Утилитаризм и прагматизм
Представители утилитаризма и прагматизма не задаются вопросом о сущности морали, их интересует, как функционирует мораль и как её можно регулировать. Мораль не является чем-то раз и навсегда данным, она меняется вместе с изменением социальных условий и интересами человека. Как направление утилитаризм сформировался в XIX веке.
Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – это направление в этике, согласно которому критерием нравственности является польза. Основатель утилитаризма Джереми (Иеремия) Бентам (1748 – 1832) полагал, что основу человеческой природы составляет стремление к удовольствию и к отсутствию страдания. С точки зрения Бентама, не существует серьёзных расхождений между моралью и политикой, а также между пользой и добродетелью, так как последствия любых действий поддаются точному учету. Удовольствие и страдание – это измеримые величины и всегда можно рассчитать необходимую пропорцию между ними, а на основании этого решить, стоит или нет предпринимать то или иное действие. Выяснить является ли нравственным или полезным поступок человека или постановление правительства можно путём тщательного исследования степени их содействия повышению количества и качества удовольствия всех людей. В своей жизни человек, как правило, руководствуется личными интересами, и, соответственно, стремится к личной пользе, поэтому в итоге общее благо складывается из суммы частных благ. Кажущееся противоречие между личным и общественным интересом может быть устранено после точного расчета необходимой меры между ними. Добродетель – это не что иное, как максимальная польза для всего общества. Отсюда и принцип полезности в общественной жизни, который нашел своё выражение в известной максиме утилитаризма «наибольшее счастье наибольшего числа людей»[229].
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в своём произведении «Утилитаризм» постарался показать, что основу утилитаризма составляет не эгоизм, а, наоборот, преодоление эгоизма. По его мнению, целью любого поступка является стремление к общему благу. Мораль предполагает «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется человечеству существование наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями»[230]. Однако путь к общей пользе лежит через обеспечение частного блага. Милль вслед за Бентамом говорит об общем благе, как о совокупности частных благ. Вполне логично, что одна из главных категорий этики – добродетель выступает в концепции Милля как средство для достижения счастья, в то время как добродетель, в качестве цели, не имеет для человека никакого значения. «Человек не имеет ни малейшего побуждения, ни малейшего желания быть добродетельным: добродетель возбуждает его желание только потому, что составляет средство получить наслаждение и, в особенности, устранить страдание»[231]. Несмотря на эгоистические мотивы человеческих поступков, Милль допускает существование своеобразных альтруистических стремлений. Бескорыстие возможно потому, что вторичные принципы поведения – такие как «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних», «не вреди», – которыми человек руководствуется в конкретной ситуации, могут быть выгодны ему, так как, ограничивая личный эгоизм, они, тем самым, подразумевают первичный принцип пользы, цель которого наибольшая сумма общего счастья.
В основе утилитаризма лежит попытка объяснить действия людей и выработать критерий оценки последствий человеческих поступков, и таким образом, прийти к эффективной системе контроля взаимодействий между людьми. С этим согласуется учение о справедливости Милля. Понятие справедливости связано с понятием права. Учитывать права других людей необходимо при совершении того или иного действия. При этом справедливость требует: будь благодарен, то есть отвечай добром на добро; будь беспристрастен, то есть отвечай как на добро, так и на зло, не взирая на лица; всем воздавай по заслугам.
В XIX веке в Америке активно развивался прагматизм (от др. греч. πραγμα, – «дело, действие») – философское направление, в основе которого лежит представление о практике как критерии истины. Прагматизм идейно связан с утилитаризмом, так как придаёт большое значение опыту и отрицает наличие общезначимых, независимых от чего-либо моральных принципов. Отличие прагматизма от утилитаризма заключается в том, что представители прагматизма отходят от эвдемонистического понимания этики. Основатель прагматизма Чарльз Пирс (1839 – 1914) предложил методологический принцип исследования, согласно которому, изучая тот или иной предмет, наблюдатель должен выяснить какие ощущения этот предмет у него вызывает и, соответственно, какую практическую пользу можно извлечь из этого. Для сторонника прагматизма важны не первопринципы, а практические выводы, которые позволяют человеку эффективно организовывать свою жизнь и деятельность.
Последователь Пирса У. Джемс активно применял методологический принцип прагматизма в этике. Рассуждая, как и утилитаристы, Джемс предположил, что в основе морали лежит проблема удовлетворения потребностей в системе отношений между людьми. При этом он отошел от принципа эвдемонизма, как основополагающего принципа морали, так как говорил о наличии нравственных идеалов, которые не имеют отношения к категориям «приятное» и «полезное». С точки зрения Джемса, ценности формируются в сознании человека. Сознание обусловлено практикой, деятельностью, таким образом, ценности находятся в непосредственной зависимости от предпочтений человека. Отрицая независимость существования ценностей, Джемс подчёркивал, что всегда есть «чувствующий человек», который переживает добро или зло, и который способен определить разницу между ними, исходя из своего опыта. Представления об объективной морали возникают только тогда, когда идёт дискуссия о добре и зле, и каждый в этом споре стремится показать, что он ближе к объективному моральному порядку, который якобы существует. Однако сама возможность дискуссии о добре и зле указывает на субъективное понимание морали.
Джемс указал на зависимость удовлетворения потребностей от взаимодействия между людьми. Желание, потребность в чём-либо выступает в качестве требования, которое в свою очередь порождает ответ или обязанность со стороны другого человека или людей. Естественно, это справедливо для каждой из сторон в рамках тех или иных отношений. Следствием этого является возникновение между людьми определенной связи, которая не менее крепка, чем та, которая будто бы основана на незыблемых моральных принципах. Другими словами, мораль – это производное от отношений, а не то, что существует изначально в качестве предустановленного принципа координирования. Поэтому универсальный принцип морали по Джемсу звучит следующим образом: «постоянное удовлетворение возможно большего числа требований»[232].
В этических представлениях ещё одного последователя Пирса Джона Дьюи (1859 – 1952) можно проследить окончательное утверждение субъективизма в отношении морали. Дьюи отверг существование общих принципов морали, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Он утверждает, что мораль формируется только тогда, когда возникает потребность разрешить конкретную ситуацию. Каждая моральная ситуация, в которую попадает тот или иной человек уникальна и поэтому поступок, который в итоге он совершит, является результатом тщательного изучения всех аспектов данной ситуации. Правильным является тот поступок, который ведет к наибольшему благу для других людей и для того, кто совершает поступок. Добро – это соответствие цели и средств для её достижения.
Отрицая наличие общих моральных представлений, Дьюи, тем не менее, говорил о наличии в обществе некоторых обобщённых представлений о целях и ценностях. Однако эти обобщенные представления, по его мнению, не являются абсолютным и гарантированным инструментом для разрешения моральной ситуации. Они всегда заново создаются и проходят проверку на применимость в каждом конкретном случае.
Сторонники прагматизма также как утилитаристы ориентированы на практическое использование этики. Именно поэтому основные категории этики для них не являются чем-то предзаданным и объективным. Нравственные ценности и категории формируются и изменяются на протяжении всей жизни человека вслед за изменяющимися предпочтениями и накоплением жизненного опыта. Этика прагматизма и утилитаризма стремится выявить общий принцип поступков наибольшего количества людей. Обнаружение этого общего принципа, согласно которому каждый стремится к удовлетворению своих потребностей и руководствуется личной выгодой, помогает организовывать взаимодействие между людьми, согласуя их требования и ожидаемые результаты.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 6005;