ЧАСТЬ II СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП 4 глава


Руководящую роль на подготовительном этапе деятельности школы играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас. Заслуга этих отцов-основателей школы (их часто называют именно так потому, что большинство из них были раньше протестантскими проповедниками) заключалась в привлечении внима­ния американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. «Большая четверка» активно способ­ствовала превращению либерализма и принципов свободы в основную идейную доктрину социологии в целом, социологического факультета Чикагского университета — в частности. На подготовительном этапе уда­лось решить проблему институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 универси­тетах и колледжах страны. Начали активно проводиться эмпирические исследования и пропагандироваться их результаты.

Основной этап деятельности Чикагской школы

Второй этап развития Чикагской школы (1916—1935), который можно назвать основным, начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрд-жесс постарались сформулировать центральные, принципиальные поло-


 

 

Часть II. Современный тип

желия, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Этап включает в себя проведение значительною колпчеа ва исследований, публикацию десятков крупных pa6oi, расширяющееся влияние на социологический мир в США и Европе. 13 ли время создав! ся мощное социологическое сообщество единомышленников во iлаве i признанными ими лидерами Парком и Бёрджессом. ,г)тап завершаете я кризисом и распадом школы, прекращением ее глубокого влияния на pa.i витие эмпирической социожнии.

Разумеется, приведенные временные рамки являююя условными равно как и «функционирование» школы, потому что никаких оргапиза ционных структур конституировано не было, разве чт возпикптес по инициативе Парка в 1920 г. «Общество социальных исследований». Од нако оно имело неформальный характер и было создано для объединения интеллектуальных социологических сил в самом Чикак-ком упиперсите те и за его пределами, охватывая преподавателей, студентв и выпускнн ков университета, работавших в иных городах и штагах страны. По сути дела, это был неформальный теоретческий семинар и центр социологи ческого творчества на протяжении 15 лет, «плоть до от ьезда 11арка из Чи каго в Нэшвилл в 1936 г., явившегося неносредавенным формальным поводом для прекращения функционирования школы в том виде, в каком она просуществовала по меньшей мере с 1920 г.

Поскольку признанными лидерами Чикагской школы были Парк (1864—1944) и Бсрджесс (1886—1966), имеет смысл охарактеризовать и рамках краткого биографического очерка жизненный и профессиональ­ный путь каждого из них и той его части, которая была связана с их сов­местным творчеством.

Жизненный и профессиональный путь Р. Парка

Судьба привела Роберта Парка в социологию далеко пс сразу после полу- i чепия им высшего образования. Родившись в нпате Пенсильвания, пер-1 вые 18 лет жизни он провел в штате Миннесота в небольшом городке на] берегу Миссисипи. В школе учился весьма посредственно и не получил от отца средств на получение образования в колледже. Заработав их само­стоятельно трудом на железной дороге, Парк поступил в университет штата Миннесота, через год сменил его на Мичиганский, филологичес­кий факультет которого и закончил в 1887 г. В университете он слушал лекции Дж. Дьюи, оказавшие большое влияние па становление его соци­ально-философских взглядов.

Далее начинается извилистый трудовой путь — от газе того репорте­ра, автора романа и пьесы, затем бакалейщика (бизнес отца, оставленный в наследство) до блестящего социолога, любимца коллег и студентов. Стремясь к социологической профессии, Парк учился философии в Гар­варде (1897—1898), затем — философии и социологии в Германии (1899—


I ива 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг. .. 349

1902). В 1902 г. в Гейдельбсргском университете он защитил диссертацию па тему «Толпа и публика: методологическое и социологическое исследо-пание». Вернувшись в США, Парк два года преподает на философском факультете Гарвардского университета. Однако академическая атмосфе­ра пока его не привлекает (он даже отказался от предложения Смолла преподавать социологию в Чикагском университете).

