Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 4 глава
Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот.
Культурной в этом случае можно считать любую человеческую деятельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».
Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.
Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом.
Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.
Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшней культурной жизни.
Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обладающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может относиться одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д.). Из сказанного следует, что социальные и культурные характеристики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на уровне отдельно взятого индивидуума.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».
Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.
Обратим внимание на соотношение социального и культурного: социальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.
«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов.
Взаимодействие субъектов как отличительная черта
В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъекгное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.
Наглядным примером такого взаимодействия является педагогическая, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции, этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её постоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Анимация как никакой другой вид педагогической практики красноречиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущность социально-культурной деятельности. Профессиональные аниматоры, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные центры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.
Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.
В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.
Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.
Понятийный аппарат предмета
В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина используются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.
Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отличие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.
Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной пракгаке, включает в себя и целый рад принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практиче-ски невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.
К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «социально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадлежит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.
Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристрастным. В результате под ценностью подразумевается относительное качество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культурного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность .
Объективна и закономерна необходимость и неизбежность существования различных схем классификации культурных ценностей.
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).
Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и искусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, пользующихся особыми формами государственной поддержки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенности владения, использования и распоряжения особо ценными объектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации.
В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным языковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого многонационального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.
В этом отношении опыт социально-культурной деятельности населения различных субъектов Российской Федерации существенно обогащается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно по этому уже начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп утверждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изучение языков становится объективной необходимостью. Для русского, проживающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рекреативной среды для себя и для других русских в ином культурном окружении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подопечных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.
Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.
А.В. Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)".
К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.
Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).
Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).
В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.
Другими словами, культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.
Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие го поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники.
В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняется тем, что в тех или иных сферах общественной практики культурное наследие как социальное явление актуализируется (проявляется) на нескольких уровнях - мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании составляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации.
Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, обладают государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.
Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценност ;й; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).
В этом важном государственном документе раскрыто емкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в области культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).
По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.
Социально-культурная деятельность рассматривается нами как родовое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют исходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «культурное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и термин «деятельность».
Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.
Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельностии»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организованный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»2. Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.
Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 207;