Преступления и наказания


При рассмотрении этого вопроса студенту надлежит первую очередь обратить особое внимание на общие принципы общие понятия Каролины, относящиеся ко всем преступлениям. Это те правовые положения, кото­рые в современных кодексах составляют так называемую общую часть.

К таким понятиям уголовного права, известным Ка­ролине, можно отнести формы вины, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответствен­ность, нормы о покушении, соучастии, которые не вы­делены в специальные разделы, а рассматриваются при­менительно к отдельным составам преступлений. Эти сведения студент может получить из анализа ст. 130, 137, 138, 146, 148, 177 и др. Выявить, каковы различия в Каролине между умышленным и неосторожным пре­ступлением, а также между преступлением и случаем (казусом), можно на основе ст. 48—50, 146 и др. При этом нужно подчеркнуть, что Каролина допускала объективное вменение, наказуемость так называемых злостных бродяг (ст. 128). '

Проблема выработки понятия формы вины (culpa) занимала в германской уголовно-правовой науке XVI в. особое место. С этой проблемой были связаны теорети­ческие разработки наиболее значимых понятий уголов­ного права, таких, как преступление, действие и без­действие, их наказуемость. Хотя ни в Каролине, ни в уголовно-правовой науке не было четкого различия меж­ду понятиями действия и бездействия, наказуемость без­действия никем не оспаривалась. В правовой теории так­же стало господствующим убеждение, которое всячески отстаивали гуманисты, что одна лишь мысль не может быть наказуема.

В соответствии с идеями итальянских юристов-кри­миналистов все преступления в Каролине классифици­ровались в зависимости от тяжести наказания. Особое место здесь занимала много вариантная квалифицирован­ная смертная казнь и различные виды членовредительс­ких телесных наказаний (урезание языка, ушей, выры­вание языка, отсечение руки и т. п.).

Форма квалифицированной смертной казни прямо связывалась с характером того или иного преступления. Она применялась, например, в виде четвертования (при измене — ст. 124), колесования (при отравлении и убийстве — ст. 30, 137), через сожжение на костре (при колдовстве и фальшивомонетничестве, неестественных половых сношениях, кражах церковного имущества — 109—111, 116, 172 и др.). Виселица грозила за поджоги отягчающими обстоятельствами (ст. 159—162). Смертной казни мечом подвергались лица за изнасилование, участие в мятежах и восстаниях, за убийство в состоянии аффекта и пр. За детоубийство женщины закапывались в землю заживо (ст. 131).

Не исключала Каролина и наказания по принципу талиона, например при лжесвидетельстве и ложном обвинении в суде. Если вследствие этого кто-либо приговаривался к смертной казни, виновный наказывался «такой же мукой, как и тот, кто понес наказание».

Анализ конкретных статей Каролины со всей очевидностью свидетельствует о том, что в основу предусмотренных ею наказаний, отличающихся исключительной жестокостью, был положен принцип устрашения. Об этом говорит хотя бы тот факт, что большинство преступлений карались квалифицированной смертной казнью. Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу. Приговоры к подобным наказаниям исполнялись публично. Изгнание и позорящие наказания, к которым относились терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни, а также конфискация имущества чаще применялись как дополнительные к основным наказаниям.

Характерной особенностью Каролины является отсутствие в ее нормах указаний на верхние и нижние пределы наказания. Она допускала «бессрочное» тюремное заключение. Например, «злонамеренных и способных на дальнейшие преступные действия» лиц предписывалось заключать в тюрьму на неопределенный срок.

Нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что, хотя в преамбуле Каролины имелось утверждение о равном правосудии для «бедных и богатых», во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность пре­ступника и потерпевшего. Так, при определении наказа­ния за кражу судья должен был учитывать не только стоимость украденного и другие обстоятельства, но «в еще большей степени (...) звание и положение лица, которое совершило кражу» (ст. 160). Согласно ст. 158 Ка­ролины знатное лицо могло быть подвергнуто за кражу не уголовному, а «гражданско-правовому наказанию». Нарушение «земского мира», которое строго каралось при прочих равных условиях, считалось вполне закон­ным для лиц, получивших дозволение императора ото­мстить за нанесенную обиду или враждующих с недру­гами своего господина.

Обстоятельства, исключающие ответственность, под­робно рассматриваются в Каролине на примере убий­ства (ст. 130—138). Так, ответственность за убийство не наступала в случае необходимой обороны, при «защите жизни, тела и имущества третьего лица» и в некоторых других случаях (ст. 139—141, 143). Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убит был нападавший «со смертельным оружием» и если подвергшийся нападению не мог уклониться от него. Ссылка на необходимую оборону исключалась при за­конном нападении (для задержания преступника) и при убийстве, совершенном после прекращения нападения, в ходе преследования нападавшего (ст. 140). Судебник предписывал проводить тщательное разбирательство каждого конкретного случая необходимой обороны, поскольку ее правомерность, исходя из принципа пре­зумпции виновности, в этой ситуации должен был до­казывать сам убийца.

Каролина предусматривает как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятель­ствам относились отсутствие умысла (неловкость, легко­мыслие и непредусмотрительность), совершение преступ­ления «в запальчивости и гневе». При краже, например, смягчающими обстоятельствами считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и, что особенно примечательно, «прямая голодная нужда» (ст. 166).

Более многочисленными являются отягчающие вину обстоятельства. К ним относятся: публичный, дерзкий, злонамеренный и кощунственный характер преступле­ния, рецидив, крупные размеры ущерба, «дурная сла­ва» преступника, совершение преступления группой лиц, против собственного господина и др.

В Каролине различаются и отдельные стадии соверше­ния преступления. Например, преступным является поку­шение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не доведенное до конца вопреки воле преступника. Наказывалось покушение так же, как и окон­ченное преступление. Студенту надлежит проанализировать в связи с этим соответствующие статьи Каролины.

Следуя учению итальянских юристов, Каролина ус­танавливала три вида пособничества: 1) помощь до со­вершения преступления; 2) на месте преступления (совиновничество); 3) после его совершения. В последнем случае различались «корыстное сообщничество» и «ук­рывательство из сострадания», влекущее более мягкое наказание.

Если классифицировать преступления по принятой в настоящее время схеме в зависимости от объекта пося­гательства, то в Каролине можно выделить следующие виды преступных деяний: против государственной влас­ти (измена, мятеж, нарушение земского мира, бунт про­тив властей— ст. 124—127 и пр.); против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступ­ника— ст. 130—138 и пр.); против собственности (под­жог, грабеж, воровство, кража, присвоение— ст. 157— 172 и пр.); против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы— ст. 105—109 и пр.); против нравственности (кровосмешение, изнасилова­ние, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружес­кой верности, сводничество, похищение женщин и де­вушек, неестественные половые сношения— ст. 116— 123 и пр.).



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 152;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.