В течение 7 лет (с 1905 г.) Парк работает в Институте Букера Вашингтона, негритянского общественного деятеля, где собирает материал по проблемам отношения к неграм и взаимодействия различных культур. 11ри этом изучение расовой проблемы и положения негров он рассматри-иает как своеобразную лабораторию социальных исследований. В 1912 г. на международной конференции по проблемам негров (Парк занимался се подготовкой) он познакомился с Томасом — тогда профессором соци­ологии в Чикагском университете, который и уговорил его прочесть в лом вузе лекционный курс для студентов. Парк выбрал темой курса про­блемы положения негров в США. Это было в 1914 г., а в 1916 г. он читал, причем с большим успехом, уже четыре лекционных курса.

Естественно, само собой, без каких-либо дополнительных усилий нача-нось создание социологической школы на базе изучения двух основных проблем — расовых отношений и городской жизни. Самое важное направле­ние, привлекавшее Парка в научном плане, — исследование коллективного поведения. На почве совместного интереса к названным выше проблемам в 1916 г. началось его почти тридцатилетнее сотрудничество с Бёрджессом.

В 1921 г. выходит в свет их совместный учебник «Введение в науку со­циологию», который на начальном этапе развития эмпирической социо­логии сыграл роль не меньшую, чем «Польский крестьянин...». По суще­ству, это был первый учебник по эмпирической социологии. Для последующего ее развития имело значение то обстоятельство, что в нем содержательно раскрывался понятийный аппарат, необходимый для про­ведения эмпирических исследований.

Первая крупная совместная работа Парка и Бёрджесса стала наиболее зна­чительным теоретическим обобщением эмпирической социологии 1920-х гг. Учебник был очень большим по объему (порядка 1000 страниц), представ­лял собой собрание или, как мы говорим сейчас, антологию 200 текстов раз­личных авторов, сгруппированных в 14 разделов. Но это была не просто коллекция текстов, в них давалось систематическое изложение основ соци­ологической науки. Тексты были самыми разными — от теоретических до биографических и полухудожественных и принадлежали они Э. Дюркгей-му, Г. Зиммелю, Ч. Кули, Г. Лебону, Г. Спенсеру, Г. Тарду, У. Томасу и др. Книга была настолько фундаментальной, что студенты прозвали ее «Зеле­ная Библия» (обложка книги была зеленой). Социология в учебнике опре­делялась как наука о коллективном (социальном) поведении. Это была принципиальная позиция Парка, а затем и всей Чикагской школы. Таким



Часть II Современный этап


 


I


образом, эмпирическая социология в рамках первого периода своего суще-с i вования связывалась именно с этим предметным полем.

В 1922 г. была опубликована книга Парка «Иммиграционная пресса и ее контроль», а в 1925 г. — монография Парка, Бёрджесса и Маккензи (их уче ника) «Город: предложения по изучению природы человека в городской срс де», имевшая чрезвычайно важное, поистине программное значение для ис­следования города. Она стала, по существу, первой крупной работой, давшей начало целой отрасли социологической науки — социологии города В ней была изложена концепция городского развития сквозь призму его со диалогического видения, о чем чуть дальше будет сказано подробнее. В этом же, 1925 г, Парк избирается президентом Американской социологической ассоциации. В своей «тронной» речи он говорит о необходимости эффек­тивного социального контроля над сложными процессами городской жизни для установления социального согласия и порядка в отношениях между различными видами социальных общностей и группами населения в городе

В 1929—1933 гг. социолог совершает путешествия по странам Азии и Южной Африки с целью исследования взаимодействия различных культур и обогащения собственного научного багажа новым социологическим мате­риалом, касающимся развития рас и народов и отношений между ними. Кро­ме того, его очень интересовала проблема выхода некоторых посещенных им стран из экономической и особенно культурной изоляции. Собранные дан­ные позволили уточнить впервые поставленную им в социологии в ходе ис­следований в Чикаго проблему маргинальной личности как типа человека, живущего одновременно в двух мирах — старом, в котором он родился и рос, и новом, в котором обретает образование, профессию и иной образ жизни.

