Естествознание и его отличие от гуманитарных наук
Естествознание – наука о явлениях и законах природы. оно включает многие естественнонаучные отрасли: биологию, химию, физику, а также смежные отрасли: биохимию, физическую химию, биофизику и т.д.
Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов, основываясь на трех принципах научного познания действительности:
1. Причинность – связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение и изменение свойств объектов имеет свои основания, называемые причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Причины порождают следствия, следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее.
2. Критерий истины. Естественнонаучная истина проверяется практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами.
3. Относительность научного знания. Научное знание всегда относительно и ограничено. Цель ученого – установить границы соответствия знания действительности. Например, классическая механика описывает движение макроскопических тел, но она неприменима для микромира, в котором действуют законы квантовой механики.
К настоящему времени сложилась устойчивая традиция различения гуманитарного и естественнонаучного знания по принципиально не сводимым к общему знаменателю особенностям их методов, объектов, образцов научности. Ч. Сноу выделяет «две культуры»: естественнонаучную и гуманитарную.
Можно привести следующие аргументы в пользу обособления двух типов научного знания.
1. Объяснение — понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное. Сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.
2. Генерализация — индивидуализация. Для наук о природе характерен метод генерализирующий (выделяющий общее в вещах), для вторых — индивидуализирующий (подчеркивающий неповторимость» уникальность явления).
3. Отношение к ценностям. Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись. Но, как показало развитие событий в XX веке, и естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей.
4. Антропоцентризм. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма, т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.
5. Идеологическая нейтральность — нагруженность. Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией. Поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных социальных групп (наций, классов), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений, и гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными. Естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес, то, скорее всего, общечеловеческий.
6. Субъектно-объектное отношение. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны», отстраненно. В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают.
7. Количество — качество. Естествознание, как известно, превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело опереться на экспериментально-математические методы. Именно упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук». Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. Из гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.
8. Устойчивость — подвижность объекта. По сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 308;