Зооморфные мотивы в византийском орнаменте.
В византийский орнамент бывают искусно вплетены изображения драконов, рыб, грифонов (гибрид орла со львом), сэнмурвов (гибрид птицы и собаки), львов, волков, леопардов, а также птиц (орлов, голубей, павлинов).
Грифоны. Эти мифические животные символизируют мудрость и силу, а также дуальную природу Спасителя - одновременно божественную и человеческую. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа. Грифонов нередко можно видеть на шелке XI – XIII вв., на серебряных чашах, на блюдах IX – X вв.
Рыба. Древний символ Христа, символ веры христианской. Один из раннехристианских символов, олицетворяющий Спасителя. Дело в том, что по-гречески «рыба» звучит как «ихтиус». Данное название использовалось как тайная монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Лев. Излюбленный геральдический образ, символизирующий идею сильной власти.
Павлин. В Византийской империи павлины в обязательном порядке содержались при дворе, их называли царскими птицами. Как элемент орнамента павлин олицетворяет бессмертие нетленной души.
Голубь. Символ божественного вдохновения, просветления и очищения души. Часто изображался сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой в клюве (извечный символ – от ветхозаветного Ноя с ковчегом до шедеврального рисунка Пикассо).
Орнаментальная византийская мозаика.Именно в Византии была создана технология производства смальты. В V–VI вв. орнаменты из нее широко использовались для украшения храмов. Позднее к подобному декору, который мог быть как геометрическим, так и растительным добавились изображения Христа, апостолов, Божьей Матери, святых.Постепенно мозаичная икона выходит в оформлении на первый план. Орнамент же становится не более чем узкой полоской вокруг этих монументальных панно.
Однако в 730 г. императором Львом III Исавром издается указ о запрете почитания икон. После этого художниками была разработана сложнейшая система изготовления орнаментов из смальты.Приемами, изобретенными в эти времена иконоборчества, мастера пользовались вплоть до падения Византии. Широко использовался орнамент в книгах и в декоративно-прикладном искусстве.Византия в культурном, политическом и особенно религиозном смысле была прямой наследницей Рима. Россия, Сербия, Румыния, Болгария и Грузия взяли за основу многие тенденции духовного и художественного роста Восточной Римской Империи.
В качестве ярчайших примеров этого тезиса можно привести мозаики и орнаменты важнейших храмов Древней Руси – Софии Киевской и Новгородской.
Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 672;