Институционализация политической власти


Политическая власть зарождается вместе с выделением политики в самостоятельную сферу жизнедеятельности людей. Это происходит в связи с постепенным расслоением сообществ, основанных на кровно-родственных связях и равенстве, на управляющих и управляемых. Обособление управленческих функций внутри эгалитарного (от фр. egalite – равенство) общества в пользу определенной группы лидеров (вождей, старейшин, жрецов) приводит к появлению политической власти потестарного (догосударственного) характера. Управляющие, обладатели потестарной властью, еще не стоят над управляемыми. Потестарная власть в значительной мере выступает общественной обязанностью, а управляющие – «слугами общества», а не его «господами». Наиболее известной является такая политическая организация, основанная на потестарной власти, как «военная демократия». При ней еще отсутствует противостояние управляющих и управляемых. Процесс принятия управленческих решений здесь учитывает как волю властвующих (вождей и старейшин), так и волю подвластных (общинников, народного собрания).

По мере усиления противоречий между управляющими и управляемыми симметричные отношения между властвующими и подвластными сменяется отчужденными отношениями господства и подчинения. Эти отношения начинают опираться на административный аппарат принуждения и насилия. Отношения между управляющими и управляемыми начинают носить асимметричный характер, а потестарная форма власти сменяется публичной (политической).

Публичная власть – это власть, выделенная из общества, возникновение которой было связано с появлением властно-политической асимметрии и первых государств. Науке известны следующие пути появления властно-политической асимметрии: 1) военный путь, когда становление публичной власти происходит в результате возвышения и обособления института «военного вождя», его военной дружины и административного аппарата; 2) аристократический путь, при котором носителями публичной власти становятся представители родо-племенной аристократии; 3) плутократический путь, связанный с постепенным присвоением богатыми и авторитетными общинниками административной власти. В результате появления властно-асимметричных отношений между управляющими и управляемыми и формирования обособленного административного аппарата управления потестарная власть уступает место политической.

Политическую власть как средство политического управления можно рассматривать, с одной стороны, как авторитарное могущество, а с другой стороны, как авторитетное полномочие. Политическая власть как авторитарное могущество– это способность «управляющих» воздействовать на поведение «управляе­мых», используя различные его формы.

В таком понимании политическая власть часто рассматривается в качестве синонима «влияния». При этом одни ученые авторитарно-властное могущество трактуют как форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неповиновение и претендующую на более высокую вероятность повиновения. В данном случает влияние связывается или с принуждением, характеризующимся высоким уровнем оказываемого давления (от экономического, социального или политического запугивания до угрозы применить силу или же ее применения), или понуждением, т.е. угрозой нанесения серьезного урона или сурового лишения за неповиновение.

Другие ученые, рассматривая политическую власть как авторитарное могущество, придерживаются более широкой трактовки понятия влиянии: от убеждения (интеллектуальное воздействие, успешно оказываемое без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны управляющих и имеющее целью с помощью логического обоснования добиться принятия управляемыми самостоятельного решения на основе полученной информации) до умеренного давления или сделки (обещание вознаграждения или угроза наказания) и далее вплоть до крайне жесткого давления, применения силы, или принуждения (угроза сурового наказания или лишения каких-либо благ, применение силы).

Политическая власть, полагаясь только на убеждение и принуждение, не может рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность: «Штыки хороши всем, – говорил Ш. Талейран, – кроме одного, на них нельзя сидеть». Поэтому политическая власть как авторитарное могущество всегда стремится презентовать себя с другой стороны – как авторитетное полномочие.

Политическая власть как авторитетное полномочие – это возможность управляю­щих воздействовать на поведение управляемых, вытекающую из признания управляемых за управляющими права вводить нормативные установления, отдавать распоряжения и рассчитывать на подчинение. В таком понимании политическая власть также может рассматриваться как влияние, но проистекающее из добровольного повиновения управляемых управляющим. Авторитетно-властное полномочие лежит в основе авторитетно-властных отношений, которые являются субъективными, психологическими и моральными по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Источниками авторитетного полномочия власти, как считал М. Вебер, являются традиция, закон и харизматические качества политических лидеров.

Широкая неудовлетворенность функционированием системы управления может вести к упадку ее авторитетно-властного полномочия и даже к кризису политической власти. Поэтому управляющие всегда стремятся к усилению своей авторитетно-властной полномочности, с тем, чтобы уменьшить издержки, ценою которых удается добиваться повиновения управляемых, а также способствовать порядку и стабильности внутри системы.

Политическая власть обладает, с одной стороны, целым рядом универсальных свойств, к которым можно отнести: 1) асимметричнос­ть; 2) инверсионность; 3) кумулятивность; 4) экстенсивность; 5) конструктивность.

Асимметричнос­ть как свойство политической власти – это проявление, с одной стороны, неравенства политических статусов управляющих и управляемых, с другой стороны различий их прав и других ресурсов. Это свойство показывает, что политическая борьба за власть часто мотивируется не столько соображениями престижа ил иде­ями, сколько стрем­лением конкретных людей к обладанию необходимыми им правами и ресурса­ми, расширяющими их социальные возможности.

Асимметричнос­ть политической власти, порождающая отношение «доминиро­вания – подчинения», превращает ее в неравновесное явление, и в этом плане политическая власть обладает свойством инверсионности (от лат. inversion – переворачивание). Это свойство свидетельствует о том, что поло­жение управляющих (властвующих) постоянно подрывается активностью управляемых (подвласт­ных), в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные.

Политическая власть обладает также свойствами кумулятивности и экстенсивности (от лат. cumulatio – увеличение, extensivus – расширяющий), означающим, что управляющие как политические субъекты постоянно стремятся к накоплению властных ресурсов и расширению зоны своего политического влияния и контроля в обществе. Стремление управляющих обладать неограниченной властью свидетельствует о том, что их властно-политические претензии и амбиции можно ограничить только извне, со стороны управляемых.

Политическая власть обладает и таким универсальным свойством, как конструктивность (от лат. construction – сооружение), т.е. она является источником различных со­циальных преобразований. Это делает управляющих своего рода конструкторами новой социальности.



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 236;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.