Специфика научного познания
Наука от других видов познания (обыденного, религиозного, художественного, идеологического) отличается следующими характеристиками:
а) По предмету. Предметом науки являются не все бесконечно разнообразные связи и явления мира, а лишь существенные, необходимые, общие, повторяющиеся связи - законы. Ученый среди случайностей ищет необходимость, в единичных, конкретных фактах - общее.
б) По методу. В науке разрабатываются специальные способы и приемы познания - методы. В системе науки разрабатываются дисциплины, специально занимающиеся изучением методов познания: методология, логика, история науки, лингвистика, информатика и др. Логика - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания. Методология - учение о методах познания, о принципах и границах применения методов, о их взаимосвязи (система методов). Общие принципы познания и общенаучные методы традиционно изучаются в философии. Для любой развитой науки характерна методологическая рефлексия, т.е. обоснование и систематизация собственных методов исследования. Для современного естествознания и научно-технического знания характерно широкое использование специальных инструментов и приборов (существует даже понятие "индустрия науки"). Методы науки подразделяются на философские (метафизический, диалектический, принцип всеобщей связи, принцип историзма, принцип противоречия и др.), общенаучные и частнонаучные, а также на эмпирические и теоретические (См.: Таблицу 6).
в) По языку. Наука создает и пользуется специфическим языком. Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Язык является специфическим средством передачи информации. Выделяют естественные и искусственные языки. Единицей естественного языка является слово. В составе искусственных языков - процесс формализации. Формализация - процедура замены обозначения реального объекта или его словесного описания знаком. Например, одно и то же явление выраженное естественным языком (три плюс два равняется пяти) и формализованным языком (3+2=5). Формализованные языки науки способствуют краткости, четкости выражения мысли, позволяет избежать многозначности, проводить сложные операции со знаковыми моделями объекта. Наука (в особенности гуманитарная) пользуется и естественным языком, но и здесь предъявляются особые требования: логичность, строгость, четкость определения терминов. В науке постепенно идет процесс международной унификации языка. Математиками или кибернетиками из разных стран сегодня не нужен переводчик, они понимают друг друга благодаря универсальным формализованным языкам. Очевидно, за ними последуют и представители всех других наук.
г) По результату. Научное знание системно, обоснованно, доказано и представлено в виде специфических форм. Основными формами научного знания являются идея, проблема, гипотеза, научный закон, концепция, научная картина мира.
д) По субъекту. Научная деятельность предполагает особую подготовку субъекта. Ученый должен обладать определенными качествами:
ü - широкой эрудицией;
ü - глубокими знаниями в своей сфере;
ü - умением пользоваться научными методами;
ü - творческими способностями;
ü - определенной системой целевых установок и ценностных ориентаций (истина является вершиной в иерархии ценностей ученого);
ü - сильной волей.
В научном познании выделяются, как правило, эмпирический и теоретический уровни. Сравнительный анализ их представим в виде таблицы (См.: Таблицу 6).
Таблица 6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
№ п/п | Признак сравнения | Эмпирический уровень | Теоретический уровень |
1. | Гносеологическая направленность исследований | Познание ориентировано на изучение конкретных связей и закономерностей. Главная задача - описание объекта, ответ на вопрос: “Что это?“ | Познание направлено на раскрытие причин и сущности связей объекта. Главная задача - объяснение, ответ на вопрос:”Почему” |
2. | Характер полученного познания | Основная форма знания - научный факт и совокупность эмпирических обобщений | Знание фиксируется в форме идей, принципов, законов, теорий. |
3. | Используемые методы (преимущественно) | Наблюдение, измерение, описание, эксперимент и др. | Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматический метод, идеализация и др. |
4. | Связь с объектом исследования | Непосредственное взаимодействие с объектом | Опосредованное взаимодействие с объектом; оперирование идеальной моделью объекта |
Представленные различия, конечно же, не имеют абсолютного характера. В реальной научной деятельности эмпирия и теория неразрывно связаны и дополняют друг друга.
Пополните свой словарь следующими понятиями:
познание, объект познания, субъект познания, образ, объективность образа, субъективность образа, агностицизм, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, сенсуализм, рационализм, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, истина, догматизм, релятивизм, научное познание, метод познания, конкретное, абстрактное, наблюдение, измерение, описание, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, идеализация.