Вернувшись из поездки в Азию в 1933 г., Парк оставляет преподава­ние на социологическом факультете Чикагского университета и читаем лекции по приглашению других вузов, не связывая себя ни с одним из них постоянными отношениями. В 1936 г., как уже ранее говорилось, он переезжает жить в Нэшвилл (штат Теннесси), где и умирает, не дожив де­вяти дней до своего восьмидесятилетия.

Жизненный и профессиональный путь Э. Бёрджесса

Теперь перейдем к рассмотрению основных вех жизни и творчества Бёрд­жесса, имя которого в истории социологии тесно связано и с Чикагским уни­верситетом (ему он отдал 50 лет верного служения), и с Парком (творческое содружество с ним определило во многом пути развития Чикагской школы). Родился Эрнст Бёрджесс в Тилбери (штат Онтарио, Канада) в семье ан­гликанского священника, который вел не только приход, но и учительство­вал в местной школе. Способности будущего социолога проявились очень рано. Уже в семилетнем возрасте учитель называл его «маленьким профес­сором». Об академической карьере мечтал и сам Эрнст. Когда ему было два с половиной года, семья переехала из Канады в США. В 1905 г. Бёрджесс


I и,ша 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг. .. 351

поступил в колледж, один из профессоров которого, являвшийся выпуск­ником социологического факультета Чикагского университета, рекомендо­вал талантливого молодого человека А. Смоллу, декану этого факультета. 11осле собеседования Бёрджесс был принят в университет. Вообще следует in метить, что все свое образование (в том числе впоследствии и доктор-( кую степень) он получил исключительно в США, не выезжая, в отличие 01 многих американских социологов, в европейские страны.

Чикагская социологическая «большая четверка» (еще раз напомним: Л. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас) оказала на Бёрджесса очень сильное влияние, причем наиболее глубокое — Томас. В университете Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем. После его окончания социолог через некоторое время уезжает преподавать в университеты — сначала штата Иллинойс, затем — штата Канзас, потом — штата Огайо. Защитив докторскую диссертацию на тему «Функция соци­ализации в социальной эволюции», Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, который более уже не покидает до конца жизни. Здесь он сразу сходится с Парком, плодотворное сотрудничество с кото­рым выразилось уже в 1921 г. в создании упомянутого выше учебника «Введение в науку социологию».

История этого учебника весьма интересна: он родился из вводного лекционного курса Бёрджесса, помощь в составлении программы для ко-юрого ему оказывал Парк. Впоследствии Бёрджесс вспоминал о работе над учебником как об одном из лучших и ярких в творческом отношении периодов своей жизни. Он писал, что процесс создания книги проходил в сплошных дискуссиях по теоретическим и практическим аспектам соци­ологии, так что иногда не оставалось даже времени на обед. Особый инте­рес у него вызвала работа над главами, посвященными характеристике исследовательских методик и техник сбора информации (интервью, на­блюдения, изучение личных документов и социального картографирова­ния) и ее анализа с применением статистических методов. Использова­ние метода социального картографирования в дальнейшем стало «коньком» американского социолога. Применение этого метода сыграло значительную роль в реализации исследовательской программы Парка— Бёрджесса «Город как социальная лаборатория».

Исследователи творчества одного из лидеров Чикагской школы отмеча­ют, что он был менее «теоретичен» в своих научных интересах, чем Парк, зато больше занимаяся эмпирической социологией. Студенты факультета, прежде чем попасть к Парку, «проходили» через конкретные исследования, проводимые при непосредственном участии и под руководством Бёрд­жесса. Среди его (и Парка) учеников можно назвать таких известных впос­ледствии американских социологов, как Л. Вирт, Р. Маккензи, Н. Андер­сон, X. Зорбо, Л. Коттрелл, Ф. Трешер и др. Они, как и многие другие, не названные здесь исследователи, составляют гордость Чикагской школы.



