Кардиотокография (КТГ)


Это ещё одна ненужная процедура, которая становится популярной при платных родах в России.

Роды, медикаментозно стимулированные, более болезненны, поэтому, как правило, они сопровождаются обезболиванием. Добавьте к этому клиническую атмосферу: холодный стол, яркий свет, неприятный запах, скопление незнакомых и, как правило, безразличных к Вашему страданию людей. Благодаря этому зловещему сочетанию роды попадают в категорию высокого риска.

При таких родах, когда медицинские препараты создают серьёзную угрозу угнетения жизненных центров ребёнка и способствуют гипоксии или даже асфиксии, врач обязан контролировать сердцебиение младенца почти непрерывно. Чтобы освободить его от этой рутины был придуман электронный кардиомонитор.

Кардиомонитор — это ультразвуковой прибор, основанный на принципе Допплера, он позволяет оценить изменения сердечной деятельности плода под влиянием сокращений матки (схваток). Специалист, читающий запись, может увидеть признаки возможных типичных отклонений ребёнка от нормы. Иногда в кардиомониторе существует звуковой сигнал, который сообщает об отклонении.

Наблюдение за плодом может быть как наружным, так и внутренним.

Наружное наблюдение — непрямая (наружная) КТГ. При этом, наиболее часто употребляемом типе наблюдения роженица укладывается на спину и к её животу прикрепляются два датчика. Один — это ультразвуковой преобразователь, регистрирующий удары сердца плода (он крепится в область стабильной регистрации сердечных сокращений). Второй — это тензодат-чик, реагирующий на давление и измеряющий силу и длительность сокращений матки (он крепится в области дна матки). Оба датчика соединены с компьютером, который показывает на экране или печатает значения измерений.

Монитор часто оставляется на время потуг, зрительно сигнализируя о начале и конце каждой потуги.

Иногда монитор именно в этот момент выключен, поскольку он мешает роженице сосредоточиться. В такой ситуации сердце ребёнка проверяется акушерским стетоскопом.

Внутреннее наблюдение — прямая электрокардиография плода (внутренняя КТГ). Внутреннее наблюдение применяют в таких случаях, когда врачи хотят получить более точное измерение, например, когда они подозревают состояние плода угрожающим. Это вмешательство ещё больше влияет на исход родов, так как электрод, регистрирующий удары сердца ребёнка, вводится глубоко во влагалище и закрепляется на головке малыша. Этот игольчатый спиралевидный электрод, вводимый в предлежащую часть плода, напоминает штопор, вкручиваемый в кожу ребёнка. Вторым вариантом электрода является клемма, закусывающая кожный валик головы ребёнка. Врачи считают внутреннее наблюдение возможным, когда раскрытие шейки матки составляет всего лишь 1-2 сантиметра. Околоплодный пузырь при этом просто разрывают.

Сила сокращений может быть измерена датчиком, прикреплённым на животе, либо введённым в матку специальным катетером, наполненным жидкостью (пластиковой трубкой, соединённой с системой измерения давления).

Подобно другой инвазивной (проникающей внутрь тела) медицинской технике, внутреннее наблюдение не снижает риск, а ещё больше его увеличивает. Само введение электрода несёт опасность заражения, хотя после родов предусмотрена обработка места наложения электродов спиртовым раствором. Иногда у ребёнка появляется покраснение или гнойник на месте прикрепления электрода. На этом месте может остаться шрам и лысинка на всю жизнь. Эта процедура неприятна и болезненна для малыша.

Как внутреннее, так и наружное наблюдение полностью лишает женщину возможности передвижения, превращая её из активной роженицы в пассивную, лежащую на спине пациентку.

Кроме того, говоря об УЗИ (см. Главу 2 «Беременность. Первый триместр»), мы упоминали о возможном нераспознанном риске ультразвука для ребёнка. Следовательно, кардио-мониторное наблюдение должно проводиться только женщинам с тяжёлой акушерской и сопутствующей (экстра-генитальной) патологией, входящим в группу самой высокой (III) степени риска, у которых проводятся управляемые медикаментозные роды.

Чтобы читать и правильно понимать данные кардиомонитора, требуется специалист высокой квалификации. Оказывается, что самая большая часть ненужных кесаревых происходит в результате неправильного прочтения диаграммы монитора. В роддомах США теперь пытаются решить эту проблему следующим образом. Диаграмму кардиомонитора факсом отправляют компетентному специалисту, чтобы получить его заключение. В России это маловероятно. Значит, больше вероятность неправильного диагноза.

Даже самый современный и качественный кардиомонитор часто даёт ложные данные. Иногда он неправильно работает. Часто «ненормальная» запись появляется в результате того, что роженица лежит на спине. В этом случае может быть несколько пережата её нижняя полая вена или пуповина плода, и снабжение ребёнка кровью будет затруднено. Поворот на левый бок, который разрешён даже в роддомах, часто исправляет ситуацию. Часто также причиной нарушения является периферический окситоцин, который всегда уменьшает поступление кислорода к младенцу. В этом случае снижение или прекращение окситоциновой стимуляции приводит ребёнка в норму.

