту отечественных богов. В обязанности афинских граждан входило бережное отношение к своему имуществу и необходимость трудиться на своем участке, оказание помощи полису всеми средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защита его от врагов с оружием в руках, повиновение законам и избранным властям, активное участие в общественной жизни и почитание отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имевший земельный участок и обладавший известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

В афинском полисе высшая власть принадлежала Народному собранию (экклесии). Его полномочия были достаточно широки – принимать государственные законы; утверждать объявление войны и заключение мира; вести переговоры с другими государствами и ратифицировать договоры с ними; избирать должностных лиц; обсуждать отчеты выборных лиц после их годичного управления; обсуждать и утверждать полисный бюджет; решать дела по продовольственному снабжению города; осуществлять контроль за сдачей в аренду полисного имущества, земель, рудников; утверждать наиболее крупные завещания; принимать решения об остракизме, т.е. изгнании любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй; осуществлять тщательный контроль за воспитанием юношей. Народное собрание решало вопросы организации празднеств и театральных представлений, проблему раздачи денег малоимущим гражданам, организации общественных работ. В греческих полисах было провозглашено равенство всех граждан перед законом. Таким образом, город-государство – полис выступал социальным гарантом своих граждан. Чувство патриотизма к полису – нравственная ценность гражданина. Полис был высшей ценностью для греков, они испытывали гордость за принадлежность к нему, существование человека вне полиса было невозможно. Защита полиса была высшим долгом гражданина, идеей гражданского долга и гражданского служения. Наряду с приоритетом общественных интересов над личными ценилась личная свобода, обладание правами, уважение к закону. Необходимо отметить приоритет традиций, почитание прошлого, обычаев, богов; личную свободу граждан и единство гражданского коллектива. Таким образом, сложился особый тип личности – свободной, преданной полису. Организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей в различные периоды исторического развития Греции: Гомер и Гесиод, Солон и Перикл, Софокл и Эсхил, Еврипид и Аристофан, Архилох и Анакреонт, Алкей и Сафо, Геродот, Фукидид и Ксенофонт, Фалес и Сократ, Фидий и Пракситель и их было очень много.

Греки никогда не отделяли власти религии от власти государства. Народное собрание, заседание сената и ареопага (высший орган судебной и политической власти в Афинах) открывались жертвоприношениями. Вначале своих речей ораторы взывали к богам-покровителям. Именно в период архаики завершается формирование древнегреческого пантеона богов. Боги в Элладе не зооморфны, как в Египте, а антропоморфны, т.е. уподоблены человеку, наделены человеческими свойствами. Боги Эллады – это те же люди, им присущи радость, гнев, страдание, печаль. Живут они на горе Олимп. В отличие от людей они бессмертны, в их жилах течет бесцветная кровь – ихор, питаются они нектаром и амбросией. Несмотря на то, что боги были всесильны, они, как люди, не были свободны от бедствий – над миром царит неизбежная судьба, распоряжающаяся участью и человека, и богов. Судьба, рок, неотвратимость и неизбежность («ананке») властвует над всем миром. Но люди не знают заранее, что написано в книге судеб и действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, его жизнь неизбежно превратится в трагедию.

В космогонических мифах греки считали, что первоначально существовал Хаос – зияющее пустое пространство, породившее Гею, Эреба, Эроса, Тартар, Никту. Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны: Океан, Кей, Крий, Гиперион, Япет, Крон и титаниды: Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тетия, которых Уран заключил в глубокую пропасть под землю. Титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (время) воцарился над миром. Но ему не удалось избежать борьбы со своими детьми, в результате победу одержал его младший сын Зевс. Он и стал верховным богом, а его жена Гера – владычецей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату – Аиду – подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, которого сопровождали девять муз: муза истории – Клио, лирической поэзии – Евтерпа, комедии – Талия, трагедии – Мельпомена, танца – Терпсихора, любовной, эротической поэзии – Эрато, пантомимы – Полигимния, астрономии – Урания, эпической поэзии и науки – Каллиопа. Афродита была богиней красоты, Гефест – богом огня и кузнечного мастерства, богом войны был Арес, богиней мудрости – Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле и т.д. Это были общегреческие боги. Кроме них в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. У каждой гражданской общины были свои боги-покровители, которым покланялись в храмах. Вход в храм был доступен только гражданам. Каждый полис имел и свое сословие жрецов. Между жрецами двух различных городов не было никакой связи, никаких отношений. В Греции не было не только замкнутой касты жрецов, как в Египте, но и прочно организованного жреческого сословия. Большая часть жрецов выбиралась по жребию сроком на один год. В некоторых городах места жрецов продавались государством желающим приобрести их гражданам, которые, в свою очередь, их перепродавали или переуступали как личную собственность. Жрецы только отправляли религиозные культы, этому они обучались перед вступлением в должность. Их компетенция ограничивалась рамками храма. Над всеми ними не существовало никакой иной высшей власти, кроме власти народа.