Часть!] Современный лап


В 1925 г. вышли почти одновременно две основные, счашнис классм ческими, работы Бсрджесса: первая, «сольная», - «Рост города: введет и в исследовательский проект», in орая — в соавторстве с 11арком и Маккен зи — «Город». В этих книгах получила отражение одна и;! цен тральных и наиболее плодотворных идей социолога, касающаяся копцетрическт зон города (о чем специально будет сказано чуть ниже). Наряду с этим Бёрджссс рассматривал основные факторы роста города, среди которых особо выделял миграцию (пространственную мобильность) и ее различ пых видах, в том числе и внутри!ородскую. Он исследовал также пробле мы подростков, молодежи, преступности, досуга, семьи.

Последняя заняла особое место в его творчестве. Речь идет' прежде всего о функциях семьи и социально-психологических проблемах ее существования и развития. Интересно в этой связи отметить такой факт из биографии Бёрд-жесса: изучив русский язык, он в 1926 г. посетил СССР с целью анализа вли яния коммунистической идеологии па традиционную форму русской семьи.

Нельзя не отметить большую организаторскую деятельность социолога. Как и Парк, он умел налаживагь хорошие коптакгы с руководителями Чика­го, заинтересовывать их в исследованиях, которые шли друг за другом. Но при этом следует подчеркнуть значительную эффективное! ь проводивших-ся изысканий, приносивших большую пользу городу. Бёрджесс много сделал для Американской социологической ассоциации, в течение 1920—1930-х п он являлся се секретарем, а в 1934 г. был избран президентом. В 1936 1940 гг., фактически уже после распада школы и переезда Парка в Нэшнилл, он работал главным редактором «American Journal ot'Sociology». В последние годы жизни часто болел, умер в Чикаго за несколько дней до наступления 1967 г. Все свои сбережения, все имущество и состояние завещал универси­тету с целью создания Фонда Э. Бёрджесса, предназначенною для помощи студентам и проведения социологических исследований.

Оценки Бсрджесса в американской и мировой социолоши очень вы­соки и почти не уступают тем, что даются в отношении творчеп ва Парка. Так, известный американский социолог I". Блумср отмечал, что Бёрджесс «более, чем кто-либо, способствовал развитию социологии в Соединен­ных Штатах... он был неутомим в формировании и расширении инеч ционалытых основ пашей дисциплины... Бёрджессу принадлежит oipoj| пая заслуга во внедрении и укреплении интересов социологии как общенациональном уровне, так и в Чикагском универешете»1.

Основные содержательные характеристики Чикагской школы

Остановимся на содержательных сторонах развития Чикагской социол] гической школы в период 1916—1935 п. Оно определялось проводиisnnf мися совместно преподавателями и с гудет i гам и исследованиями, когоръ

' Цит. но: Баньковисая СП Эрнст Бёрджссс // Сонремсппая американская социш логия. М., 1994. С. 32


Глава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг . 353

оказали сильное влияние на развитие социологической пауки. Существо­вало он мосителыюе единство взглядов, равно как и неформальное лидер­ство группы ведущих социологов, в первую очередь Парка и Бёрджесса. Появились многочисленные ученики и последователи, среди которых на­иболее значительными фигурами были, видимо, Маккензи и Вирт. Сфор­мировалась единая исследовательская стратегия, связанная прежде всего с развитием социальной экологии. В рамках этой стратегии были сформу­лированы принципы эмпирической социологии.

Одним из центральных среди них стало признание необходимости раз­работки для каждою исследования своей особой программы — с целями, задачами, гипотезами, четко сформулированными объектом и предметом изучения. То, что сегодня делается почти па «автомате» в любом исследо­вании и чему учат студентов — будущих социологов, впервые было сфор­мулировано, доказано, апробировано, реализовано в ходе исследований Чикагской школы. Именно ее методология эмпирического исследования стала одним из основных факторов развития мировой социологии.

