Правовые системы традиционного типа (обычно-правовая, индусская, мусульманская). Источники. Правовой плюрализм.
Обычное право – это исторически первое системное правовое образование, к которому – с известной долей условности – применимо понятие «правовая система». Условность его применения, по мнению Г. И. Муромцева, объясняется тем, что понятие «обычное право применяется к совокупности социальных норм, имеющих форму обычая, которые действуют не только в раннеклассовых, но и в предклассовых обществах».3
Основные характеристики обычного права:
1) Это незавершенное право или предправо, протоправо с точки зрения системности;
2) Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием;
3) Юриспруденция не известна как сфера профессиональной деятельности;
4) Нет дифференциации норм обычного права на отрасли, поэтому оно не знает различий между гражданским деликтом и уголовным преступлением;
5) Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм;
6) Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права;
7) Обычное право – право личное, а не территориальное, хотя в современный период постепенно приобретает территориальный характер;
8) Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой государственностью;
9) Обычное право – одна из форм консервации прошлого, препятствие для централизации государства в силу локальной замкнутости и противоречивости;
10) Обычное право нерукотворно, т.к. является элементом «мирового порядка»;
11) Правотворчество как таковое отсутствует;
12) Изменения вносятся посредством толкования в процессе применения его норм;
13) Обычное право носит устный характер, имеет форму мифов, пословиц, поговорок и т.д.
В правовых системах современных развитых стран обычное право составило в ряде случаев основу самостоятельных комплексов правовых норм:
- торговое право;
- международное торговое право;
- английское общее право и др.
Обычное право как система норм существует и сегодня в тех регионах, где сохранились пласты традиционных, коллективистских отношений. Это, прежде всего, Тропическая Африка, ряд районов Афганистана, Индии, Йемена, стран СНГ – бывших советских республик и некоторых регионов современной России.
Обычноправовая правовая система афро-азиатских стран имеет в своем историческом развитии три этапа:
- доколониальный;
- колониальный;
- период независимости.
Лишь в доколониальный период обычное право развивалось в чистом виде. Для этого периода характерно:
1) обычное право регулировало весь комплекс внутриобщинных отношений;
2) субъектом права являлся не индивид, а традиционная общность (патриархальная семья, родовая община и т.д.);
3) индивидуальной собственности практически нет, земля принадлежит общине;
4) брак – это договор не между брачующимися, а между семьями;
5) дух коллективизма и взаимопомощи – основа, высшая ценность;
6) спор считается безнравственным, т.к. создает угрозу семье, поэтому разрешаются, прежде всего, на основе примирения сторон;
7) судебные функции выполняют племенные вожди.
С момента установления колониальных режимов в этих странах обычное право испытывает значительное влияние европейского права. Для этого периода характерно:
1) Конфликт европейского и традиционного права разрешался с позиций права метрополии;
2) Осуществлялась систематизация обычного права в ее первичных формах (было подготовлено несколько сборников обычного права на английском и французском языках). Упорядочение обычно-правовых норм сводилось лишь к внешней обработке.
С достижением независимости в странах Тропической Африки подход к обычному праву осуществлялся по-разному.
Так в англоязычных странах проводится курс на интеграцию обычно-правовых норм путем включения их в законодательство или санкционирование многих из них. Обычное право признается здесь источником права. Его унификация и интеграция проводятся посредством как законодательства, так и судебной практики, а также судебного прецедента.
В странах – бывших французских колониях – часто проводился курс на запрет обычного права (за исключением Того, Бенина, Заира и некоторых других). Однако и здесь оно нередко продолжает действовать в силу инерции традиционного правосознания, воспринимающего европейские нормы и принципы как явление чужеродное.
Индусское право.
Это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.
Свое название индусское право получило скорее от факта применения его к индусам, чем из его исторической связи с религией. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно-кастовой системе, в том числе вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизции.1
Согласно концепции индуизма, в основе деятельности человека лежит триада:
- добродетель (дхарма);
- интерес (артха);
- удовольствие (кама).
Соответственно существуют три группы норм и три науки:
- дхармашастра;
- артхашастра;
- камашастра.
Шастры – это книги, в которых содержатся нормы поведения людей.
В дхармашастрах указывается на три источника дхармы:
- веды;
- традицию;
- обычай (Ману, II, 12).
Веды (букв. «знание») – комплекс памятников, включающих вопросы религии, философии, этики и т.д. Веды – это первооснова индусского права.
Традиция (смрити) – второй источник дхармы, сложился на базе ведических текстов. Согласно индусской доктрине – это такая традиция, которая позволяет познать мудрость и которую мудрецы вспомнили и передали людям.
Дхармашастры – это более поздние произведения, излагающие дхарму в более систематизированном виде. Собственно юридические предписания здесь начинают доминировать. Самые значительные шастры – это законы Мину, Яджнавалкья, Нарада и т.д. Последняя представляет своеобразную вершину развития древнего права Индии.
Г. И. Муромцев отмечает, что среди ученых распространено мнение, что позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная доктрина – индуизм. «Это свидетельствует о важной роли обычая, как источника индусского права».2
Черты обычного индусского права:
1) право присутствует здесь в зародышевой форме;
2) слитность с религией и моралью;
3) многозначность понятий, присущие начальному этапу становление права;
4) власть короля носит подчиненный характер;
5) закрепляется неравенство индусов перед Богом или законом.1
За свою многовековую историю индусское право претерпело существенную эволюцию. Так в XVI – XVIIв.в. (времена исламского завоевания Индии) оно было запрещено к применению в судах.
XVII – XVIIIв.в. (установление английского колониального господства) – отменяется запрет на нормы индусского права. Развитие индусского права идет под определяющим английским влиянием. К моменту независимости Индии его называли уже англо-индусским правом. Трансформация индусского права осуществлялась преимущественно с помощью судебного прецедента.
Результатом трансформации – запрет ряда традиционных институтов (напр. Института сати – самосожжения индусских вдов; дискриминации касты «неприкасаемых»).
Наряду с этим, определенная часть традиционных институтов индусского права сохранила свое действие (напр., иерархическая система каст, институт нераздельной большой семьи и т.д.).
Однако ряд вопросов по трансформации индусского и европейской (англо-саксонской) модели права остался не разрешенным. Так в деревенских судах, наряду с санкционированными государством обычаями нередко применяются несанкционированные обычаи, часто противоречащие норме закона.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 656;