Кроме мифологии, другой формой мировоззрения, прославившей античную Грецию, была философия, которая также появляется в архаический период. Стремление к истолкованию мифа, отсутствие замкнутой касты жрецов способствовало возникновению этой формы мировоззрения. Основой развития античной философии стало обобщение зачатков научных знаний, наблюдение за явлениями природы, анализ фактов и событий в общественной жизни своей страны, анализ достижений человеческой мысли народов Древнего Востока. Философия архаики очень близка к физике, поэтому получила название натурфилософии. Мудрецы (философ – греч. «любитель мудрости»), творившие в это время – Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид – основное внимание уделяли проблемам природы, Космоса, бытия, первоначалам мира.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, которые устраивались греками в честь некоторых богов, именно в них ярче всего проявился агональный дух древнегреческой нации. В честь Аполлона – Пифийские игры, в честь Посейдона – Истмийские, но самыми значительными из них были Олимпийские игры в честь Зевса. Знатные аристократы состязались в силе, ловкости, упорстве. Победа в этих состязаниях приносила славу. Постепенно в греческом обществе утвердилась идея о победе как высшей ценности, которая прославляла победителя, приносила ему почет и уважение в обще6стве.

В архаический период появилась новая система письменности. Греки заимствовали семитский (финикийский) алфавит, усовершенствовали его, добавив несколько знаков для обозначения гласных, что привело к появлению алфавитного письма. Теперь стало возможно зафиксировать литературное творчество не только бессмертных эпических поэм Гомера, Гесиода, но и зарождающуюся лирическую поэзию. Внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Архаика подарила миру много замечательных поэтов, среди них: Архилох с острова Парос (VII в.до н.э.) в своих произведениях боролся с устаревшими условностями во взглядах и поступках и критиковал героический пафос гомеровской поэзии. Другой поэт с острова Теос, Анакреонт (VI в. до н.э.) был певцом дружеских пиров и любви, его лирические и изящные стихи полны радости и грусти. В творчестве поэта Алкея преобладают темы любви, застолья мужчин, политики, войны, богов и героев. У поэтессы тончайшего лирического дарования Сафо с острова Лесбоса (VII-VI вв. до н.э.), которую древние греки называли «девятой музой», преобладали любовные стихи и эпиталамы (свадебные песни). По мнению А.Ф.Лосева «индивидуальная лирика могла появиться только тогда, когда появился индивидуальный поэт, а этот последний только тогда, когда человеческая личность вообще стала осознавать себя как нечто самостоятельное, что происходило в связи с распадом первобытного стихийного коллектива… Личность, зародившаяся в период восхождения рабовладельческой формации, была бесконечно свободнее и самостоятельнее той, которую допускала родовая община».

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получили дальнейшее развитие в период классики. Начинает формироваться идеал красоты, который находит свое воплощение в статуях могучих обнаженных юношей – куросов. Создаются и задрапированные нарядными одеждами статуи девушек (кор), с загадочной архаической улыбкой, правдиво передающие облик. Греческие скульптуры ярко раскрашивались, что усиливало их выразительность и достоверность.

Подобно прекрасному телу атлета, в котором сочетались сила, стройность и спокойствие строились греческие храмы. Они возводились на возвышенностях, так чтобы их можно было видеть с любой точки долины, с соседних холмов и с моря. В эпоху архаики в VII в. до н.э. возникла система архитектурных ордеров – особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-строечной конструкции. Основные элементы конструкции четко расчленяются: постамент, колонны - несущие и антаблемент - несомые части здания. Наиболее распространенные в античном зодчестве ордера – дорический, ионический и коринфский. Отличить один ордер от другого можно по верхней части колонны – капители, на которую опирается горизонтальное перекрытие, антаблемент.