На возникновение и развитие Чикагской школы оказали серьезное
влияние идеи американской философии прагматизма, в первую очередь
У. Джеймса и Дж. Дьюи. Кстати, интересно отметить, что первой Чикаг­
ской научной школой в области социального знания была не социологи­
ческая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую
как раз и во.п лавлял Дьюи. Вместе с тем, как отмечалось выше, предста­
вители американской эмпирической социологии, и в первую очередь Чи­
кагской школы, испытали на себе значительное влияние европейских (J
мыслителей. Глава школы Р. Парк четыре года провел в европейских уни- '
верситетах (Берлин, Страсбург, Гейдельберг), где слушал систематичес­
кие курсы лекций Г. Зиммеля и В. Виндельбанда, а под руководством по­
следнем о написал и защитил докторскую диссертацию.

Среди основных достижений Чикагской школы назовем следующие. Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования. Выше уже шла речь о методе изу­чения документов — как официальных, статистических, так и в особен­ности личных («Польский крестьянин...»). Исследуются установки и ценностные ориентации (аттитюды) различных социальных групп. Для этою применяется метод опроса — как устного (интервью), так и пись­менного (анкетирование), причем сам метод детально прорабатывается. Впервые ставятся проблемы его достоинств и недостатков.

Значительный интерес наблюдается в отношении использования ка­чественных неформализованных методов исследования, что наиболее ха­рактерно для творчества Бсрджесса. Он вообще одним из первых в соци­ологии использовал метод case study, направленный на всестороннее описание и объяснение отдельного социального факта (случая). Иногда этот метод называют монографическим.



Однако наибольшие достижения Чикагской школы связаны с иесле[ дованием целого ряда актуальных для того времени социальных проблел Некоторые из них не потеряли своего значения и сейчас. Это проблем^ города, рассматриваемого в качестве социальной среды, причем как круп­ного, так и небольшого. Говоря об исследованиях крупного города, отме­тим, что в их основу легли работы, проведенные в самом Чикаго. Во гла­ву угла этих исследований была положена концепция города, базирующаяся на тесно связанных трактовках социального взаимодейст­вия, социального пространства, социальной мобильности.

Работы Парка и Бёрджесса оказали большое влияние на исследования небольшого города, в частности проведенные за пределами Чикагской школы супругами Еленой и Робертом Линд и описанные в двух их кни­гах: «Миддлтаун. Изучение современной американской культуры» (1929) и «Миддлтаун в переходный период. Изучение культурного кон­фликта» (1937). В этих работах, ставших так же классическими, как и многие труды Чикагской школы, исследовались жизнь общин и пробле­мы социального неравенства в небольшом американском городе. Толчком для названных выше трудов супругов Линд послужило изучение Парком проблем негров в Америке и в целом расовых отношений.

Одними из главных достижений Чикагской школы стали работы в облас­ти социальной экологии (тесно связанные с изучением города). Социальную экологию Чикагской школы иногда называют теорией социального измене­ния, основы которой были сформулированы Парком. В ней речь идет о том, что общество необходимо рассматривать как организм, подверженный эволю­ции. Последняя есть движение от одного порядка к другому, более высокому. Этих порядков Парк называет четыре: экологический (пространственно-территориальный), экономический, политический, социально-культурный.

Условием выживания и развития общества является поддержание в пер­вую очередь экологического, или территориального, порядка. Он есть след­ствие пространственного, физического взаимодействия индивидов. На его основе возникает экономический порядок, являющийся результатом произ­водства, торговли и обмена. На базе достигнутого экономического порядка появляется политический порядок, который может быть реализован с помо­щью политических средств, контроля и регуляции поведения. Наконец, наиболее неформальным видом порядка в обществе становится социально-культурный порядок, который чаще всего испытывает на себе влияние тра­диций.