Выполните следующие творческие упражнения:
Задание 1
Какая гносеологическая позиция выражена в следующем фрагменте поэтического текста:
"Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что - внутри, во внешнем сыщешь;
Что - вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки".
И.В.Гёте.
Задание 2
Как называется философское направление, отраженное в следующем тезисе: "Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума".
Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938. - С.441.
Задание 3
Какая трактовка источников познания разделяется автором: "Высшее знание - врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Ещё ниже - знания, приобретённые в итоге одоления трудностей".
Конфуций. Методы обучения // Антология мировой философии. - Т.I. - Ч.2. - С.195
Задание 4
Какая гносеологическая позиция доказывается философом: "Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут быть ей сообщены ... чувствами".
Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. - М.-Л., 1936. - С.46.
Задание 5
Охарактеризуйте позицию агностицизма, приведите аргументы или примеры в доказательство тезиса: "Мир непознаваем".
Задание 6
Как вы понимаете рассуждение Ф.Бэкона: "Эмпирики, подобно муравьям, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела избирает средний способ: она собирает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии".
Бэкон Ф. Сочинения. - М., 1977. - Т.I. - С.58-59.
Задание 7
Как с различных гносеологических позиций можно ответить на вопрос: Дана ли человеку, когда он видит красное, ощущает твердое и т.п., объективная реальность или нет?
Задание 8
Какие аргументы вы можете привести для обоснования тезиса: "Мир познаваем". Как с этим утверждением совместить известный парадокс процесса познания. Чем больше мы знаем, тем больше, граница непознанного?
Задание 9
Доказано, что в природе нет красного, зеленого, желтого... Почему же все мы определяем цвета одинаково?
Задание 10
Какая гносеологическая позиция отражена в следующем рассуждении: "Поскольку внешние объекты так, как они являются чувствам, не дают нам путем своих операций в единичных случаях идеи силы, или необходимой связи, посмотрим, не выводится ли эта идея посредством рефлексии над операциями нашего собственного духа и не скопирована ли она с какого-нибудь внутреннего впечатления?"
Юм Д. Сочинения. - Т.2. - М., 1965. - С.66.
Задание 11
Чем отличается зрительный образ объекта в человеческом сознании от фотографии? Какое изображение более точно, адекватно отражает объект? Аргументируйте свой ответ.
Задание 12
Если мир вокруг нас противоречив, то и познание его должно быть противоречиво, только в этом случае оно будет истинно. Следует ли из этого, что непротиворечивое познание - заблуждение?
Задание 13
Мир находится в постоянном изменении, движении, развитии: мы же результаты познания развивающегося мира стремимся представить в законченных, статистических положениях - истинах. Как это противоречие разрешается в различных гносеологических концепциях?
Задание 14
Проанализируйте гносеологическую позицию философа: "Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её... Следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости - и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня ... есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений, воспринимаемых разными чувствами".
Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом. - М.,1938. - С.64.
Задание 15
Ведь ум творит
И может даже заселить планеты
Созданьями, светлее всех живущих,
И дать им образ долговечной плоти.
... безмерна мысль,
Ведь мысль дремотная вмещает годы,
Жизнь долгую сгущает в час один.
Д.Ж. Байрон
Какая характерная особенность мышления здесь отмечена? Как эта особенность интерпретируется в субъективно-идеалистической концепции?
Задание 16
"Истина - это то, что упрощает мир, а не то, что создает хаос".
А. де Сент-Экзюпери.
Какая особенность истинного знания здесь подмечена? Какие трактовки истины вы знаете?
Задание 17
Дайте определение понятия "объективная истина". Если все люди исчезнут и на "голой" Земле останутся только книги, то останутся ли истины?
Аргументируйте свой ответ.
Задание 18
Какие противоположные гносеологические позиции сталкивает М.Горький в следующем тексте: "...Во всем Мещанин делает существование человека полезным или забавным для себя. Он любит, чтобы в доме у него стояла прочная, удобная мебель, а в голове были крепкие, надежные истины, за которыми он мог бы хорошо укрыть себя от напора новых веяний мысли. И поэтому он всегда торопится сделать из смелых догадок Человека что-нибудь полезное для своего обихода - именно его работе жизнь обязана такой массой заблуждений и предрассудков, которые он считает истинами испытанной прочности. Ему гораздо удобнее веровать - он хочет жить спокойно - и он любит мыслить, потому что Мысль неустанно ищет и творит, исследует созданное ею и - разрушает, и вновь творит".
