Архитектурные обломы (профили). Построение ордеров
Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.
Рис. 9. архитектурные обломы (профили): 1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек
Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт. Криволинейные профили делятся на простые и сложные.
Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).
Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция.
Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом.
Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования.
Построение ордеров. Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.
Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.
Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.
На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.
Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)
Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)
Тосканский ордер. Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» [2, с. 115].
Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).
Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)
На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.
В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.
Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)
Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)
Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Таблица 2
Профили | Высота в партах | Выступ от оси в партах |
1. Антаблемент | – | |
1.1. Карниз антаблемента | – | |
Четвертной вал | 27,5-23,5 | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 23,5 |
Выкружка | 23,5-22,5 | |
Слезник | 22,5 | |
Полочка | 0,5 | |
Каблук | 13,75–9,75 | |
1.2. Фриз | 9,5 | |
1.3. Архитрав | – | |
Полочка | 11,5 | |
Выкружка | 11,5–9,5 | |
Пояс | 9,5 | |
2. Колонна | – | |
2.1. Капитель | – | |
Полочка | 14,5 | |
Выкружка | 14,5–13,5 | |
Абака (слезник) | 13,5 | |
Четвертной вал (эхин) | 13,25–10,5 | |
Полочка | 10,5 | |
Шейка | 9,5 | |
2.2. Стержень (фуст) | – | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 10,5 |
Выкружка | 10,5–9,5 | |
Стержень | 9,5–12 | |
Выкружка | 1,5 | 12-13,5 |
2.3. База колонны | – | |
Полочка | 13,5 | |
Вал | 16,5 | |
Плинт | 16,5 | |
3. Пьедестал | – | |
3.1. Карниз пьедестала | – | |
Полочка | 20,5 | |
Каблук | 20–17 | |
3.2. Стул | – | |
Стул | 16,5 | |
Выкружка | 16,5–18,5 | |
3.3. База пьедестала | – | |
Полочка | 18,5 | |
Плинт (цоколь) | 20,5 |
Неполный ордер 210 –
Полный ордер266 –
Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию) – классический пример этрусского ордера
Дорический ордер. Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» [3, с. 100–101] (рис. 20).
а б
Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)
Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».
В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 14239;