В основе каждого вида норядка, утверждает Парк, находится свой особый вид социального взаимодействия, позволяющий людям переходить от кон­фликта к согласию. Этот переход в общем и целом происходит как движение от «биотического» (термин Парка, означающий, скорее всего, живое, органи­ческое) к социальному развитию, поскольку общество выступает как извест­ный симбиоз, определенное сочетание биотических и социальных процессов.


Глава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг.... 355

Теперь остановимся на конкретных научных изысканиях, осуществлен­ных в городе под непосредственным руководством Бёрджесса. Эти исследо­вания проводились в самом Чикаго с помощью, как уже говорилось выше, ряда методов, прежде всего метода социального картографирования. Был создан целый ряд социальных карт Чикаго — досуговых мест (танцплоща­док, кинотеатров, театров и др.), мест наиболее активной подростковой пре­ступности, мест расположения тех или иных этнических общин (итальян­цев, немцев, негров, мулатов, китайцев и т.д.). Причем составлением таких карт (картографированием) занимались студенты. Это позволило в рамках программы «Город как социальная лаборатория» (кстати, получившей не­плохое финансирование из разных источников) определить и представить в научном, систематизированном виде определенную структуру города.

Как уже отмечалось, в 1925 г. Бёрджесс опубликовал свою работу «Рост города: введение в исследовательский проект», где им была изложена концеп­ция концентрических зон Чикаго: центральный деловой район (зона бизне­са), промежуточный район вокруг центра (где были деловые конторы и не­большие предприятия легкой промышленности), зона трущоб, зона жилья рабочих промышленных предприятий, затем — более благоустроенные жи-аые районы и, наконец, зона резиденций (особняки для богатых семей). За­вершались концентрические «полукружья» опоясывавшей в районе озер весь город пригородной зоной. Указанные зоны связывались друг с другом (мож­но сказать, и отделялись друг от друга) транспортными артериями, которые создавали пространственные условия для существования транзитных зон.

Чикаго был поделен на 75 различных районов, в которых проживало бо­лее 3000 соседских общин. Все это определяло пространственно-террито­риальную характеристику Чикаго и до сих пор сохранило свои очертания (особенно заметные, когда имеется возможность обозревать город со смот­ровой площадки самого высокого здания в Чикаго, да и во всех США, — Сире Тауэр). Современная телефонная книга Чикаго по сей день сохраня­ет многие названия и классификацию районов, предложенную Бёрджессом на основании изучения им данных переписей населения города в 1930 и 1934 гг. Изучение каждого естественного района (из 75 предложенных Бёр­джессом) должно было включать два основных направления: 1) определе­ние пространственного образа района, размещение общин (соседских, хотя и с этническим уклоном), инфраструктуры, мест отдыха и т.д.; 2) изучение обычаев, стереотипов, образа жизни, культурного облика общин. Интерес­но, что. когда М. Вебер посетил Чикаго в 1904 г., он сравнил этот город с «человеком, с которого содрали кожу так, что видно, как действуют его вну­тренние органы». В этом смысле Вёрджессу было что исследовать, посколь­ку город жил, действительно, своим «пространством».

В основе программы социолога по изучению локальных сообществ Чи­каго лежала социально-экологическая теория Парка, который связывал из­менения в городе с физической, пространственной, социальной, культур-


356 Часть II. Современнйш этап

ной мобильностью. При лом изменение физической среды ставилось iiза| висимопь 01 пространственных отношений между людьми и группам* Бизнес-центр, расположенный в нейтральной части города («дауп-таупс»)!1! рассматривался как сто основной градообразующий фактор.

Анализируя рост города и факторы, обеспечивающие его, Бёрджесс рассматривал различные виды мобильности: индивидов, семей, профес­сиональных групп, даже отдельных городских институтов (структур го­родской и районной (муниципальной) власти). Именно эта мобильность и была содержанием концепции концентрических зон города.

Изучая городскую среду, и Парк, и Бёрджесс, и их ученики рассматри­вали практически всю совокупность социальных явлений и процессов го­родской жизни: локализацию отдельных видов девиантиого поведения, ре­гуляцию взаимодействия различных групп населения и общин, создание эффективных средств социальной помощи и социального контроля и т.д.

