Таблицы как в книге
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п | Историческая эпоха философии | Основной философский интерес |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV— XIV вв. | Бог | |
Новое время XV— XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия
Этап | Основной философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основные идеи | Основной интерес |
Философ- ствование в вере | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь | Монотеизм |
Теоцентризм | ||
Воля как сущность личности | Креационум | |
(Августин) | Вера в Бога | |
Свобода как черта воли (а не разума) | Любовь к Богу | |
Надежда на спасение | ||
Добрая воля | ||
Гармониза- ция веры и разума | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру | Совесть |
Духовность человека | ||
Символизм | ||
(Фома Аквинский) | Философия — это введение к религии | |
Свобода человека как разумная воля движения к совер- шенству Бога |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосм Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести. |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше). |
XX век | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи). |
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм). |
Окончание табл. 9
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм). |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
Окончание табл. 10
Историчес- кая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека | |
Новое время | Рассудочный свобод- ный человек (Локк, Руссо). | Рассудочность, сво- бода. | |
Абсолютный нравст- венный закон (Кант). | Разумность, свобода. | ||
Общество без эксплуатации (Маркс). | Преданность делу пролетариата. | ||
Сверхчеловек (Ницше). | Воля к власти. | ||
XX век | Положительные цен- ности (феноменологи). | Умение пользоваться феноменологическим методом. | |
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. | ||
Умение посредством анализа языка учиты- вать последствия по- ступков (аналитики). | Быть последователь- ным в своих дейст- виях. | ||
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). | Умение «рассеивать» устоявшиеся ценно- сти. |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства. |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель). |
Окончание табл. 12
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты). |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс). |
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики. |
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века | Бог, вот что является истиной. |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. |
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится. |
Гипотетико-дедуктивны | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей. |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Окончание табл. 17
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. |
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс). |
Окончание табл. 18
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
XX век | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий). |
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
Окончание табл. 19
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 373;