ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении, экстравагантная одежда (см. рис. 12, 13, 34, 40, 44). О высокой значимости сексуальной сферы говорит также изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры (рис. 54).
Одиннадцатилетняя Инга нарисовала «балерину в купальнике, которая сейчас будет танцевать». Как указывалось, изображение не просто человека, а определенного персонажа – признак демонстративности, особенно если этот персонаж (как балерина) в силу своих индивидуальных или профессиональных качеств является объектом всеобщего внимания. О высокой демонстратив-ности девочки говорит и большое количество украшений: роза на лифе, кружева, изящные перчатки, узорные чулки.
В рисунке Инги, наряду с признаками демонстративности и повышенного интереса к сексуальной сфере, представлена также специфическая поза с руками, прикрывающими генитальную область. Такое положение рук интерпретируется как показатель стремления к контролю за своими сексуальными импульсами. Возможно, в данном случае потребность в повышенном самоконтроле связана с имеющимся у девочки ощущением своей недостаточной ориентированности в жизни. В рисунке отражением этого ощущения служит неустойчивая поза балерины (ср. рис. 43).
Для одиннадцати с половиной лет рисунок Инги выглядит весьма взросло. Можно полагать, что интерес к сексуальной сфере связан с опережением в общем психосексуальном и эмоциональном развитии, ранним развертыванием подросткового кризиса. Жалобы Ингиной мамы на неуправляемость дочери, постоянные уходы из дома к подругам без разрешения, позднее возвращение домой также типичны для периода подросткового кризиса. На основе обследования были даны рекомендации по общению с девочкой и ее воспитанию, соответствующему не паспортному, а психологическому возрасту Инги.
Сексуальная символика в рисунках мальчиков мало отличается от таковой в рисунках девочек (рис. 55).
Так же, как и у Инги, у Саши наблюдается интерес к сексуальной сфере, опережающий возрастную норму. Он проявляется в изображении почти полностью обнаженного персонажа, в подчеркивании груди и генитальной области. Наличие на ри сунке мужских сосков интерпретируется как отражение сексуальной символики вне зависимости от способа их изображения, однако в данном случае он должен быть проанализирован отдельно. Саша изобразил мужскую грудь так, как обычно изображают женскую. В его рисунке присутствуют признаки противоположного пола (женская грудь у мужчины), что свидетельствует о несформи-рованной половой идентификации. Следовательно, у Саши интерес к сексуальной сфере выступает в чистом виде, а не как проявление общего опережения в психосексуальном развитии. Такое опережение должно было бы проявиться в достаточно зрелой половой идентификации.
На рис. 56 представлен тщательно переданный эффект прозрачной одежды. Это такой же признак высокой значимости сексуальной сферы, как и изображение обнаженного (полуобнаженного) персонажа. У относительно взрослого человека подобная особая значимость сексуальной сферы обычно сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным полом.
Наряду с этим в изображении мужчины рука прикрывает генитальную область. Как указывалось при анализе рис. 54, такое положение руки интерпретируется как признак тенденции к контролю за своими сексуальными импульсами. Это позволяет предположить, что у Анатолия существуют специфические нормы, регулирующие взаимоотношения полов, поскольку стандартные нормы современного общества не предполагают высокого сексуального контроля у мужчины. Возможно, именно этим объясняются трудности Анатолия в построении своих сексуальных отношений, вызывающие повышенную значимость соответствующей сферы.
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1477;