Характеристика взглядов У. Отборна и Л. Вирта

Характеристика Чикагской школы будет неполной, если не коснуться хо­тя бы кратко взглядов двух известных ее представителей — У. Отборна и Л. Вирта. Они также много и успешно занимались изучением американ­ского города. Огборн, в противоположность лидерам школы Парку и Бср-джессу, которые стремились органично соединить 'Количественные и ка­чественные методы исследования города, настаивал на необходимости лишь первых. Поэтому не случайно статистическая методология исследо­вания получила в его работах наиболее заметное выражение.

Одна из основных работ Огборпа — «Социальное изменение» - была опубликована в 1922 г. В пей он изложил свою теорию культурного отста­вания, или, как ее иногда называют, культурного лага. Суть ее состоит в том, что изменения в материальной культуре происходят, как правило, бы­стрее и активнее, чем преобразования в нематериальной (адаптивной, как се определял Огборн) культуре. Это означает, что развивающаяся техника, воздействующая в первую очередь па состояние материальной культуры, определяет все остальные социальные изменения. Он стал одним из пер­вых представителей технологического детерминизма в социологии. Одна­ко теория культурного лага подверглась в литературе того времени крити­ке и вызвала дискуссии за противопоставление двух типов культур -материальной и нематериальной. К концу 1920-х гг. влияние Огборна ста­ло заметным, не случайно именно ему как руководителю президент США Э. Гувер поручил проведение в 1930—1933 гг. социологического исследова­ния социальных тенденций развития американского общества.

Если теория Огборпа была связана с изучением города не жестко, то кон­цепция Вирта была самой что ни на есть урбанистической и касалась разра­ботки теории городского образа жизни. Он первым в социологии ввел поня­тие «городской образ жизни», который он противопоставил сельскому.


I лава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг . 357

будучи непосредственным учеником Парка и Бёрджесса, Вирт соединил в своей трактовке анализ пространственной, социальной организации города и особенностей городского стиля (образа) жизни. Рассматривая типичные черты upon ранет венной и социальной организации города, социолог харак-1еризуст такие, как: высокая концентрация населения, его большая числен­ность, значительная социальная неоднородность, наличие поселений в виде i етго (его описанию и анализу была посвящена названная выше и очень по­пулярная в конце 1920-х гг. книга Вирта «Гетто», 1928) и т.д.

Также впервые подробно были описаны особенности городского стиля (образа) жизни: поверхностность контактов, их частота и кратковремен­ность, анонимность, некоюрое снижение роли семьи и в целом социальной сплоченное!и людей, ослабление влияния обычаев, традиций, социального контроля и т.д. Слабым местом концепции городского образа жизни Вирта было теоретическое положение о нем как о результате, продукте простран­ственной и содержательной организации города. Влияние общества на го­родской образ жизни, по существу, игнорировалось. Такой подход социо­лога, его взгляды вызывали дискуссии и даже критиковались. Тем не менее концепция городского образа жизни Вирта и по сей день сохранила свое значение в объяснении многих явлений и процессов большого города.

§ 4. Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии Причины кризиса Чикагской социологической школы

Влияние Чикагской школы па развитие социологии вообще, эмпиричес­кой — в особенности сказывалось па протяжении 1930—1940-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университе­там. В Гарварде в го время в полную мощь заявил о себе П. Сорокин, к ко­торому па социологический факультет приходили серьезные социологи-эмпирики (хотя, конечно, работали и теоретики, среди которых был Т. Парсопс). В Колумбийском университете также проводились значи­тельные исследования эмпирического характера, где решающую роль в их подготовке и проведении играли П. Лазарсфельд и Р. Мертон. Стано­вится понятным, что в условиях жесткой конкуренции американских университетов в области социологии было крайне трудно поддерживать постоянно высокий уровень работы одному из них — Чикагскому.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2487;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.