В период формирования полисной системы возникла монументальная живопись. Основными сюжетами росписей выполненных в технике фрески, служили древнегреческие мифы. Однако подлинного расцвета достигло искусство вазописи. Первоначально в вазописи господствовал геометрический стиль. С развитием торговых связей с Египтом и Малой Азией, с Месопотамией в росписях появились восточные мотивы: сфинксы, цветы лотоса, пальмовые листья, сирены. Затем вазописцы обратились к жанровым и мифологическим сценам, фантастическим образом, нанося на красный фон черные фигуры. Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н.э., краснофигурная вазопись появляется менее чем через сто лет – в VI в. до н.э. Таким образом, архаический период заложил прочную основу для расцвета культуры в классический период.

 

Вопрос 3. Классический и эллинистический периоды

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:Боннар, А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. От Еврепида до Александрии / А. Боннар; пер с фр. – М. – 1995. – 671 с.; Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. – 2006. – 560 с.; Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегречечской культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с.;

Шаму, Фр. Эллинистическая цивилизация / Фр. Шаму; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2008. – 480 с.

Хронологические рамки данного периода – V – IV вв. до н.э. Для него характерно бурное развитие греческой экономики, основой которой был труд рабов. Новая система правления демократия и ее преимущества, окончательное оформление классического рабовладения дали возможность союзу греческих городов во главе с Афинами одержать победу над персами в битвах при Марафоне (490 г.до н.э.), Саламине (480 г. до н.э.) и Платеях (479 г. до н.э.). Это было время расцвета могущества Афин. Наивысшего своего расцвета они достигли в период правления Перикла. Он, как и Солон в свое время, внес значительный вклад в развитие демократии. При нем перестал существовать имущественный ценз: любой гражданин Афин мог быть избран на любую должность. Увеличилось число магистратов, которые избирались по жребию. Греки считали жребий наиболее полным выражением демократии. Голосованием избирались только члены коллегии стратегов некоторых финансовых коллегий, где требовались специальные знания. Чтобы самые бедные жители полиса могли участвовать в политической жизни, вводилась оплата судей, членов совета пятисот и ряда магистратов.

При содействии Перикла в V в. до н.э. началась реконструкция Акрополя. В период классики греки по-прежнему считали скульптуру главной среди искусств, поэтому руководство строительными работами было поручено талантливому скульптору Фидию, создателю двух статуй Афины и статуи Зевса Олимпийского, которую древние назвали одним из семи чудес света. К архитектурным памятникам Акрополя относятся коллонада Пропилеи, служившая своеобразным порогом, переступив который эллины оказывались в мире божественного; храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, которую греки стремились навсегда оставить в городе), восстановленный Калликратом, и главный храм Афин – Парфенон (создатели Иктин и Калликрат). Это величайшее сооружение древности восхищало своей гармонией, ювелирной тонкостью мраморных капителей и орнаментов.

Совершенный мир богов и героев является основным сюжетом классической скульптуры, в которой воплотились красота, разумность, мера и гармония. Образцом для древнегреческих мастеров были работы Фидия, Поликлета. Последний создает статую «Дорифора» (Копьеносца), юноши-воина, воплощавшего идеал доблестного гражданина. Стремясь найти идеально правильные пропорции человеческого тела, Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение, которое выразил в теоретическом трактате «Канон». Излюбленным материалом Поликлета и Мирона («Дискобол») была боронза. В период поздней классики создавали свои шедевры Скопас, Пракситель, Лисипп.

Жизнь древнего грека классического периода была немыслима без театральных представлений, родившихся из праздников, в честь бога Диониса, которые продолжались пять дней. В первый день проводились шествия и жертвоприношения. Четыре дня были посвящены состязаниям трагических (три дня) и комических (один день) поэтов. На суд зрителей представлялись три автора трагедий, выступавшие с тремя трагедиями и одной сатирической драмой, и пять комедиографов, выставлявших по одной пьесе. Перикл не случайно провел в Народном собрании закон о специальной денежной помощи неимущим в размере 2 обола («теорикон»), чтобы они могли посещать театр – школу гражданства, мужества и мудрости. Таким образом, театр в Греции имел дидактическое значение.

Рассвет древнегреческого театра была связана с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. В своих трагедиях «Прометей Прикованный», «Орестея», «Семеро против Фив», «Персы» и др. Эсхил стремился осмыслить богов как ту нравственную силу, которая управляет миром по законам справедливости. Моральная ответственность за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом и возмездия – вот главные темы трагедий Эсхила. Он был автором 90 произведений, сохранилось 7. Эсхил 13 раз побеждал в состязаниях драматургов.

