Закат античной философии


Что касается развития философской мысли римского периода, то это были, скорее, отблески былого величия греческого духа. Во II в. н. э после долгого кризиса вновь «расцвел» эпикуреизм. Лучшим доказательством его популярности стала настенная резная книга, высеченная на камне Диогеном из Эноанды (в Малой Азии). В начале III века Диоген Лаэртский посвятил доктрине «Сада» десятую книгу своей «Жизни философов», благодаря которой мы знаем работы Эпикура. Однако в IV в. влияние Эпикура, как и его книги, были, по свидетельству императора Юлиана, почти утрачены.

В противоположность эпикуреизму философия Стои продемонстрировала свою притягательную силу именно в римский период, когда с исчезновением республики и неизбежной утратой свободы гражданской жизни проявился интерес к философии. В сочинениях новых стоиков обнаруживается вторжение религиозного чувства, охлаждение интереса к логическим и физическим проблемам. Доминирующей стала концентрация внимания на этической проблематике.

У наиболее известных римских стоиков – Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.), Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. после н. э.), Эпиктет (ок. 50 – 138), Марк Аврелий (121 – 180) – ранняя аскетическая и индивидуалистическая отрешенность от мира заменялись напряженностью между самоограничением и политическим долгом. Они выдвигали свои варианты фаталистической концепции естественного права, разработанной ранее древнегреческими стоиками.

Понимание «закона судьбы» (естественного права), подчеркивал Сенека, состоит в том, чтобы, противодействуя случаю, признавать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Это положение в равной мере значимо как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств). Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, он наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая рабов.

Сходные представления развивал Эпиктет. Каждый, поучал он, должен надлежаще исполнять ту роль, которая ниспослана ему судьбой и мировым законом. Сам Эпиктет отстаивал хорошо известную этическую максиму «чего не желаешь себе, не желай и другим». Этот принцип он использовал для критики рабства как безнравственного и порочного явления, противоречащего естественному праву.

Марк Аврелий развивал представления о «государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных». Человеческие (государственные) законы, согласно такой трактовке, должны соответствовать общему закону (естественному праву).

Обобщая и несколько огрубляя позиции, можно отметить, что человек у этих мыслителей – индивид внутри всеобщего государства и субъект всеобщего права, а не органическая часть группы. Все индивиды, в принципе, равны перед универсальным законом. Речь при этом идет именно о правовом равенстве, а не об уравнивании имущественного положения людей.

Этика стоицизма оказала значительное влияние на неоплатонизм и христианскую философию. Римская версия стоицизма оказалась удивительно актуальной в Новое время, в частности, идеи о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе. Кроме того, стоицизм, в целом, сыграл важную роль в формировании древнеримской правовой мысли, в рамках которой юриспруденция и стала самостоятельной дисциплиной.

Важно помнить, как тесно греки были связаны с политической и юридической сферами социума. Теоретико-правовые рассуждения занимали значительное место в учениях софистов и Сократа, Платона и Аристотеля, всей стоицистской школы. Также не следует забывать, что многие ведущие римские стоики были активными государственными деятелями, обладавшими глубоким знанием правовой системы. Марк Аврелий, например, стал императором, Сенека – сенатором, Цицерон занимал различные государственные должности.

Высокий уровень развития римского права обусловлен не только теоретическими причинами, но и практическими требованиями создания единой правовой системы для империи, включавшей множество различных этнических и культурных групп. Разрабатывая всеобъемлющую юридическую систему для столь разнообразного общества, не обладавшего культурным единством, необходимо было поднять уровень абстракции и формулировать такие общие законы, которые представляли бы для всех своего рода наибольший общий знаменатель. Не случайно, римское право стало ориентиром для европейской правовой системы.

Последним наиболее ярким цветением античной философской мысли стал неоплатонизм (III – VI вв.). Это было уже больше философско-мистическое направление, которое охватывала усиливающаяся страстная религиозность. Оно соединило восточные учения с греческой философией: синтез положений Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии.

Наиболее видным представителем неоплатонизма был Плотин (205 – 270). В его учении индивид помещается в гигантский космический порядок, где его душа рассматривается как сущее, а тело (материя) – не сущее. Зло понимается в качестве изъяна бытия, как небытие. Целью существования полагается освобождение души от ее смертной оболочки (тела), чтобы душа оказалась в мистическом всеохватывающем единстве с мировой душой.

Основное философское содержание неоплатонизма составляет разработка платоновской триады: Единое – Ум – Душа. Если у Платона центральными темами являются гносеологические проблемы, то учения неоплатоников концентрируют внимание на иерархии бытия по нисходящей-восходящей ступеням. Задача человека – преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым.

Как полагали неоплатоники, Единое, открываясь во всех частях мира и заявляя о себе повсюду, выявляет себя в качестве принципа «все во всем». Это утверждение стало одним из фундаментальных принципов неоплатонизма, Оно означало, что каждая часть мира содержит внутри себя все другие части, Космос в целом. Единое, взятое как принцип, оказывается «единством всех единств»: условием мыслимости каждой отдельной вещи и всего Космоса в целом.

