Дхармашастра Ману (Законы Ману) и Артхашастра Каутильи
Целью данного занятия является изучение источников, принципов, институтов права Древней Индии на основе ее историко-правовых памятников — Законов Ману (II в.до н. э. — II в. н. э.)и Артхашастры Каутильи(I в.до н. э. — I в. н. э.).
Сравнительный анализ правовых норм ЗМ — наиболее известной из дхармашастр, сборников религиозно-нравственных и правовых предписаний, и АК — трактата об искусстве политики и управления государством служит более глубокому пониманию особенностей государственно-правового развития одной из немногих переживших века великих восточных цивилизаций, занимающей и в настоящее время особое место в мировом цивилизационном процессе. Период со II в. до н. э. по Vb. h. э. рассматривается как классическая эпоха древнеиндийской цивилизации. Это время становления наиболее характерных черт ее социальной организации, устойчивой кастовой системы, традиционной культуры.
В Индии на сегодняшний день продолжают сосуществовать и тесно взаимодействовать две сферы общественных отношений — докапиталистическая (с ее крайней религиозностью, ритуализмом, общинно-коллективистскими, кастовыми началами) и современная — капиталистическая («вестернизированная», «рационализированная»), каждая со своей системой ценностей, норм права и морали. Причем в сфере регулирования сохранившихся традиционных общественных отношений (главным образом в индийской деревне) ведущая роль и ныне отводится не правовым, а религиозно-этическим нормам, предписывающим каждому индусу неукоснительно следовать своей дхарме, религиозному долгу, тому диктуемому обычаем жизненному порядку, который принят в его местности, деревне, касте, большой семье.
Понятие дхармы многогранно, оно несет в себе элементы и религиозного, и морального, и правового содержания. В Индии вообще нет понятия, четко соответствующего западному представлению о религии как таковой. Индологи исходят из того, что ближайшим эквивалентом здесь можно считать саму дхарму (что означает «закон», «порядок») как космическое и нравственное явление, включающее в себя следование неким нормативным предписаниям: ритуальным, культовым, морально-правовым
Центральной идеей индуизма, принятой еще в древности в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, является учение о карме — вере в перевоплощение человека в зависимости от поступков, совершенных им за все прошлые жизни, и накопленных или растраченных заслуг в исполнении дхармы в земной жизни, в возможность полного освобождения человеческой души (Атманы), ее выхода из суетного, бестолкового круга перерождений (Сансары) и достижения слияния с мировым духом Абсолютом (Брахманом), т. е. с высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку.
В древнеиндийской ведической литературе карма в узком смысле этого слова имеет значение обряда, в широком смысле — деяния. С течением времени под кармой стало подразумеваться деяние, предписываемое человеку его дхармой, различной для каждой варны и ашрамы.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 208;