Софокл, как и Эсхил, верил, что боги покровительствуют афинскому государственному строю, но смысл божественного управления скрыт от смертных. В трагедиях «Эдип-царь», «Антигона», «Электра», «Аякс» и др. (всего 123 драматических произведения) в центре находится человек, который перестает быть звеном в цепи событий и впервые пытается избежать требований судьбы. Но человеческие возможности ограничены, герой Софокла не может знать, каково его будущее. Конфликт трагедий Софокла в драматичном противоборстве человека и неотвратимого рока судьбы. В божественных законах драматург видел проявление высшей справедливости. Софокл ввел третьего актера, что усилило драматическое напряжение в развитии действия; декорации; довел состав хора до 15 человек, сократив объем и роль хоровых партий. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Третий великий драматург – Еврипид появился в литературе в эпоху начавшегося кризиса греческого полиса, что сказалось на трактовке героя: впервые в античной литературе герой утрачивает цельность. У Еврипида страсть рассматривается как роковая сила, живущая в душе человека. Свою задачу драматург видел в том, чтобы понять мотивы поведения с точки зрения психологии человека. Боги в его трагедиях «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде» и др. малосимпатичны, неразборчивы в средствах. Мир у Еврипида перестал быть разумным космосом, главным мотивом поведения человека стали не нравственные ценности, а личная страсть. Драматургу понадобилось ввести многочисленные психологические детали, чтобы зрители могли понять, почему человек поступает так, а не иначе. Еврепид не был так удачлив в выступлениях на состязаниях трагиков, как Эсхил и Софокл. При жизни он одержал всего четыре победы, а пятую ему присвоили посмертно.

В отличие от трагедий, которые писались по мифологическим сюжетам и призваны были пробуждать патриотические чувства, комедии зачастую создавались на злобу дня, выполняя не только развлекательную, но информационную функцию, знакомя всех граждан полиса с текущими событиями. «Отцом комедии» древние греки называли Аристофана. В его произведениях (всего их написано 40, но до нас дошло 11: «Всадники», «Мир», «Лисистрата», «Пчелы», «Осы», «Облака» и др.) царила игра фантазии, карнавальная атмосфера, способствующая тому, что актер не был связан рамками пьесы и часто говорил от самого себя. Герои комедии носили имена исторических лиц, но не имели сходства с ними. Это были карикатурные маски, которые должны быть легко узнаваемыми. Очень часто фривольные шутки соединялись с политической сатирой, осмеивались политическая борьба и демагогия, бытовые сцены и боги, война и мир, любовь и т.д. В связи с этим комедии разрешалось смотреть только мужчинам, в то время как трагедии смотрели семьями.

В развитии философии V в. до н.э. большую роль сыграли софисты – платные учителя мудрости. Они оказывали непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян. Они разработали новый предмет обучения, который был крайне необходим в демократических Афинах – риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. У них учились не только красноречию, но и этике, и философии вообще. Известными софистами были Протагор, Горгий, Продик и др.

Воплощением эллинской мудрости в классический период был великий Сократ. Проблемы нравственного воспитания граждан стали основным предметом его философских размышлений. Он исходил из того, что каждый человек способен к добродетели, так как каждый может постичь мудрость. Сократ разработал метод диалога, который должен был вести человека к истине. Доводы разума по его замыслу, являлись высшим критерием оценки достигнутого. Сократ беседовал со всеми на разные темы, но суть была одна «борьба за истину, справедливость и нравственность, за должное в человеческих делах», но помогал тем, кто был внутренне готов к диалогу, душевно созрел, чтобы услышать, откликнуться на его мысль.

Одним из выдающихся мыслителей Греции был ученик Сократа Платон, основатель собственной философской школы в Афинах, в роще героя Академа – Академии. Подлинным бытием он объявляет «мир идей», который рождается в «мире вещей». «Идеи» («эйдосы») существуют реально, вечно, и неизменно, а мир чувственных вещей реален не более чем мир теней. Платон уделял большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности. Провозгласив примат мира идеальных сущностей над чувственным миром изменчивых, преходящих вещей, Платон утверждал, что в создании совершенного общества и в воспитании совершенного человека необходимо двигаться от универсального (общего) к индивидуальному (единичному), от идеального к реальному, от должного к сущему. Человек, постигший мир идей, не может быть духовно несовершенным.

Ученик Платона Аристотель отрицал самостоятельное существование общих «идей» и после смерти учителя покинул Академию, произнеся знаменитое «Друг мне Платон, но больший друг – истина». По мнению Арист



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 177;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.