Неоплатонизм выносит Единое за пределы Ума (как олицетворения логического, дискурсивного мышления) и ставит его выше Ума. Тем самым Единое, выведенное за пределы Ума, предполагает сверхразумный способ постижения, чем-то родственный вдохновению художника. Познание, таким образом, не исчерпывается логикой. Возможен и необходим творческий прорыв, интуитивное озарение, которое происходит в момент высшего энтузиазма. В такие моменты человек схватывает и осознает единство там, где его на первый взгляд нет.

Несмотря на то, что неоплатонизм, как и платонизм, были преданы позже анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351), он оказал мощное влияние на становление христианского вероучения, на всю европейскую традицию, европейскую, арабскую, еврейскую философию в частности. Философы Возрождения увидели в неоплатонизме одно из обоснований художественного творчества как важнейшего предназначения человека и способа познания мира.

В целом же, исследовательский дух, гносеологический оптимизм, вера в человеческий прогресс, столь ощутимые в древней Греции классического периода, практически исчезают в последние века существования Римской Империи. Среди роскошного упадка и медленного разложения принимает зримые очертания совсем иной мир, получивший название Средневековье.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие философские направления получат наибольшее распространение в период Римской империи?
  2. Что отличает римских стоиков от их древнегреческих предшественников?
  3. Какой вклад внесли римские стоики в правовую мысль своей эпохи?
  4. Какое влияние оказал неоплатонизм на философскую мысль Средневековья и эпохи Возрождения?

Выводы

Ростки теоретической научной мысли формируется изначально в виде философии в Древней Индии, Древнем Китае и античной Греции. Но в фантастической расплывчатости восточного быта зачатки художественных и научных стремлений вплетались в общую ткань недифференцированной жизни. В древнеиндийской культуре активность человека ориентирована вовнутрь на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивали следование традиции. В Древнем Китае принцип «у-вэй», требующий невмешательства в протекание природного процесса и приспособления к сложившейся социальной среде, ставил на первое место самоконтроль и самодисциплину индивида, включенного в ту или иную корпоративную культуру. Свобода, самореализация осуществлялись в сфере изменения себя, но не модификации сложившихся социальных структур. Что касается природы, то на Востоке она — живой организм, в который органично встроен человек, а не обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам Востока.

Идея о том, что в мире могут действовать законы, восходит к Античности. Там появились представления о Космосе, которым управляют безличные силы, стягивающие все, что в нем происходит, в некое единое целое. Случайная установка греческой мифологии, соединившись со спецификой социально-экономического и политического бытия, способствовала превращению первых самостоятельных проявлений рациональной рефлексии в развитое теоретическое мышление. Намеченная программа оказалась необычайно успешной. Греки начинают разделять неразделенное, дифференцировать неразвитые зародыши и устанавливать разделение труда в высших областях деятельности культурного человека.

Теоретическое знание, появившееся в античной Греции, с точки зрения содержания трудно квалифицировать как научное, но именно там создаются такие формы познавательной деятельности как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация. Наряду с метафизикой развивается математика. Первоначально ненаучные, заимствованные с Древнего Ближнего Востока эмпирические математические знания рационализируются, подвергаются теоретической переработке, логической систематизации и превращаются в науку.

По отношению к природе появляется раздел познавательной деятельности, обозначенный в аристотелевской систематике термином «физика», но понимаемом иначе, чем в современном естествознании. У греков «физика» является наукой о природе в целом, т. е. того, что дано человеку чувственным образом в целом. Познание реализуется путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира. Это была созерцательная наука, схожая с более поздней натурфилософией, использующей метод спекуляции.

В рамках этой науки, названной Аристотелем «второй философией», формируется целый комплекс естественнонаучных представлений. Сюда можно отнести, во-первых, элиминацию из познания элементов антропоморфизма, посредством разграничения объективно-необходимого и субъективно-произвольного; стремление не допускать ситуаций, когда миражи и достоверные факты, фантастические представления и результаты строго исследования оказывались бы слитыми воедино. Во-вторых – укоренение представлений, согласно которым в противоположность бесконечно изменчивым предметам чувственного мира объект науки должен быть устойчивым и носить общий характер; выдвижение требования поиска особого, отличающегося от чувственных вещей предмета – идея умопостигаемого предмета, неподвластного сиюминутным изменениям. В-третьих – оформление взгляда на мир как взаимосвязанное целое, доступное сверхчувственному созерцанию. Данное обстоятельство способствовало установлению важного для науки принципа каузальности (причинности), и обуславливала абстрактно-систематический характер возможных концептуализаций мира.

Основные понятия и термины

Аксиоматический метод – способ построения научного знания, при котором в его основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) – аксиомы, или постулаты, из которых все остальные суждения должны выводиться чисто логическим путем, посредством доказательств. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным методом.

Атомизм– учение (возникло в V веке до н. э.), согласно которому все вещи состоят из движущихся в пустоте мельчайших частиц – атомов.

