Социальная мобильность.
Изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места в социальной структуре называютсоциальной мобильностью.
Социальная мобильность - межгрупповая или пространственная мобильность населения, его способность (готовность) к социальным перемещениям.
Существуют основные виды социальной мобильности: межпоколенная и внутрипоколенная.
Межпоколенная мобильность предполагает изменение статусов сыновей относительно их родителей.
Внутрипоколенная мобильность- изменение статуса личности на протяжении жизни одного индивида.
По направлению перемещения различают:
- вертикальную социальную мобильность - должностной, квалификационный рост или деквалификация, переход к группе и слою с более высоким или более низким статусом,
- горизонтальную социальную мобильность - движение между социально однородными позициями и категориями населения.
Вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая. Она предполагает изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот.
Горизонтальная мобильность предполагает изменение человеком в течении жизни одного статуса на другой, на эквивалентный прежнему (водопроводчик стал плотником).
Индивидуальная мобильность- перемещение вверх, вниз или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.
Групповая мобильность- перемещение происходит коллективно.
В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоятельств, сопровождающих их с рождения.
Рассмотрим сущность маргинализации и ее социальные последствия.
Маргиналы - отдельные индивиды и общности людей, находящиеся на границах (или за пределами) социальных групп (страт) либо в процессе перехода из одной социальной страты в другую. Понятие “маргинал” используется в социологии в трех основных значениях:
1) Люди и общности, утратившие признаки той социальной группы, из которой они “выбыли”, и не приобретшие свойственных какой - либо другой группы статуса и признаков;
2) Люди и группы, стиль поведения и система ценностей которых резко отличаются от принятых и господствующих в данном обществе (оппозиционные интеллектуалы и художники, политические экстремисты, хиппи, панки и др.);
3) Отдельные люди и целые группы, находящиеся “на дне” общества - т. е. не обладающие определенной профессией, источником дохода и социальным престижем (признанием и уважением).
Более общая классификация выделяет следующие категории маргиналов:
1) Этномаргиналы - т. е. люди и общности, проживающие в чуждой им национальной среде, являющиеся национальным меньшинством в стране проживания либо дети от смешанных браков;
2) Биомаргиналы - люди и группы, здоровье которых безразлично обществу (тяжело больные, инвалиды и многие старики);
3) Социомаргиналы - находящиеся в состоянии неоконченного социального перемещения из одной социальной группы в другую, либо на границах социальных групп - в современной России к ним, например, относятся рабочие полуостановившихся предприятий, подрабатывающие торговлей, многие мелкие предприниматели;
4) Политические маргиналы - отдельные деятели, организации и группы, которых не устраивают законные (легитимные) способы ведения политической борьбы - т. е. политические радикалы, экстремисты и террористы;
5) Экономические маргиналы, т. е. бедные, имеющие уровень доходов ниже определенного социального минимума (стандарта);
6) Религиозные - т. е. люди и группы, не принадлежащие к господствующим (официально признанным) конфессиям (кришнаиты), разного рода сектанты (“Белое братство”, “Аум синрике” и др.), оппозиционеры - еретики в рамках какого - либо вероисповедания;
7) Криминальные элементы - т. е. представители т. н. уличной и организованной преступности (хотя последние во многих странах - Италия, США, Россия др. - относятся не к “низам”, а к элите общества).
При этом маргинальность сама по себе является естественным и нейтральным по своему смыслу явлением, а маргинализация - естественным процессом. Отрицательным явлением маргинальность и маргинализация становятся тогда, когда численность маргиналов превышает определенный допустимый максимум, и появляются т. н. “наследственные маргиналы” - социальные общности и группы, опустившиеся на дно общества (сельская и городская беднота в слаборазвитых странах) без перспективы повышения своего социального статуса. Угроза со стороны подобных маргинальных групп состоит в том, что они, как правило, не принимают существующий социально - экономический порядок и ценности отвергающего, выталкивающего их “на дно” общества и мстят ему. Их представители в большом числе пополняют ряды уличной преступности (знаменитые “генералы песчаных карьеров” в Бразилии 60-х - 90-х гг.), организованных криминальных группировок и мафии (сельская и городская беднота, составляющая основу итальянской “коза ностры” и активно вербуемая в состав боевых отрядов наркомафии в Колумбии), левоэкстремистских террористических организаций ((например, знаменитые группировки в Перу - маоистская “Сендеро луминосо” (сельская, в т. ч. индейская беднота) и прокубинская “Тупака Амару” (городская беднота), в течение многих лет ведущих партизанскую войну против правительств своих стран)).
4. Проблемы стратификации общества.
Совокупность статусов дала нам новое понятие социального состава населения. Однако в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль.
Неравенство - это критерий, с помощью которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других.
Социальный состав превращается в социальную стратификацию.
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых.
Стратификация - это определенным образом "ориентированный' состав населения. А ориентирует большие социальные группы неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы (сантехник - министр).
Страты - это социальный слой людей, который имеет схожие объективные показатели по 4-м шкалам стратификации.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 330;