Горький М. Собр. соч. в 30-ти т.- Т.5. - С.489.
Задание 19
"И какое мерило истины может быть яснее и вернее, как не сама истинная идея? Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи".
Спиноза Б. Этика доказанная в геометрическом порядке //Антология мировой философии. - Т.2. - С.376.
Согласны ли вы с философом? Какие критерии истинного знания существуют?
Задание 20
"Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления".
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.- Т.18 - С.146.
Практика является одновременно абсолютным и относительным критерием истины. Поясните этот тезис.
Задание 21
Рассказывают, что английский ученый Дж.Томсон, открывший в 1897 г. электрон, был обескуражен, смущен и даже потрясен тем, что нашел, так как не мог поверить в существование тел, которые были бы меньше атома. Не без колебаний дались ему первые выступления перед коллегами и первые публикации, тем более что приняли его сообщение, мягко говоря, без энтузиазма. Продолжите философский комментарий данному обстоятельству.
Задание 22
"Что истинно, то абсолютно истинно само по себе; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги... Даже если бы все подвластные притяжению массы исчезли, закон притяжения тем самым не уничтожился бы, но просто остался за пределами возможного применения".
Гуссерль Э. Логические исследования. - М., 1951. - С.48.
Проанализируйте гносеологическую позицию автора.
Задание 23
Согласны ли Вы со следующим замечанием А.Пуанкаре по поводу "необычных" геометрий: "Чем более эти построения удаляются от самых обычных концепций и, следовательно, от природы и приложений, тем яснее видно для нас, что может сделать человеческий ум, когда он освобождается все более и более от тирании внешнего мира". Цит. по: Яновская С.А. Передовые идеи Н.И.Лобачевского - орудие борьбы против идеализма в математике. - М.-Л., 1950. - С.3.
Задание 24
Проанализируйте следующее высказывание М.Борна: "Наблюдение или измерение относятся не к явлению природы как таковому, а только к аспекту, под которым оно рассматривается в системах отсчета, или к проекциям на систему отсчета, которая, само собой, разумеется, создается всей применяемой установкой".
Борн М. Физика в жизни моего поколения. - М., 1963. - С.279.
Задание 25
Какие гносеологические проблемы отражены в следующем рассуждении Э.Маха: "В повседневном мышлении и в обыденной речи противопоставляют обыкновенно кажущееся, иллюзорное действительности. Держа карандаш перед нами в воздухе, мы видим его в прямом положении; опустив его в наклонном положении в воду, мы видим его согнутым. В последнем случае говорят: "Карандаш кажется согнутым, но в действительности он прямой". Говорить в подобных случаях об иллюзии имеет смысл с точки зрения практической, но ничуть не научной. В такой же мере не имеет никакого смысла... часто обсуждаемый вопрос, существует ли действительно мир, или он есть лишь иллюзия...".
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. - Т.18. - С.140-141.
Задание 26
О каком противоречии процесса познания идет речь в следующем утверждении: "Диалектика, - как разъяснял еще Гегель, - включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму"?
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр.соч. - Т.18. - С. 139.
Задание 27
Какая особенность процесса познания подмечена в следующем высказывании: "И день, и ночь пред нами солнце ходит, однако прав упрямый Галилей!"?
Задание 28
На какую особенность познания, обращал внимание Ф.Бэкон, утверждая, что Истина - дочь Времени, а не Авторитета?
Задание 29
О какой особенности познания и о каком противоречии процесса познания идет речь в следующем замечании: "Чтобы познавать, человек должен разъединять то, чего не следовало бы разъединять...".
Гёте И.В. Избр. филос. произв. - М., 1964. - С.320.
Задание 30
Абсолютизацию какой-либо стороны процесса познания иронически критикует философ в следующем вопросе: "Если моль разъела и съела всю шубу, значит ли это, что она эту шубу поняла и изучила?".
Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель,1990. – С.25.
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 3051;