Дедукция(от лат. deduction – выведение) – переход от общего к частному; процесс логического вывода, т. е. переход по тем или иным правилам логики от предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

Идеализм (фр. idealisme от гр. idea – идея) – введенный в XVIII в. термин для обозначения философских направлений, признающих первичным духовное (сознание).

Идеальное – под идеальным обычно понимается нечто противоположенное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, а конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Картина мира – общее представление о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Термин «картина мира» используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность мировоззрения. Термин «картина мира» используется также для обозначения научных онтологий, т. е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

Картины мира различаются по степени общности и средствам моделирования реальности. По первому основанию картины мира можно классифицировать следующим образом: всеобщая, частная, единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода; частная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д.); единичная картина мира, представленная в физике Аристотеля или физике Ньютона, теории относительности, квантовой механике и т. д.

По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все эти картины мира исторически относительны и изменчивы, взаимно дополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности.

Каузальность(лат. causalis - причинный, causa – причина) или причинность – понятие использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обуславливает другое (следствие). В таком контексте принцип каузальности трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается. В ХХ в. принцип каузальности подвергся кардинальному переосмыслению.

Концепт(лат. conceptus - понятие) – содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения.

Космос – модель мира, возникшая в Древней Греции, согласно которой мир является самодостаточной, структурно упорядоченной реальностью, все процессы которой управляются внутренними, естественными законами этой реальности и не требуют для своего объяснения обращения к сверхъестественным силам. В соответствии с этой моделью все в мире происходит закономерно и с необходимостью. Взгляд на мир как на Космос явился отправной точкой формирования науки как особого способа познания мира и способствовал формированию детерминистской картины мира. В современной науке понятие «Космос» используется также как синоним «Вселенной» или «физической Вселенной».

Логика – наука о формах, законах и методах правильного (т. е. построенного в соответствии с определенными логическими стандартами) мышления.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю. Материализм восходит своими корнями к античному атомизму.

Метафизика (греч. meta physika – после физики: выражение, введенное в оборот, возможно, александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего») – категория философии, имеющая два основных значения. В классической философской традиции – учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия. В данном контексте вплоть до первой половины XVIII в. метафизика отождествлялась с онтологией как учением о бытии и философией как таковой. Ее предмет варьировался в широком спектре от Бога до трансцендентально постигаемого логоса мироздания. В неклассической философии метафизика – критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного эмпиризму (в позитивизме), специфически понятой диалектике (в марксизме), субъектному моделированию реальности (в феноменологии) и т.д.

Натурфилософия – область философии, занимающаяся изучением природы (физического мира в целом); под данным понятием обычно подразумевают науку, существовавшую до XVIII века, использовавшую метод спекуляции. В течение длительного этапа формирования научного познания природы (естествознания) она играла роль теоретического уровня знания в естественных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Левкиппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эвристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретический аппарат, натурфилософия была вытеснена на периферию науки, на уровень ее философских оснований, философской интерпретации и обобщения содержания частных наук о природе.

Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности. Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки).

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости познавательного процесса от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психических состояний или наличных логических форм и теоретических средств).

Методологическая установка релятивизма восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо устойчивых явлений. Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.

Субстанция (лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Телеологизм– научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе. В науке одним из основоположников телеологизма явился Аристотель. На его основе он и построил свою «физику».

Телеология – в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д.

Вопросы для обсуждения

  1. Миф, преднаука, наука.
  2. Рождение теоретического мышления.
  3. Возникновение науки в древней Греции: социально-исторические условия и особенности.
  4. Атомизм и его воздействие на развитие естествознания.
  5. Становление принципа релятивизма.
  6. Сократ и его роль в формировании рационального мышления.
  7. Открытие идеального Платоном.
  8. Влияние Аристотеля на развитие научного знания.
  9. Систематизация научного знания Аристотелем.
  10. Метафизика и ее роль в становлении науки.
  11. Основные этапы развития античной научной мысли и их специфические особенности.
  12. Какие установки, характерные для античного миропонимания, стали неким архетипом европейского научного сознания?

Литература

1. Антология мировой философии: Античность. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 960 с.

2. Антология мировой философии. В 4х т. – М.: «Мысль», 1969. – 860 с.

3. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вернан – М.: «Прогресс», 1988. – 221 с.

4. Кимелев, Ю.А. Наука и религия: историко-культурный очерк / Ю.А. Кимелев, Н.Л. Полякова. – М.: Наука, 1988. – 176 с.

5. Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, Тахо-Годи. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 383 с.

6. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери.– СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – Т. 1: Античность. – 336 с.

7. Репина, Л.П. История исторического знания: пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 288 с.

8. Рожанский, И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И.Д. Рожанский. – М.: «Наука», 1988. – 448 с.

  1. Степин, В.С. Теоретическое знании / В.С. Степин. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 744 с.
  2. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

11. Тарнас, Р. История западного мышления / Р.Тарнас. – Пер. с английского Т.А. Азаркоич. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с.

12. Философия науки: Учебное пособие для вузов /Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с.

13. Франкфорт, Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт, Г.А Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсон. – Перевод с англ. Т. Толстой. – СПб.: Амфора, 2001. – 314 с.


Глава 3.



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 190;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.