 

До окончания переходной фазы родов, когда шейка матки раскроется полностью, врач должен принять решение: способен ли ребёнок пройти родовой канал. В этот критический момент кардиомонитор помогает врачу принять своё ответственное решение и потом оправдать его. Сигнализация монитора означает, что ребёнок, возможно, находится в патологическом состоянии. В таком случае вместо того, чтобы подождать изменения ситуации к лучшему, современный клинический врач зачастую просто страхуется и производит кесарево сечение. Здесь важно напомнить, что эта переходная фаза является самой тяжёлой в процессе родов. Как только начинаются потуги, даже самая уставшая или истеричная мама, как правило, успокаивается и рожает так, как надо её малышу. Её дыхание снова делается глубоким, и ребёнок получает необходимый кислород. Оказывается, чаще всего необходимо бывает лишь немного терпения, а не кесарево сечение. Как только роды переходят в стадию потуг и ребёнок начинает своё необратимое путешествие через просвет материнского таза, кесарево сечение становится невозможным и в распоряжении акушера остаются только щипцы.

Иногда медики сначала выполняют другие дорогостоящие исследования, позволяющие более точно оценить состояние ребёнка и ещё больше его ухудшить. Для проведения многих из этих исследований необходим непосредственный доступ к ребёнку, поэтому врачи вскрывают околоплодный пузырь, если он не вскрыт раньше. После этого проводят исследование крови из предлежащей части плода (головки или ягодиц) — проба Залинга — исследование рН крови ребёнка, взятой с помощью иглы. Медики могут провести оценку реакции плода на звуковой возбудитель (тест виброакустической стимуляции плода), на щипок или укол головки, исследовать амниотическую жидкость для обнаружения мекония (амниоскопия — наиболее щадящее исследование).

Электронный кардиомонитор всего лишь проверяет реакцию ребёнка на схватки. Инструмент, с помощью которого мы можем проверить реакцию ребёнка на кардиомонитор и влияние кардиомонитора на родовой процесс— это наш здравый смысл, немного сострадания и много статистики. Статистика говорит ясно: применение кардиомониторов увеличивает количество кесаревых сечений (КС) и применения щипцов, никак не влияя на процент детской и женской смертности и число детей, родившихся здоровыми.

Эта статистика говорит о необоснованности многих КС, но врач всегда может представить кардиотокограмму (КТГ), доказывающую необходимость операции в каждом конкретном случае. Наверное, поэтому имеет место следующий странный факт, получивший широкую известность среди акушеров США: в Американской коллегии акушеров и гинекологов преобладает мнение, согласно которому электронное наблюдение должно применяться только при родах высокого риска. Но те же самые врачи, которые это провозглашают, сами используют кардиомониторы на всех своих пациентках.

Вот что говорит о мониторе известный французский акушер Мишель Оден:

«Применение электронных приборов во время родов, никак не влияя на такие показатели, как число детей, родившихся живыми, и число детей, родившихся здоровыми, ведёт к значительному увеличению количества случаев кесарева сечения и наложения щипцов. Оно делает роды более трудными и опасными; большее число детей приходится спасать при помощи операций. Это значит, что пришло время готовиться к наступлению «постэлектронной эры». Это значит, что пришло время поставить новые вопросы, касающиеся влияния обстановки на процесс родов и на первый контакт матери и ребёнка».

 

Акушерские щипцы

Щипцы применяются во время трудных родов, когда необходимо, чтобы ребёнок быстрее родился на свет или когда необходимо укоротить потужной период.

Родоразрешение с помощью щипцов происходит только во 2-ом периоде родов (периоде изгнания): при патологическом состоянии ребёнка или матери, при долгосрочных родах, затянувшейся второй стадии родов (более 2 часов). При наложении щипцов используется местная анестезия, поскольку это очень болезненно для мам, хотя в экстренных случаях её могут не проводить. В момент извлечения головки щипцами обязательно производят эпизиотомию, чтобы головка меньше травмировалась.

Акушер берёт изогнутые акушерские щипцы Симпсона-Феноменова, накладывает их на боковые поверхности головки и выводит её наружу. Есть два вида этой процедуры:

полостные щипцы — когда щипцы накладываются на головку в полости таза;

выходные щипцы — когда щипцы накладываются на головку на выходе из таза.

Увеличение частоты применения щипцов ведёт к увеличению родовых повреждений у ребёнка, в том числе: повреждение лицевых нервов, повреждение глаза, гематомы, переломы костей черепа, паралич лицевых нервов, переломы шейных позвонков.

Женщине это грозит: повреждением родовых путей, разрывом мягких тканей, отрывом шейки матки, разрывом матки, образованием влагалищно-пузырного свища, травмой корешков седалищного нерва, разрывом лонного соединения.

Следовательно, это очень ответственная акушерская операция, которая должна применяться только если жизнь ребёнка или матери находится под угрозой, например, в случаях преждевременной отслойки плаценты, эклампсии и др. В большинстве же случаев применения щипцов из-за слабости родовой деятельности или гипоксии плода эти состояния можно предупредить активным поведением роженицы в родах и отказом от обезболивания и введения различных лекарственных препаратов.

 

Эпизиотомия

Эпизиотомия — это хирургический надрез входа во влагалище с помощью ножниц. Эта операция, к сожалению, стала в роддомах рутинной и производится чрезвычайно часто. В клиниках США, например, ей подвергаются девяносто процентов женщин при первых родах и пятьдесят процентов при повторных.

Эпизиотомия производится обычно в задней части входа во влагалище, на промежности. Разрез может быть центральным (срединным), т. е. направленным к заднему проходу—перинеотомия, или центрально-боковым (смещённым), т. е. направленным несколько в сторону от заднего прохода — эпизиотомия.

Хотя первый тип разреза (срединный) лучше заживает, легче зашивается, сопровождается меньшей кровопотерей, реже воспаляется и имеет более низкую вероятность инфекции, однако он создает опасность полного разрыва прямой кишки во время родов, поэтому врачи чаще применяют второй тип разреза.

 



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1731;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.